• 66158
  • 157
  • 23
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Событийный франчайзинг

Событийный франчайзинг

Глава  из книги Бекнура Кисикова "Франчайзинг в Казахстане".

 

Выражение событийный франчайзинг (Event franchising) является совершенно новым термином и пока не вошел в экономические и франчайзинговые глоссарии. Дефиниция данного термина впервые происходит в рамках этой книги.

Сам по себе термин не имеет практического применения в силу того, что основные понятия, которые используются в трактовке данного термина, являются частью других сегментов и секторов. Поэтому, для полного объяснения термина следует сначала дать определения составным частям выражения.

Слово Event (событие, мероприятие) в английском языке имеет очень много значений, как социально – культурное, так и техническое и даже философское. Но в контексте данной книги интересно именно социально-культурное значение термина , впрочем это значение является и наиболее популярной семантикой слова. В русском языке используется как транслитерированный вариант – ивент, так и аналоговый перевод- событие.

Итак, Event (событие, или специальное событие) – это запланированное социально- общественное событие/мероприятие, которое происходит в определенное время и с определенной целью, и имеет определенный резонанс для общества.

К видам Event можно отнести:

Фестивали, карнавалы, парады, празднования;

Конференции, форумы, симпозиумы,круглые столы;

Образовательные мероприятия: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации;

Спортивные соревнования (например, Олимпийские игры);

Концерты, показы фильма, театральные постановки;

Юбилеи, свадьбы, торжества;

Деловые события: Выставки, ярмарки, торговые шоу, презентации, открытия предприятий, приемы, мероприятия, связанные с продвижением торговой марки и т.д.

Если опираться на данный список, применение слова «событие» в синонимическом контексте мероприятия, сужает свой ареал обозначения. Если в широком смысле слова выражение «событие» означает более обширное понятие, то в связке event – событие/мероприятие - это скорей профессиональный термин. В этом случае, значение слова «событие» используется в более узком семантическом диапазоне и более соответствует выражению «специальный случай». Например, конференция - это специальное событие или мероприятие, а финансовый кризис – это уже событие широком смысле слова.

Ивент – часть современного делового мира, и для организации таких событий сформировалась целая индустрия, т.н. ивент – менеджмент или сектор услуг по организации и проведению мероприятия/события. Это большая отрасль, занимающая значительную долю сектора услуг. В отрасли есть свои правила, профессиональные мероприятия и ассоциации. IFEA (Международная Ассоциация фестивалей и событий), члены которой находятся в более чем 40 странах мира, является профессиональным авторитетнейшим объединением сектора.

Проведение ивентов – это целое искусство со своими особенностями и специфическим жанром. И в каждом виде события есть свои специалисты, т.к. сами события являются частью совершенно разных отраслей. Ивент индустрия делится на много секторов, как по характеру события, так и по конечным целям мероприятия. Так, интересно отметить событийный маркетинг (event marketing), который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение определенной торговой марки с помощью ярких и запоминающихся событий или события.

Событийный маркетинг достаточно быстрорастущий сегмент, его доля среди других маркетинговых инструментов уже сегодня приблизилась почти к 50% . Существует даже специальный институт изучения проблем событийного маркетинга: это Институт маркетинговых событий (Event Marketing Institute), выступающий аналитическим и информационным ресурсом для компаний, специализирующихся в отрасли.

Практически любое событие можно использовать в качестве событийного маркетинга, но чаще всего это специализированные мероприятия по продвижению торговой марки компании: презентации, показы мод, road shows, корпоративные вечеринки, семинары и т.д.

Свое применение событие (ивент) получило и в туристической отрасли. В последнее время растет доля т.н. «событийного туризма» в секторе туристических услуг. Этот вид туризма становится все более популярным среди туристов, и существуют даже компании, полностью специализирующиеся на предоставлении такого рода услуг. В целом, данный сегмент является уже частью туристической отрасли. Что же такое событийный туризм? Несмотря на схожесть термина событийный туризм с термином событийный маркетинг, это сегменты разных отраслей. Как было сказано выше, событийный маркетинг – это часть ивент-менеджмента, который представляет собой проведение и организация специального события (или использование действующего события) для популяризации бренда/ов. Событийный туризм – это посещение событий, которые происходят в других странах. Например, посещение карнавала в Бразилии. Событийный маркетинг и событийный туризм могут быть партнерскими или смежными секторами. Как правило, организацией событийного туризма занимаются туристические компании, но не редкость и индивидуальный событийный туризм.

