Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
06:42, 06 сентября 2015

Crowdfunding и с чем его едят

Краудфа́ндинг - (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). За подробной информацией всем в википедию.

Около полугода назад ко мне пришла идея начать свою кампанию по сбору средств на свой проект. Прошерстив в гугле англо- и русскоязычные страницы, я так и не нашел достаточно информации. В этом посте решил объединить все то, что изучил за последние полгода собственных исследований.

Для начала рассмотрим три платформы. В сети можно найти кучу краудфандинговых платформ, наиболее популярные из них это:

Разберем вкратце все три платформы:

Blog post image

На самом деле я разместил gofundme на первом месте неспроста. Эта платформа больше всех позволила собрать средства за 2014 год (470 млн. подорожавших долларов). По сути на gofundme вы можете открыть кампанию на практически любую тематику - начиная от пожертвований и сбора средств на какие-либо события, заканчивая бизнес проектами. Как по мне, так gofundme больше акцентирован на личные цели. К сожалению, gofundme доступна лишь для нижеперечисленных стран, куда Казахстан не входит. Список стран, где работает gofundme: Australia, Austria, Belgium, Canada, Finland, France, Germany, Ireland, Italy, Luxemburg, Netherlands, Span, USA, UK. Поэтому gofundme отпадает для нас. Но если у вас все таки есть банковский счет в одной из вышеперечисленных стран, то проблем не возникнет при обналичивании средств.

Blog post image

Уверен многие из вас слышали о кикстартере, в основном благодаря независимым игровым разработчикам, которые предлагают профинансировать разрабатываемый ими проект для его же дальнейшей реализации. Также, предлагая скидку за игру или бесплатную версию, участие в бета тесте или раннем доступе (как Early Access в стиме), а некоторые даже за внушительную сумму готовы пригласить на ужин, но это больше подходит для известных личностей как Тим Шейфер или же Ричард Levelord Грей. Анонсированный на недавнем Е3 игра Shenmue 3 от Ю Судзуки собрала более 6 млн. долларов из запрошенных 3 млн. Конечно простым разработчикам до таких успехов далеко, так как все таки большую роль играет фанатская база и известность предыдущих работ.

Кикстартер как и gofundme тоже для нас отпадает, так как в нем могут открывать свои кампании по сбору инвестиции только жители нижеуказанных стран: Australia, Austria, Belgium, Canada, Danmark, France, Germany, Ireland, Italy, Luxemburg, Netherlands, New Zealand, Norway, Span, Sweden, Switzerland, USA, UK. Но для самых пытливых есть вариант съездить в штаты и открыть там счет в банке (напр. Bank of America).

Blog post image

Сразу скажу "ДА" - это платформа подходит для граждан Казахстана и России, поэтому более детально разберем ее.

Немного истории: В 2008 году Indiegogo дебютировала на Sundance Film Festival как краудфандинговая платформа по сбору инвестиций для работы над фильмами. В 2010 заключив соглашение о партнерстве с MTV, началась создавать уже платформа для различных стартапов. Ну и пик славы пришелся, когда Президент США Б.Обама пригласил Indiegogo для проекта Startup America.

Сейчас на Indiegogo 24 категории для сбора средств

Blog post image

Ниже список успешных проектов на Indiegogo:

Преимущества Indiegogo:

В отличии от других краудфандинговых платформ у Indiegogo есть три способа собирать инвестиции:

  • Fixed funding (Все или ничего) - если ваш проект набрал запрошенную вами сумму за указанное количество времени (от 1 до 60 дней), то вы получаете их на свой счет за минусом 5% от собранной суммы (это услуги Indiegogo) и минус % за перевод на ваш счет (% зависит от страны). Если же ваш проект не соберет необходимой суммы, то деньги обратно возвращают вкладчикам. На кикстартере работает только эта схема.
  • Flexible funding (Оставь себе то, что собрал) - то самое основное преимущество Indiegogo, когда даже не набрав требуемой суммы, ты вправе получить собранную сумму на момент окончания кампании, за минусом уже 9% (услуги Indiegogo), но если все-таки удалось собрать требуемую сумму при Flexible funding, то Indiegogo берет только 5%.
  • InDemand (Собирай даже после окончания) - этот пункт автоматический включается при условии, что ваш проект собрал требуемую сумму за установленный срок и до старта кампании была включена опция во вкладке "InDemand" (7 пункт в редакторе кампании на сайте Indiegogo).

