Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-1
01:43, 03 октября 2015

«Двойные стандарты грантоедных НПО»

Чем больше Парламент работает над новым законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности НПО», тем больше недовольства и непонятной возни вокруг этого устраивают некоторые казахстанские неправительственные организации. Надо отметить, что практически  все протестующие НПО получают гранты от зарубежных грантодающих организаций, таких как USAID, Фонд «Сорос в Казахстане», Фонд «Эберта», Freedom House. Это крупнейшие грантодающие или, вернее сказать, грантораспределяющие международные организации. На самом деле их сеть намного шире и охватывает все страны мира.

Законопроект предусматривает нормы, позволяющие НПО получать от государства гранты на реализацию своих проектов, премии для НПО – в случае высоких результатов в социальной сфере, а также создания грантодающей организации. Эти нововведения не вызывают особых споров у «грантоедных» НПО.

«Грантоедные» НПО как огня боятся нововведений, касающихся подотчетности НПО перед обществом, которая должна по замыслу разработчиков законопроекта повысить прозрачность и открытость в деятельности всех неправительственных организаций, в том числе международных и зарубежных.

Теперь все без исключения НПО должны будут отчитываться перед уполномоченным органом о своей деятельности, учредителях, имуществе, источниках формирования и расходования денег.

Это чрезвычайно напрягает представителей грантоедных казахстанских НПО. Ведь теперь общественность увидит, какие НПО постоянно получают гранты от зарубежных доноров, какие проекты реализуют и какую приносят «пользу» обществу.

А между тем существует мировой опыт отчетности, более жесткий и не такой гибкий, как сегодня разрабатывается в Казахстане.

К примеру, в Великобритании необходимо предоставлять годовой отчет о деятельности сразу в два государственных органа: Регистрационную палату и Комиссию по делам благотворительности. В США действует закон FARA «Акт о регистрации иностранных агентов», согласно которому иностранные агенты, представляющие в американской политике иностранные правительства, а также зарубежные физические и юридические лица, раскрывали свои занятия и источники финансирования. Попробуйте такие требования предъявить к вышеперечисленным международным организациям, которые действуют в нашей стране. Международная общественность тут же обвинит Казахстан в недемократичности, понизит рейтинги, объявит персоной нон-грата и введет санкции…

Но вернемся к закону США. Целью этого законa является обезопасить страну от внутриполитического вмешательства. Закон, в частности, запрещает распространение «любых информационных материалов … в интересах … иностранного принципала» - то есть тот самый мониторинг, о котором так пекутся казахстанские НПО. Ну и последнее: за реализацию закона отвечает специальное подразделение в секции Отдела национальной безопасности Министерства юстиции США. За нарушение этого закона возможно наказание в виде лишения свободы.

И почему-то о таком «демократичном» законе никто ничего не говорит. Но стоило Казахстану только заговорить о подотчетности, как на него навешали всех собак, обвинили во всех грехах. И кто? Собственные же неправительственные организации, которые по умолчанию должны работать на благо родины.

В качестве еще одного примера очень примечателен опыт Германии: общественно полезные объединения и учреждения освобождаются от уплаты налогов, но они обязаны подтверждать поступление любых финансовых средств от своих спонсоров.

Очень жестко проводятся и проверки деятельности НПО в западных странах. От них могут потребовать сообщить о процентной доле финансовых ресурсов, используемых для сбора средств. Также они должны предоставлять свою финансовую документацию на аудиторскую проверку организации или лицу, не зависящему от руководства НПО.

И, конечно же, никто не станет отрицать, что когда неправительственные организации финансируются, по сути, иностранными правительствами, то это рассматривается как инструмент иностранных государств в проведении политики в отношении нашей страны. Поэтому вообще удивляет, что закон о деятельности НПО до сих пор не принят в нашей стране. Кто угодно мог лоббировать свои интересы, добывать нужную информацию, проводить всевозможные мероприятия с казахстанской молодежью. Кстати, это самый опасный и самый бездоказательный на данном этапе аспект деятельности НПО.

Как это работает? Используется открытый механизм проведения семинаров, тренингов, лекций, занятий, программы обмена студентами. Лекторами и преподавателями могут выступать как представители НПО, так и штатные преподаватели местных вузов. Разовая оплата через неправительственные фонды зачастую значительно превышает месячный заработок. А если еще удалось и расширить целевую аудиторию, привлекая новых слушателей и участников, программа получает новое финансирование и пролонгируется.

Одна из скрытых задач таких занятий заключается в выявлении неформальных лидеров (opinion leaders), которых в случае необходимости можно использовать в массовых протестных акциях. Из неформальных лидеров формируются пирамиды сетевого маркетинга. Студент-лидер, создавший свою группу в количестве десяти человек и возглавивший ее, получает вознаграждение. Высший доход получает тот, кто становится во главе тысячи человек. Ну а в качестве примера успешной деятельности сетевой структуры можно привести работу Фонда Freedom House по организации «цветной революции» в Украине в 2004 году. Этот Фонд успешно действует в Казахстане и сейчас, является одной из грантодающих организаций.

На постсоветском пространстве почти везде существуют разного рода представительства и офисы так называемого Международного республиканского института США. Чем занимаются члены указанного института, стало ясно 19 мая 2005 года, когда тогдашний президент США Дж. Буш поблагодарил своих сограждан за огромный вклад в продвижение свободы в зарубежных странах: «Свобода демонстрирует беспрецедентный прогресс по всему земному шару, мы стали свиде­телями революций «роз», «оранжевой», «пурпура», «тюльпана» и «кедра», и это только начало. По всему Кавказу и Средней Азии растут ожидания в связи с перспективами перемен, и эти перемены наступят».

Итоги этой «работы» мы видим сегодня. И это не только Украина или Грузия. Это и попытки раскачать ситуацию в Армении в начале этого года и в Таджикистане в эти дни. Во всех этих странах осуществление проектов по дестабилизации стало возможным при участии НПО, финансируемых через американские международные организации.

Поэтому, инициативы Правительства правильные и своевременные, их надо поддержать.

 
-1
228
0