Событийный туризм может делиться на несколько видов:

Спортивный: посещение разнообразных событий спортивного характера: чемпионат, олимпиада, игры, индивидуальные спортивные встречи, кубки, престижные соревнования типа Уимлдон, Формула-1 и т.д.;

Деловой: посещение выставок, конференций, семинаров, форумов;

Культурно-познавательный: посещение зарубежных премьер, театральных постановок, фестивалей, концертов, перфомансов, карнавалов, шоу.

Приставка туризм появляется в том случае, если мероприятие проходит не в стране (или городе) визитера, а в другой стране.

Стоит также отметить еще один термин, который имеет отношение к событиям – маркетинг событий. Событие - это тоже продукт, и чтобы его продать нужна определенная маркетинговая стратегия. Например, ежегодную выставку франчайзинга в Париже посещают тысячи людей, но чтобы привлечь такое количество людей, организаторам этого мероприятия приходится проводить ряд маркетинговых мероприятий по привлечению клиентов: участников выставки, посетителей, спонсоров. Часто путают два термина: событийный маркетинг и маркетинг событий. Это два разных понятия. Если событийный маркетинг использует событие для продвижения определенной торговой марки, то маркетинг событий продвигает само мероприятие, т.е. продает само событие.

В ключе маркетинга событий наиболее удобно объяснить и событийный франчайзинг.

События бывают разного масштаба, уровня и направления. Существуют свои событийные мегабренды и свой сегмент для каждого события. И если рассматривать событие как продукт, то наиболее четко можно рассмотреть ее функциональные механизмы.

Каждое событие имеют свою торговую марку, свою технологию, свое ноу-хау, свою целевую аудиторию и свою миссию. Как было сказано выше, событие, как и любой продукт, требует специальных мер по продвижению.

И одним из методов продвижения события может выступить франчайзинг.

Итак, что же такое событийный франчайзинг?

Событийный франчайзинг - это дублирование формата определенного общественного события/мероприятия на другой территории, с сохранением оригинальной торговой марки (логотипа), миссии, концепции и формата события.

Как социальный и медиа франчайзинг, событийный франчайзинг можно отнести к неклассическим формам франчайзинга.

Как и в классическом франчайзинге, основной принцип событийного франчайзинга построен на копировании именно успешного события, которое имеет как успешную технологию, так и общепризнанный бренд и резонанс.

Фактически, любое успешное событие можно копировать. Среди самых известных спортивных событий, событийным мегабрендом можно назвать Олимпийские игры.

Олимпиада – это выгодный бизнес, позволяющей стране проведения заработать колоссальную прибыль. К примеру, Греция заработала на Афинах - 2004 почти 2,09 млрд. евро.

Прибыль от рекламы, трансляции, туристов, инвестиций в страну за счет Олимпиады и т.д., заставляет страны бороться за право проведения Игр у себя.

Сама Олимпиада является клонированной версией некогда успешного события - античных Олимпийских Игр.

Олимпийские Игры также имеют элементы событийного франчайзинга. Владелец франшизы (Международный Олимпийский Комитет) передает права на проведение мероприятия на определенной территории, торговую марку, логотип, уникальный формат события другому лицу (коим является оргкомитет страны проведения) на определенное время. Страна – хозяйка мероприятия получает известный бренд, апробированную технологию, различные инструкции и руководство, а главное миллионы клиентов.

МОК выступает как событийный франчайзер, страна проведения - как событийный франчайзи.

Но все же стоит отметить, что приведенный пример, хоть и имеет элементы событийного франчайзинга, но все же не является примером т.н. «классического событийного франчайзинга». Изначально в механизме проведения Олимпийских Игр заложен принцип проведения мероприятия на разных территориях. При этом отсутствует важный элемент франчайзинга – дублирование действующего оригинала. К примеру, если взять за оригинальное место проведения Олимпийских Игр - Грецию, то проведение Олимпиады в Пекине должно проходить одновременно (или в тот же год) с играми в Афинах, т.е. событие должно происходить при существовании действующего оригинала в Греции.

Но Олимпийский Игры интересны с точки зрения значительности самого события, наличия репликативного потенциала, который уже сейчас выражен в Зимней Олимпиаде, а также в Зимних и Летних Паралимпийских Играх.

Но существуют события, которые наиболее полно отражают элементы событийного франчайзинга.

Идеальным примером событийного франчайзинга является Всемирный Экономический форум в Давосе, который больше называют давосским форумом. то популярное событие мирового масштаба, собирающее на своей дискуссионной площадке тысячи знаменитых политиков и экономистов со всего мира. Как и любое успешное мероприятие, данное событие вот уже много лет копируется на разных континентах. Копируется формат гостей, политика форума и общая эгида мероприятия. Давосский форум в регионах работает на постоянной основе, при наличии оригинального мероприятия в самом Давосе.

