• 67222
  • 157
  • 23
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Почему нет Макдональдса в Казахстане

История развития франчайзинга в экономически развитых странах насчитывает несколько десятков лет. Сама идея, родившись в США, быстро распространилась по всему миру. С появлением на карте новых государств западные франчайзеры получили дополнительные рынки. Сейчас практически не осталось страны с рыночной экономикой, где не присутствуют франчайзинговые компании.

Меняются и тенденции в плане страновой принадлежности  торговых марок. Если  раньше большая часть франчайзинговых брендов имела американское происхождение, то сейчас  появляются абсолютно новые концепции брендов из  стран Европы и Юго-Восточной Азии, сочетающие в себе элементы традиционной национальной культуры и современных технологий.
Международные бренды пытаются закрепить свои позиции на новых территориях, на т.н. emerging market. Так, рынки наших ближайших соседей   России и Китая буквально наводнены  иностранными компаниями, что сделало эти   рынки  тесными и вынудило местные компании искать новые территории сбыта.
В основном для экспансии компании используют дистрибутивный франчайзинг.
Китайский бренд Chonghong, специализирующийся в области бытовой техники, приобретает все большую популярность среди казахстанцев, успешно конкурируя с признанными мировыми лидерами. Большую часть импорта Казахстана  поставляют российские производители, которым и принадлежит  львиная доля франчайзинговых компаний, присутствующих на  рынке. Более 50 компаний в Казахстане работают по системе франчайзинга, часть из них оперируют по субфраншизе Турции или России, часть через дистрибутивный франчайзинг.
Некоторому  оживлению  франчайзинга в Казахстане споспобствовали следующие факторы :
1. Принятие закона о франчайзинге.
2. Появление Казахстанской ассоциации франчайзинга.
3. Программа кредитования франчайзинговых операций  в одном из местных  банков.
Но в Казахстане  не видно прямого присутствия  ни одного из известных  брендов-флагманов франчайзинга. Основным  сегментом франчайзинга является фаст фуд,  лидерами которого являются знаменитые Макдональдс, Сабвуэй и КФС,  и если мы говорим франчайзинг, то подразумеваем эти бренды.  Однако ни один из этих франчайзеров пока  не представлен на рынке Казахстана. Несомненно, как говорилось выше, в Казахстане представлены некоторые известные торговые марки, позиционирующие себя как франчайзинг, но это дистрибутивный франчайзинг,  мало чем отличающийся от банального импорта.
Почему же популярные франшизы  не стремятся  на наш рынок? Причин несколько.
Прежде всего франчайзинг - это тиражирование бизнеса, а для любого тиража важно количество, это обеспечивает экономическую выгоду проекта. Учитывая плотность населения Казахстана, рынок  здесь не является таким емким, как, например, в Китае или России. Франчайзеры  понимают, что окупить инвестиции при ограниченном сбыте  будет очень трудно. Бесспорно, это один из основных барьеров для развития франчайзинга.
Немаловажными факторами,  отрицательно влияющими на франчайзинг, да и на все предпринимательство в целом, являются  уровень бюрократизации, а также административные барьеры. Также франчайзеры  отмечают т.н. «неформальные расходы», что существенно повышает затраты на ведение бизнеса и конечную стоимость продукта для потребителя. Иногда барьером на пути выхода западных брендов на рынок Казахстана является решение менеджмента компании о  продаже мастер-франшизы на всю территорию СНГ одному оператору, как правило, российской  компании. Владельцы же мастер-франшизы  не спешат развивать другие территории, предпочитая  снять сливки с  основных мегаполисов России - Москвы и Питера.
Еще один аспект развития франчайзинга, это транспарентность. Роялти - один из основных платежей для франчайзера, плата за использование марки, и его величина зависит  от честности и прозрачности финансовой отчетности  франчайзи. Многие предприниматели используют двойную бухгалтерию, и в этих условиях, несомненно, очень трудно контролировать реальный уровень доходов франчайзи. Это сдерживает франчайзера в передаче эксклюзивных прав на предпринимательскую деятельность и в продаже мастер-франшизы.
Международные бренды проводят политику транспарентности, этого требует престиж  торговой марки, и любой намек на непрозрачность наносит большой урон имиджу компании и рыночной стоимости бренда.
Ссылки на то, что франчайзинг  не развивается, т.к. в Казахстане несовершенное законодательство в области защиты интеллектуальной собственности, беспочвенны:
Помимо закона о франчайзинге 2002 г. Казахстан имеет два основных международных договора в области охраны товарных знаков. То есть законодательные нормы в области  защиты интеллектуальной собственности закреплены.
Основываясь на международном опыте, можно заметить, что отсутствие закона  не является барьером для развития франчайзинга, многие страны не имеют специального закона о франчайзинге, тем не менее количество действующих франчайзинговых компаний в этих странах очень высоко.
Тот же Китай, где нарушения прав интеллектуальной собственности превышают все мыслимые пределы, а  закон о франчайзинге вступил в силу  лишь  в 2005 г., является лидером в мире по количеству  франчайзинговых сетей. Конечно, в РК существуют проблемы с практической  защитой интеллектуальной собственности. Но правительство решает эти проблемы, и уровень негативного влияния данного фактора на развитие франчайзинга невысок. При этом низкая активность  самих владельцев  брендов способствует появлению прецедента незаконного использования торговых марок.
