Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
18
04:09, 16 октября 2015

Promod и MilaVitsa заменят в казахстанских моллах Armani и Hamleys или Особенности казахстанского антикризисного бизнеса

Blog post image

Между представителями казахстанского ритейла и владельцами торгово-развлекательного центра «Мега» разразился нешуточный скандал. Поставщики товаров мировых брендов больше не могут справляться с арендой, которая по их словам, при нынешнем курсе доллара составляет от 40 процентов с выручки. Сегодня они вынуждены были обратиться за помощью к журналистам.

Blog post image

«Бизнес в условиях новой денежно-кредитной политики государства становится не просто неэффективным, а убыточным, - заявил президент Ассоциации ритейлеров Василий Горевой, - Главная статья наших расходов - это аренда. Она стала слишком высокой, несмотря на дедолларизацию экономики, которую озвучил президент, мы наблюдаем картину, когда наши договора аренды привязаны к курсу валюту. Мы резиденты Казахстана почему-то должны вести расчеты в валюте другого государства. В нашу ассоциацию входят 60 брендов, 30 магазинов и 30 тысяч сотрудников. Коммерческие потери, которые мы понесем это большие проблемы, но за нами еще стоят коллективы сотрудников. В этой ситуации считаем, что должна быть обоюдная ответственность игроков бизнеса. Однако нам ответили, что слабые игроки умирают в условиях кризиса. Нам не один год, у нас есть компании, которые на рынке по 10, 15, 20 лет. Поэтому мы вынуждены были обратиться к прессе, это не революция, а эволюционный процесс, по которому прошел весь мир и наши соседи. Мы предлагаем делиться деньгами и оборотом, готовы платить микс и процент по налогам. Но наш рынок к этому не готов и мы вынуждены закрываться. Продаем на 10 тысяч тенге, а 6 уходят в аренду, и это не наш плохой менеджмент, спрос упал на 35 процентов в тенге во всем масс-маркете, а это самый дешевый сегмент».

Сегодня аренда ритейлеров с новым курсом составляет от 40 до 65 процентов, до девальвации она была 18,25 процентов. Директор ИП «Пименов» Константин Пименов, представляющий в Казахстане бренд MilaVitsa объяснил буквально на пальцах, как развивается сегодня его бизнес:

Blog post image

"Возьмем товар на 100 тенге, 80 пойдут на аренду, мне остается 20 тенге, из которых я должен платить налоги, зарплату и нести прочие расходы. В таких условиях бизнес оказывается в минусах, и он мне не выгоден".

Несколько магазинов в молле уже закрылись, на очереди остальные. А это такие популярные марки масс-маркета, как Mango, Kimex, TopShop, Aldo, New look. Всего, согласно пресс-релизу Ассоциации ритейлеров, их 35. На сегодняшнем брифинге в Mega руководство компании попыталось объяснить свои действия.

Blog post image

- В период девальвации  у нас также есть обязательства перед банками, есть займы в долларах и взять и отключить привязку мы не можем, - пояснил генеральный директор Mega Center Management Сейтжан Есмагамбетов, - И тем не менее мы установили курс 210, курс будет и дальше подниматься, а мы эту сумму зафиксировали на 6 месяцев, а потом будем смотреть на то, что происходит с рынком, но вполне возможно, что оставим эту цифру. Этот курс достаточно комфортен арендаторам, а не нам. Мы ведем переговоры с каждым арендатором и находим компромисс.

Однако, сегодня компромисс явно не наблюдался. Представителями 60 брендов предложили платить аренду по уже установленному курсу или искать новые площади.

- Спрос на торговые площади в нашем торговом центре есть, на освободившиеся места мы поставим других арендаторов. Кто эти игроки? Это конфиденциальная информация, могу сказать только, что ведутся переговоры с «Californication», «Hamleys» и другими известными марками. Все международные бренды, которые заходят на рынок Казахстана, мечтают попасть в Mega и работа с процента оборота для нас не выгодна, - заключил Сейтжан Есмагамбетов.

- Мы понимаем, что у владельцев ТРЦ есть обязательства перед банками, чаще всего в валюте. Но мы предлагали совместно информировать банки о том, что далее никто из ритейлеров не сможет платить по старым методикам расчетов арендных платежей. Даже, льготные курсы на 3-6 месяцев не решают этих проблем, - рассказал Василий Горевой.

Ранее на эту тему я уже общалась с представителями российского и украинского бизнеса, которые пик девальвации уже пережили. Их совет был однозначный – в условиях кризиса всем игрокам бизнеса надо договариваться.

Blog post image

– В кризис будет спад покупательской способности однозначно, -  сказала директор розницы компании Almeo Group Юлия Гатченко,-  Нужно спуститься с небес на землю и понять, что сегодня уже невозможно зарабатывать 400-500 процентов, главное удержаться, а потом зарабатывать. Вот когда дойдут все до этого, арендаторы и арендодатели, то работа пойдет.

Blog post image

Какой из всего этого лично у меня сложился вывод? Популярные некогда моллы станут доступны только тем, кто позволяет себе Armani, а представителям класса, до недавнего времени называвшего себя гордо «средним», придется вновь возвращаться на барахолки. Разочаровало и обнажившееся в этом конфликте расслоение в мире отечественного бизнеса на успешных и тех, кто «пришел с базара» и «там его место».

 

18