Давосский форум ежегодно проходит в Восточном Китае, в Арабских странах и в Латинской Америке. Региональные партнеры/событийные франчайзи форума придерживаются формата, логотипа и брендового имени данного события.

В мире существуют много примеров событийного франчайзинга: фестивали, форумы, конференции, выставки и т.д.

 

29 июня 2010, 17:10
2414

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Прогноз эксперта: в Казахстане будут жить 5 миллионов китайцев

Прогноз эксперта: в Казахстане будут жить 5 миллионов китайцев

В ближайшие годы в Центральной Азии будут проживать восемь миллионов китайцев, считает заведующий отделением востоковедения национального исследовательского университета высшей школы экономики.
kurmanovainur
23 июня 2017 / 11:23
  • 39192
  • 19
Они сделали это! Kaspi Bank презентовал свое мобильное приложение

Они сделали это! Kaspi Bank презентовал свое мобильное приложение

Изучив ошибки предшественников и собрав воедино новейшие идеи онлайн-банкинга, Kaspi Bank наконец выпустил... свое мобильное приложение!
niyazov
20 июня 2017 / 15:05
  • 8538
  • 5
Кайрат Келимбетов об азербайджанской инвестиции: «Вернется и «тело», и проценты»!

Кайрат Келимбетов об азербайджанской инвестиции: «Вернется и «тело», и проценты»!

Мы записали уникальное интервью с Кайратом Келимбетовым. Предлагаю вам посмотреть первую часть, где мы постарались по возможности поставить все точки на «I» именно по Азербайджанскому вопросу.
Zhumanova
19 июня 2017 / 12:00
  • 6157
  • 7
Почему мы должны быть благодарны журналисту Джеймсу Палмеру за критику ЭКСПО

Почему мы должны быть благодарны журналисту Джеймсу Палмеру за критику ЭКСПО

Как одним критичным постом зарубежному журналисту Джеймсу Палмеру удалось вскрыть сразу несколько гнойников казахстанского общества.
anotherblogger
21 июня 2017 / 0:39
  • 6403
  • 63
В Казахстане заблокировали сайт, раскритиковавший EXPO в «захолустной» Астане

В Казахстане заблокировали сайт, раскритиковавший EXPO в «захолустной» Астане

Все помнят Медузу и ЖЖ. Теперь в этот "особенный" список попал сайт Foreign policy. Предполагается, что причиной блокировки стала нелицеприятная заметка Джеймса Палмера об EXPO в Астане.
Seattle
19 июня 2017 / 15:40
В каких случаях у вас могут изъять удостоверение личности?

В каких случаях у вас могут изъять удостоверение личности?

Недавно один знакомый задал вопрос: «Я сейчас выступаю как свидетель по одному делу. У меня забрали удостоверение личности (УЛ) в РУВД и не вернули обратно. Так можно?». Я сразу задалась вопросом...
asselsabekova
21 июня 2017 / 10:17
  • 2842
  • 10
Инструкции по сопроводительному письму и собеседованию, которые подойдут всем

Инструкции по сопроводительному письму и собеседованию, которые подойдут всем

Наткнулась на статью Ассоциации юристов Новой Зеландии, в которой они дают советы выпускникам юрфака по поиску работы. Статья меня поразила, поскольку там описано все до мелочей, а их советы подойдут абсолютно всем.
asselsabekova
20 июня 2017 / 16:10
  • 2518
  • 6
На Иссык-Куль через Юг. Не бойтесь ехать в Киргизию своим ходом!

На Иссык-Куль через Юг. Не бойтесь ехать в Киргизию своим ходом!

Очень живописная и бюджетная поездка вдоль всего берега по Иссык-Кулю! Мы, две обаятельные девушки, поехали вдвоем, подготовленные к совершенно автономной жизни в палатке, и ни разу ничего не...
yelenasergiyenko
22 июня 2017 / 13:20
  • 2381
  • 20
Это «колхозное сооружение» вредит имиджу города. Я, как алматинка, против!

Это «колхозное сооружение» вредит имиджу города. Я, как алматинка, против!

Почему эту трубу не проложили под землей? Она обезображивает улицу, как дикий багровый шрам от раны, зашитой равнодушным, криворуким и ленивым хирургом, обезображивает лицо.
ValentinaVladimirska
23 июня 2017 / 12:10
  • 2011
  • 31