Многие зададутся вопросом: Зачем использовать Fixed funding, если есть Flexible funding, где можно получить все, что было собрано, независимо от успеха кампании. Дело в том, что многие вкладчики больше предпочитают обезопасить свои вклады, инвестируя только в те проекты, которые будут успешны и соберут требуемую сумму, либо получить деньги обратно. Это палка на двух концах - если вы уверены, что соберете необходимую сумму, то лучше выбирать Fixed funding, в таком случае больше людей готовы будут вложиться в ваш проект (продукт) без какого-либо риска.

Система оплаты:

Indiegogo предлагает два варианта сбора инвестиции: кредитная карта и PayPal. С первым вариантом все понятно, инвестирование от взносчиков (бэйкеров) идет через кредитную (дебетную) карту на счет платформы, далее по окончанию переводится на вашу карту, при успешном завершении кампании. В среднем деньги зачисляются от 15 до 30 дней, за минусом как уже говорилось выше процента за услуги Indiegogo и процента за перевод на вашу карту.

Второй вариант также позволяет инвестировать, но уже без указания данных карты, напрямую через PayPal. В этом случае у вас должен быть зарегистрированный PayPal аккаунт. Руководство по регистрации вы можете прочитать в этой статье. Гражданам Казахстана можно зарегистрировать аккаунт и выбрать именно свою страну, благо PayPal поддерживает Казахстан в плане оплаты через эту платежную систему, но вот в плане обналичивания средств встает проблемная ситуация, нужно иметь прикрепленный банковский счет в штатах, но как говорится - "при желании можно сделать все", об этом можно прочесть здесь.

Встает вопрос: зачем заморачиваться с платежной системой PayPal, если достаточно было бы указать способ сбора через кредитную карту. Дело в том, что PayPal является самой безопасной платежной системой без внесения данных вашей банковской карты, что обезопасит и упростит работу каждого пользователя. В общем мы потеряем определенный (немалый) процент потенциальных инвесторов.

Идем дальше...

Приступаем к оформлению страницы краудфандинговой кампании. В первую очередь нужно позаботиться о качественном описании вашего продукта и далее перевести его на английский язык. В этом случае не помешает иметь в команде человека, который хорошо владеет английским. т.к. по мимо перевода основного текста с описанием продукта, нужно будет еще постоянно отвечать на вопросы будущих вкладчиков.

Красивый и стильный дизайн один из ключей к успеху и поднятия доверия к себе со стороны вкладчиков. Поэтому заранее позаботьтесь о дизайнере в команде или найдите фрилансера, который сможет оформить несколько постеров вашего проекта, которые вы потом будете размещать не только на своей странице, но и на различных ресурсах, где будете привлекать новых людей.

Обязательно нужно снять качественное видео о своем продукте. Лучше всего, если вы также покажете свою команду и каждый из них немного расскажет о ключевых моментах продукта. Личный контакт посредством видео увеличит планку доверия со стороны вкладчиков. Также желательно добавить красивые заставки с логотипом продукции и переходы. В гугле можно найти кучу бесплатных готовых шаблонов. А еще можно потратиться и приобрести на сайте Videohive огромное количество качественно сделанных заставок для своего видео.

