Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
02:09, 09 сентября 2015

Открытое обращение Лиги юристов в Генеральную прокуратуру РК

Генеральная прокуратура Республики Казахстан

Администрация Президента РК

Республиканская коллегия адвокатов

Настоящее открытое обращение направляется в связи с прошедшими в 2014 году изменениями правил и порядка выдачи гражданам так называемых «Справок о судимости». Мы убеждены, что этот измененный порядок нарушает основополагающие права граждан Казахстана, закрепленные в Конституции РК и других законодательный актах, указанных в обращении.
Ранее Казахстанской лигой юристов, а также Республиканской коллегией адвокатов в средствах массовой информации публиковались статьи по данному вопросу, где подробно обсуждалась сложившаяся ситуация и доводы о нарушении прав граждан при выдаче данных справок.
Так, в соответствии с пп.9) п.1 ст.31 Трудового кодекса РК для заключения трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних запрашивается справка о наличии либо отсутствии судимости.
Согласно ст.79 УК РК лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, а также осужденное за совершение уголовного проступка, признается не имеющим судимости.
До лета 2014 года выдавалась соответчтвующая справка, в которой были указаны только сведения о непогашенной или неснятой судимости лица, на момент выдачи справки.
Со второго полугодия 2014 года после принятия Приказа Генерального прокурора РК от 10.07.2014г. №71 «Об утверждении Правил ведения и использования отдельных видов специальных учетов», справки о наличии либо отсутствии судимости были отменены и заменены новой формой справки.
Прошу обратить внимание, что принятие данного приказа прямым образом отразилось на правах тысяч граждан нашей страны, можно даже сказать на судьбах людей.
В результате принятия данного приказа при обращении в органы правовой статистики для получения справки о наличии либо отсутствии судимости выдается иная справка -  справка о наличии, либо отсутствии сведений о совершении лицом преступления. В новых справках указываются все имеющиеся сведения о преступлениях, совершенных запрашиваемым лицом, по состоянию на день проверки, о совершении запрашиваемым лицом преступлений, без учета их снятия и погашения, включая сведения о привлечении лица в качестве обвиняемого, осуждении, в том числе и за пределами Республики Казахстан, об освобождении от уголовной ответственности и наказания по не реабилитирующим основаниям, о возбужденных уголовных делах, прекращенных по не реабилитирующим основаниям, об отказе в возбуждении уголовных дел по не реабилитирующим основаниям.
В результате фактически игнорируется смысл ст.31 Трудового кодекса РК и ст.79 УК РК, так как вместо сведений о судимости указывается вся информация об уголовных делах и привлечении к уголовной ответственности.
Это приводит к тому, что, получив такую справку, лицо не может устроиться на работу, при этом не имеет значение, что лицо по закону не считается судимым. Это происходит в основном из-за исторически сложившегося уклада «советского» репрессивного мышления, менталитета общества и психологического отношения к лицам с подобной справкой.
Справка в органах правовой статистики физическими лицами запрашивается преимущественно для заключения трудового договора, поскольку в большинстве случаев работодатель требует у соискателей, хотя и незаконно в большинстве случаев. То есть буквально требуется именно «Справка о наличии либо отсутствии судимости», а не «Информация о наличии, либо отсутствии сведений о совершении лицом преступления».
Если Трудовым кодексом РК предусмотрена обязанность работника или соискателя вакансии предоставить «Справку о наличии либо отсутствии судимости», то уполномоченный орган обязан предоставить именно эту справку, именно о судимости, учитывая ее погашение или снятие, а не все сведения о возбужденных и прекращенных уголовных делах, уголовном преследовании, тем более, что по новому уголовному законодательству стадия возбуждения уголовного дела и доследственной проверки вообще отсутствует. Сейчас расследование уголовного дела может быть начато по факту подачи заявления, без предварительной проверки, со всеми вытекающими регистрационными сведениями о гражданах в систему специальных учетов.
Таким образом, не понятен сам смысл упразднения «Справки о наличии либо отсутствии судимости» и предоставления информации о всех возбужденных и прекращенных по реабилитирующим основаниям уголовных делах, при этом органами правовой статистики не делаются разграничения между уголовными проступками и преступлениями.
Также, если согласно ч.9 ст.79 УК РК погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, за исключением ограничений, установленных назначенным пожизненно дополнительным видом наказания, то тем более прекращение уголовного дела, даже по нереабилитирующим обстоятельствам, таких последствий нести не должно.
Но, по факту, негативные правовые последствия, что называется, «на лицо», множество людей с такими новыми справками испытывают реальные трудности при трудоустройстве. Кстати, в этом мы убедились после опубликования статьи, когда в наш адрес стали приходить масса писем и отзывов с описанием их проблем из-за «новых» справок. Многие лишились работы, заработка, возможности получения гражданства, лицензий и т.п.
Кроме того, само название государственной услуги: «Выдача информации о наличии либо отсутствии сведений по учетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о совершении лицом преступления», подразумевает информацию о совершенных преступлениях.
Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни (ст.10 УК РК). Это значит, что преступлением может быть признано только то деяние лица, вина в совершении, которого доказана в установленном порядке.
Так, согласно презумпции невинности и в соответствии пп.1) п.3 ст.77 Конституции Республики Казахстан лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда.
В данной связи, учитывая, что при прекращении уголовных дел на стадии досудебного разбирательства (даже по нереабилитирующим основаниям), отсутствует факт установления виновности вступившим в законную силу приговором суда, то соответственно невозможно утверждать, что лицом было совершено преступление.
Таким образом, органы правовой статистики не имеют полномочий выдавать информацию «о совершении лицом преступления», если уголовное дело было прекращено без приговора суда, а значит и не было преступления в юридическом смысле.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, сложившаяся ситуация противоречит следующим нормам вышестоящих нормативных правовых актов:
- ст.77 Конституции РК;
- ст.10 и ст.79 Уголовного кодекса РК;
- пп.9) п.1 ст.31 Трудового кодекса РК.
В связи с изложенным, просим Вас рассмотреть возможность отмены или изменения Правил ведения и использования отдельных видов специальных учетов», утвержденных Приказом Генерального прокурора РК от 10.07.2014г. №71 с целью приведения его в соответствие с законодательством Республики Казахстан для прекращения ущемления конституционных прав граждан.

 
От имени Казахстанской лиги юристов:
Ануарбек Скаков
Ерлан Ерболатұлы
 
10
656
3