Онай — новая система электронного билетирования общественного транспорта г. Алматы

41027
166
0
208

Подробное описание новой системы оплаты общественного транспорта в г. Алматы с 1 октября 2015г.

Пост о новой системе электронного билетирования общественного транспорта был бы неполным без рассказа о проекте ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы», целью которого является снижение выбросов парниковых газов от транспорта и улучшение окружающей среды нашего города.

Всего этого планируется достичь посредством улучшения управления общественным транспортом и качеством воздуха, повышением эффективности и качества услуг общественного транспорт, комплексным управлением дорожным движением в целом, а также «реализацией демонстрационных проектов для повышения информированности и улучшения знаний об устойчивом транспорте», проще говоря, с помощью PR-активностей.

В рамках данной стратегии уже к 2023 году в Алматы должна функционировать интегрированная, устойчивая и безопасная транспортная система, предоставляющая услуги высокого качества всем слоям населения. По замыслу разработчиков эта транспортная система будет вносить большой вклад в экономическое развитие города без негативного воздействия на экологию.

На сегодняшний день же ситуация с транспортом в Алматы обстоит следующим образом:

  • За счёт уже существующих заторов экономика несёт убытки в размере 210 миллионов тенге ежедневно, т.е. 60.000.000.000 тенге ежегодно.
  • Автомобильный транспорт в Алматы ежегодно сжигает более 772 миллионов литров бензина и дизельного топлива, причем более 90% от этого объёма потребляется частными автомобилями.

Поэтому приоритетными пунктами в стратегии проекта выбраны:

  1. Повышение качества услуг общественного транспорта
  2. Популяризация немоторизированных передвижений (велосипедные дорожки, переходы)
  3. Модернизация дорог для предоставления преимуществ общественному транспорту
  4. Управление транспортными потоками.

Также будут прорабатываться: интеграция транспортного планирования и градостроительства, управление парковками, интеграция городского и пригородного транспорта, и популяризация автомобилей с низким уровнем выбросов.

Но есть ряд, сложившихся не за один год, проблем с финансированием и управлением, которые новому акиму предстоит решить. Так, к примеру в Алматы, в отличие от других городов мира с развитой транспортной системой, финансирование общественного транспорта — это забота жителей города, а не муниципальная услуга. От этого можно будет уйти, если у акимата будет информация о регулярном пассажирском потоке в общественном транспорте, которую как раз-таки можно будет получить посредством введения электронной системы билетирования, но об этом подробнее расскажу дальше.

Стратегия устойчивого транспорта г. Алматы 2013-2023

Существовавшая до недавнего времени система мониторинга передвижений транспорта была малоэффективна и не могла выполнять свои функции на 100%, как-то развиваться, в виду того, что договора с подрядчиками заключались всего на год. Разумеется, в таких условиях поставщики услуг вполне резонно не хотели\не могли вкладываться в покупку нового оборудования, развитие персонала и функционала, не имея ни гарантий, ни перспектив на дальнейшее сотрудничество.

ЦДС Алматы

Также, у транспортного холдинга до недавнего времени не было возможностей регулировать транспортные потоки общественного транспорта. Именно поэтому на одном участке маршрута сейчас мы можем видеть столпотворение автобусов нескольких смежных маршрутов и нестабильное расписание их появления на остановках, и именно поэтому перестало функционировать полтора года назад приложение Citybus, запущенное для того, чтобы пассажиры могли видеть передвижение маршрутов в реальном режиме на экране смартфона и планировать своё расписание.

Citybus приложение

Всё дело в том, что некоторые водители автобусов тоже установили себе это приложение и стали отслеживать положение своих коллег и подстраивать свой время своего маршрута таким образом, чтобы набирать больше людей в салон с одной остановки, а идущий следом транспорт в результате был полупустым.

Дабы нивелировать все эти негативные факторы, влияющие на регулярность хождения общественного транспорта, обеспечить качественный мониторинг и регулирование, была создана Центральная Диспетчерская Служба (ЦДС). Вместе с тем запуск ЦДС позволит проанализировать насыщенность потоков общественного транспорта в городе и принять меры по оптимизации маршрутов.

GPS-трекер в автобусе

Для этого весь городской общественный транспорт планируется оборудовать GPS-трекерами, которые к тому же будут исполнять функцию бортовых компьютеров для водителей троллейбусов, автобусов, трамваев и метро. С помощью этих устройств водители смогут связываться с диспетчерами ЦДС в случае необходимости, получать информацию о предыдущем и последующем транспорте и т.д. Интересный факт: по словам технического директора «Транспортного холдинга» этот программно-аппаратный комплекс является 100% казахстанской разработкой. С помощью него, ЦДС сможет:

- вести реестр водительского состава, работающего на пассажирском транспорте г. Алматы;

- фиксировать факты нарушения водителем исполнения маршрута;

- фиксировать факты нарушения водителем скоростного режима;

- определять время начала и окончания работы водителя на маршруте;

- фиксировать продолжительность нахождения водителя за рулем.

- обеспечить прямую связь между диспетчерской службой и водителем;

- Оказывать информационную поддержку водителю по скоростному режиму; качеству и статистике исполнения маршрута; интервальному движению на маршруте.

- Уведомлять водителя о необходимости помощи посадки и высадки пассажира с ограниченными возможностями;

- Обеспечить единое голосовое оповещение о текущей и следующей остановке.

- Осуществлять контроль работы системы электронного билетирования.

Данные о перемещениях общественного транспорта города, полученные с помощью ЦДС, могут лечь в основу оптимизации маршрутной сети и решить ряд проблем по качеству обслуживания перевозчиков. Данной системой диспетчеризации на сегодняшний день охвачено уже 122 городских маршрута.