Сайт - это ваша визитная карточка продукта. Не стоит регистрироваться на бесплатных хостингах. Лучше приобрести хостинг и выкупить доменное имя. Это придаст большей солидности вашему проекту, к тому же у вас будет официальный email (напр.: ваше.имя@название_продукта.com). На сколько помню сейчас на hoster.kz можно приобрести хостинг от 6.000 KZT в год, плюс доменное имя бесплатно. Сам же сайт сейчас несложно сделать самому, очень много инструментов доступно для обычных пользователей. Например WordPress или же Joomla (поддерживается хостером). Также очень рекомендую использовать Mobirise - очень удобный инструмент для создания сайтов, никакого коддинга, все делается простым drag & drop (просто переносишь нужные элементы на страницу). С помощью только одного из этих конструкторов сайта можно сделать очень красивую страницу (даже с paralax эффектами).

Социальные сети - один из важных инструментов PR вашего продукта и страницы краудфандинговой кампании. Обязательно стоит зарегистрироваться на всевозможных соц.сетях (Facebook, VK, Linkedin, Twitter, Tumblr, YouTube, Google+ и т.д.) В каждой из страниц сделайте отдельную страницу посвященному вашему продукту. На YouTube обязательно создайте свой канал для продукта с загруженными видео. После, при создании краудфандинговой страницы на Indiegogo, можно будет все соц.страницы привязать к ней.

Создав почту на платном хостинге не забудьте оформить подпись со ссылкой на страницу кампании. Мелочь, но зато кому бы вы не писали, все будут видеть ссылку, уж пару человек да зайдут посмотреть и возможно они и будут одними из вкладчиков.

Blog post image

Громовой хлопОк или Thunderclap

Thunderclap - платформа с помощью которой можно быстро и легко рекламировать свой продукт в социальных сетях. Это своего рода краудфандинг, но уже голосов. Если вы набрали требуемое количество голосов (поддержавших) за указанное количество времени, то в день завершения кампании соц.страницы всех тех людей, поддержавших ваш проект через Thunderclap, одновременно выложат пост с той информацией, которую вы сами подготовите в момент старта кампании в Thunderclap. Эффект на самом деле очень действенный, если вас поддержат хотя бы 100 человек, а у каждого из них в среднем по 100 друзей, то пост о вашем продукте увидят более 10.000 человек. Потому имеет смысл попросить поддержки тех у кого в друзьях более 1.000 человек.

Очень удобно будет использовать Thunderclap до старта вашей кампании на Indiegogo. Поставьте дату окончания кампании в Thunderclap в день начала кампании на Indiegogo, чтобы в первый же день получить максимальное количество посещений вашей страницы на Indiegogo. Это будет влиять на gogo-фактор (информация ниже).

GOGO-фактор - это внутренний алгоритм платформы Indiegogo, которая влияет на отображение вашей кампании на главной странице сайта. Т.е. чем больше вашу страницу кампании посещают пользователи, тем больше вероятность того, что информация о вашем продукте будет красоваться на главной странице, а также на страницах Most trending и т.д.

СМИ

Договоритесь с интернет изданиями о публикации статьи вашего продукта. Конечно не все согласятся, но например из 150 изданий, которым вы напишите, хотя бы 10-15 должны ответить положительно, все зависит от того кому и как вы напишите. Нужно только заранее обговорить с ними условия публикации - сами ли вы напишите статью, а они отредактируют после или же они напишут на основе предоставленной вами информации. Многие запросят оплату за публикацию статьи или обзор вашего продукта, здесь уже как получиться договориться или же оплатить, если готовы потратиться. В общем, чем больше интернет изданий напишут о вашем продукте со ссылкой на краудфандинговую страницу, тем больше будут дополнительных заинтересованных лиц.

График краудфандинговой кампании

Советую создать календарь всей кампании, где вы по дням распланируете, когда и какое издание будет публиковать статью о вашем продукте, когда лучше начинать кампанию в Thunderclap и когда ее завершать. Самое важное - это не прекращать поток новой аудитории на вашу страницу.

Blog post image

В следующей статье напишу о том, насколько удачно завершилась моя кампания на Indiegogo, запуск которой состоится 15.09.2015

Если вам понравилась статья и оказалась хоть немного полезной, то был бы очень благодарен, если бы поддержали мою кампанию нажав перейдя по этой ссылке и нажав Support with Facebook или Support with Twitter.

3
3040
2