Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:47, 05 июля 2010

Нездоровый рейтинг

Какая всё-таки непонятная модель экономического развития складывается у нас. Вроде бы рыночная экономика, а регулируется полностью государством. Вроде бы демократическое общество, а власть практически бесконтрольна. В классическом виде становление рыночной экономики проходило именно через свержение монархий и установление полного контроля народа над всеми ветвями власти. И во всех странах, где хорошо развиты рыночные отношения, общество влияет на политический курс руководства и самостоятельно оценивает результаты работы выбранных ими представителей власти.


Если человек работал плохо, его просто больше не избирают. Никаких рейтингов проводить не надо, потому что в открытом обществе и так все очевидно. Тот факт, что наши акимы будут оцениваться по рейтинговой системе, причём самой же властью, свидетельствует о полном отсутствии какой-либо связи власти с народом и о закрытости от общества всей властной системы. Мнение общества никого не интересует, потому что оно никак не отражается на деятельности властных органов. Власть полностью самодостаточна и живёт в своём мире по своим правилам.

Это, конечно, наш собственный путь развития, который в определённой мере устраивает общество. Ведь исполнительная власть занимается абсолютно всеми вопросами общественно-экономической жизни, не оставляя возможности другим членам общества чувствовать себя хоть в чем-то самостоятельными, а значит, и ответственными. Ни за что ответственности нести не надо, за всё отвечает власть. А власть, в свою очередь, не имея такого мощного инструмента контроля, как общественное мнение, придумывает рейтинги, чтобы иметь хоть какую-то возможность объективно оценивать и контролировать деятельность исполнителей на местах.

Но подобный подход себя не оправдает, потому что в итоге акимы будут соревноваться друг с другом в набирании очков и баллов, а общество и экономика опять останутся в стороне. Ведь создать идеальную методику определения рейтинга невозможно, а если стараться учесть все факторы, то подсчет займёт полгода и рейтинг, соответственно, потеряет свою актуальность. К тому же подобные рейтинги, как правило, дают только количественную оценку. Качество в данном случае никого не интересует. Например, по разделу индустриально-инновационного развития будет оцениваться количество реализованных проектов. Один аким ввёл в строй пять проектов, другой – два. Соответственно, первый получит пять баллов, второй – два. Но пять проектов первого акима могут быть реализованы посредственно, а два проекта второго могут эффективно работать. И тогда получается, что больше баллов должен был получить второй аким.

Или будет оцениваться ремонт дорог. Первый отремонтирует двадцать участков, второй – пять. Но отремонтированных двадцать хватит только на один год, и они опять будут нуждаться в ремонте, а пять участков второго прослужат, может быть, три года. И как тогда оценивать работу акимов, какие баллы они заработают?

С другой стороны, такие негативные моменты в деятельности акимов, как неполное освоение бюджетных средств, рост цен на продукты, увеличение безработицы, закрытие предприятий малого и среднего бизнеса, могут значительно снизить их позиции в рейтинге, хотя объективно органы исполнительной власти не всегда могут полноценно воздействовать на эти процессы. Это же всё-таки рыночная экономика, а не централизованная система хозяйствования, как при Советском Союзе. В решении подобных экономических проблем должны быть задействованы все органы и ветви власти комплексно, потому что во многом они являются следствием глобальных процессов как на уровне страны, так и международном уровне.

Однозначный субъективизм таких рейтингов не даст никакого положительного эффекта, а вызовет только нездоровую конкуренцию между акимами по набиранию баллов. В ход будут идти все законные и незаконные методы, чтобы занять более высокую позицию в рейтинге. Местные исполнительные власти получат еще один мощный стимул заниматься показухой, а народ так и останется один на один со своими проблемами.

А проблем, судя по всему, меньше не станет. Мир всё ещё сотрясается от экономических негативных тенденций, «благополучная» Европа балансирует на грани дефолта, Таможенный союз пугает большую часть казахстанских предпринимателей, национальная банковская система не может выбраться из долгов, а малый бизнес продолжает сокращаться. На этом фоне весьма туманно выглядят грядущая осень и следующий год, и экономику ещё ждут большие испытания. Если последствия мирового экономического кризиса удалось частично нейтрализовать, влив в экономику страны астрономические денежные суммы, то для успешного посткризисного развития необходимо решать многочисленные вопросы структурного и организационного характера, чтобы экономические отношения развивались самостоятельно и многовекторно. Важно снять многие регулирующие функции с исполнительных органов и создать систему внутренней организации и саморегулирования бизнес-структур всех уровней. Экономика должна учиться двигаться и выживать сама, а не оставаться беспомощной перед лицом экономических проблем. И чтобы достичь такой тенденции, необходима консолидация бизнес-сообщества и власти, причём предприниматели должны занимать более ответственную позицию и думать об экономике в целом, а не только о своих частных интересах.

Прошедший недавно конгресс предпринимателей Казахстана в определённой степени продемонстрировал подобную позицию бизнеса, но говорить о каких-то позитивных изменениях пока преждевременно. Власть сильно зациклена сама на себе, и пока общество не найдет эффективных рычагов воздействия на чиновников, ситуация кардинально не изменится. И никакой рейтинг не сделает работу акимов эффективнее, пока его должность будет зависеть не от народного к нему отношения, а от вышестоящих лиц, для которых строчка в рейтинге всего лишь штрих к принятию кадровых решений.

Газета "Мегаполис" от 03.07.2010

0
326
5