Как показывает опыт Китая и России, западные торговые марки не стремятся к партнерству с местными предпринимателями. Примером является Макдональдс, отказавшийся от идей франчайзинга в России и управляющий своими точками без передачи прав местному партнеру.
Во всем мире франчайзинг считается престижным и прибыльным бизнесом. Но концепция франчайзинга для Казахстана пока нова. Институт оценки нематериальной стоимости  бренда находится на этапе становления, не хватает достаточной информации о тенденциях развития мирового франчайзинга, о последних предложениях франшиз. Информация в СМИ, в том числе в Интернете, отрывочна и основана на российском опыте, изучению англоязычных  сайтов мешает языковой барьер.
Недостаток  информации - это обоюдоострая проблема. Западные предприниматели не получают своевременно последние данные об экономике Казахстана,  в Интернете очень мало англоязычной информации о  стране.  По заявлению экспертов, в стране наблюдается рост денежной массы, и экономика испытывает  давление от перегрева в некоторых секторах. Это создает ненужную инфляцию в некоторых отраслях, таких как  строительство, где наблюдается постоянный рост цен на некоторые  строительные материалы,  что  отражается на цене конечного продукта - недвижимости.
В какой-то момент рынок может рухнуть из-за перенасыщения, и тогда инвестиции в недвижимость могут не оправдаться.
В таких условиях франчайзинг как объект инвестирования мог бы стать очень популярным. Предприниматели получили бы возможность инвестировать в более качественные сектора экономики, менее подверженные колебаниям,  ведь  статистика свидетельствует,  что франчайзинговые компании подвержены меньшему риску и более устойчивы.
Отечественные предприниматели понимают выгоду от вложения в зарекомендовавшую себя  франшизу. Спрос на качественные  франшизы, и даже на крупные бренды с паушальным взносом  около миллиона долларов США, постоянно увеличивается. Это говорит о готовности бизнесменов работать на   высоком уровне  франчайзинга.
Но на рынке очень   мало хороших предложений,  нишу заполняют псевдофранчайзинговые бренды  не международного уровня. Это мешает развитию качественного франчайзинга в Казахстане.
Главная роль в развитии франчайзинга должна принадлежать государственным институтам развития, поддержка на государственном уровне означает рост транспарентного конкурентоспособного  предпринимательства. Как показывает мировой опыт,  увеличение числа  франчайзинговых компаний  способствует росту экономики, создает дополнительные рабочие  места, увеличивает транспарентность бизнеса и налогооблагаемую базу, помогает распространению передового мирового опыта и последних инновационных технологий, развивает регионы.
Льготные кредиты, облегченное налогообложение на начальном этапе, создание специальных центров развития франчайзинга существенно помогло бы становлению франчайзингового пространства. Необходимо стимулирование инвестиций в франчайзинг, популяризация идей  франчайзинга через образовательные центры,  пропагандирование франчайзинга среди предпринимательства.
Конечно, покупка франшизы невозможна без финансов, и роль банков в развитии франчайзинга очень важна. В Казахстане растет интерес банков к кредитованию франчайзинговых операций, но традиционно высокие ставки и нежелание кредитовать стартовый бизнес делают затруднительной финансовую устойчивость франчайзинговых компаний. В развитых странах банки выступают как бизнес-инкубаторы и консультационные центры  для  франчайзи.  И, скорей всего, в будущем наши банки выступят как основные центры по продвижению франчайзинга в Казахстане  и в Средней Азии.
Алматы как  наиболее динамичный мегаполис достаточно привлекателен для   известных международных франчайзеров. Большой потенциал имеют такие сектора франчайзинга, как фаст фуд рестораны (сейчас ниша  практически не заполнена), гостиницы, мотели, автосервисы, гипермаркеты, одежда, компьютеры и сервис, химчистки, образовательные центры, фитнесс-клубы и т.д.
Несколько известных франшиз уже сейчас изучают  рынок Казахстана, это компании Gold’s Gym, New Horizons Computer Learning Centers, Sign*A*Rama, 1-800-FLOWERS.COM®, $1.00 Store Services, Inc., и, возможно, в скором времени  мы увидим  эти бренды на нашем рынке. Тем более что ожидаемое вступление Казахстана  в ВТО вынуждает казахстанских предпринимателей искать новые эффективные методы управления бизнесом, перенимать передовой мировой опыт для более безболезненной  интеграции в будущем с мировым экономическим пространством.

Бекнур  Кисиков,

Журнал Эксклюзив


29 июня 2010, 17:16
14621

Загрузка...
Loading...

Комментарии

у нас скоро в Семее откроется
в Семске уже два открылось
Там наверное у вас Makdonalbs открылся
Казахстанская франшиза fr.zhaksylyk-media.kz
с нуля до 1,5млн тг за 3 недели

---------------------------------------------------------
франчайзинг в Казахстане, франшизы Казахстана, купить франшизу, франчайзинговые новости Казахстана, франчайзинговый пакет, брендбук, закон о франчайзинге, консультация по франчайзингу, каталог казахстанских франшиз, выставка по франчайзингу, мероприятия по франчайзингу, товарный знак Казахстан,бренд казахстан, популярные франшизы, недорогие франшизы

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 12020
  • 177
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
21 авг. 2017 / 16:25
  • 5645
  • 34
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3504
  • 52
Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
theYakov
21 авг. 2017 / 17:21
  • 2910
  • 3
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 2405
  • 4
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2564
  • 67
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
21 авг. 2017 / 12:29
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2181
  • 1