Электронная система билетирования общественного транспорта Алматы

Ну, а теперь пора рассказать собственно о самой электронной системе билетирования общественного транспорта, получившей звучное название — Оңай! (в переводе с казахского — легко, просто). Реализация данного проекта возлагается на ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы». Запланированная дата запуска - 1 октября 2015 года. Для вливания инвестиций, в проект были привлечены отечественные инвесторы. Сумма инвестиций на сегодняшний день составляет более $12 млн. Зачем нужна эта система, как она будет работать и чем она лучше провалившейся попытки внедрения цивилизованной оплаты проезда с валидаторами?

Начнём, пожалуй, с первой части вопроса. В первой части своей публикации я частично затронул эту тему, теперь пора копнуть глубже. Введением системы электронного билетирования теоретически возможно решить следующие задачи:

  • вывести собираемые средства за оплату большей части перевозок в общественном транспорте из теневого оборота.
  • увеличить налоговые поступления в бюджет города.
  • получить объективную оценку объема рынка пассажирских перевозок в городе Алматы в разрезе пассажиропотока и денежном выражении.

В свою очередь, решение этих задач позволит городу инвестировать в развитие общественного транспорта и быстрее реализовать вышеупомянутую стратегию, определить допустимый тариф за перевозку пассажиров и багажа, т.е. аудировать перевозчиков.

Как она будет работать?

В автобусы, троллейбусы, трамваи и метро будут установлены терминалы оплаты, к которым необходимо будет прикладывать карты оплаты.

терминал онай

Сами карты оплаты будут распространяться через киоски Дауыс (210 точек), Караван (66 точек), КАЗПРЕСС (85 точек), КАЗЛОТО (70 точек), а пополнять их можно будет через POS - терминалы QIWI (1950 точек), Таулинк (67 точек), ТХА (400 точек), а также стационарные терминалы QIWI (4909 точек), НПС (209 точек).

В принципе, проблем с покупкой и пополнением карт возникнуть не должно, терминалы и киоски сейчас стоят на каждом углу, в любой подворотне. Пополнение будет выполняться без каких-либо комиссий. 500 тенге внес в терминал — 500 тенге зачисляется на оплату поездок.

Чуть позже возобновит работу и приложение Citybus, в обновленной версии которого можно будет проверять и пополнять баланс с помощью электронного кошелька и платежной карты.

Стоимость карты будет составлять 400 тенге, из которых 320 тенге — залоговые, т.е. совершив одну поездку, можно будет себе вернуть 320 тенге, принеся карту в пункт реализации. Но это целесообразно только для туристов и гостей города на мой взгляд.

льготные карты онай

Будет выпущено 5 видов карт:

  1. для школьников
  2. для студентов
  3. для ветеранов ВОВ
  4. социальная транспортная карта
  5. единая карта

Первые 4 вида карт будут именными, без возможности передачи другим лицам. На них будет нанесено фото и личные данные о владельце. Единая карта будет унитарной. Также стоит отметить, что до 1 декабря льготные карты будут выдаваться бесплатно.

карта онай

Бдить за сознательностью алматинцев, пользующихся общественным транспортом, будет новая служба — КРС (Контрольно-Ревизионная Служба), которая войдёт в состав «Транспортного холдинга г. Алматы» и будет состоять из 376 сотрудников. Они будут работать в 2 смены, в каждую смену будет трудиться 75 бригад, состоящих из 2 человек. И если раньше за проверяющих контроллеров себя часто выдавали как угодно одетые персонажи, собиравшие штрафы «на лапу», то теперь ревизорам выдадут форму и POS-терминалы, чтобы всё было предельно официально и в рамках закона. Для проверки необходимо будет приложить карточку, к терминалу, чтобы на дисплее отобразился статус: оплачен или не оплачен проезд.

КРС

Проблемы внедрения

Одним из препятствий, возникших на пути внедрения новой системы электронного билетирования ОТ (общественного транспорта), стало несогласие перевозчиков заключать договора о материальной ответственности. В результате подобных обстоятельств были сломаны и разворованы валидаторы, которые пытались внедрить несколько лет назад. Чтобы избежать такого сложения событий в этот раз, новый аким города прямо во время презентации проекта поручил решить данный вопрос в срочном порядке, в обратном случае, у тех, кто откажется заключать договор о материальной ответственности и отвечать за сохранность переданного оборудования, будут отозваны лицензии на осуществление перевозок.

Бауыржан Байбек. Аким Алматы

Второй проблемой для 100% охвата всего общественного транспорта новой системой является аварийное состояние 43% курсирующих по маршрутам машин: из 937 проверенных транспортных средств частных и привлеченных перевозчиков, 406 непригодно к установке новой системы. Причина — нехватка средств у перевозчиков на ремонт и обновление своих автопарков. В срочном порядке, понятное дело, такой вопрос не закрыть, но Бауыржан Байбек всё же дал поручение изыскать средства и возможности для решения этой проблемы.

Уверен, что у новой системы билетирования будет много противников, протестующих против её введения, но будут и союзники, которые здраво оценят её перспективы и полезность. К кому вы отнесёте себя?

P.S. Я ещё не определился :)

UPDATE

Что делать в случае утери карточки? Как сделать карточку именной?

При потере или краже карт, владелец должен будет позвонить на специально выделенный номер Транспортного холдинга, чтобы карточку заблокировали. При это данные по ним будут оставаться в базе, вам просто сделают замену с имевшимся балансом на счету.

По умолчанию, это возможно сделать со льготными картами, которые выпускаются именными. Чтобы подобная схема восстановления действовала для единой карты, её необходимо будет зарегистрировать на сайте http://onay.kz/ ,который должен запуститься 20 сентября.

Ad

Rate post

208

Comments

Login to comment