Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
22:18, 10 августа 2015

«Традиционная жизнь в степи»: 8 фактов о серьгах, о которых вы еще не знали

«Традиционная жизнь в степи»: 8 фактов о серьгах, о которых вы еще не знали

«Покажись мне на глаза, когда тоскую я, ахоооу,

ты так похорошела, когда надела серьги, пай-пай.

Невеста моя, приходи поскорее, звеня серьгами, ахоу,

Сердце щемит, оно ждет тебя, пай-поу».

Отрывок из народной песни «Сырғалым».

Иногда мальчикам тоже надевали серьги

Родители, у которых очень поздно родился мальчик, следуя примете, продевали в ухо ребенка серьгу. Это делалось с целью уберечь его от сглаза, различных недобрых сил, для того, чтобы ребенок был здоров. У казахов мальчики носили эту серьгу до пяти лет, а у узбекского народа — до вступления в брак. В узбекской семье, когда мальчик взрослел, начинал возмужать, его родители устраивали той на всю округу, на котором они вынимали серьгу из уха сына. У казахского народа такой той называется «сырға той». Обряд ношения сережки у мужчин сохранялся вплоть до начала ХХ века. Редкие случаи встречались и до 40–50 гг. ХХ века.

«Традиционная жизнь в степи»: 8 фактов о серьгах, о которых вы еще не знали

Любимые дочери отца носили сережку в носу

Согласно исследователю Андрееву: «Казахские женщины носят на груди украшения. На голову надевают жаулык (платок), а сверх оного — накладку на лоб, у коей прицеплены нитки жемчуга и коралла. Некоторые носят в носу маленькое серебряное колечко, по которому определяют любимую дочь отца. Перстней надевают множество; носят серьги по большей части на больших кольцах, длинные с жемчужинами». Судя по этим сведениям, можно предположить, что у казахов бытовала традиция ношения сережки в носу.

«Традиционная жизнь в степи»: 8 фактов о серьгах, о которых вы еще не знали

Серьги оберегали от сплетен и пересудов, недобрых слов

В народном представлении серьга защищала своего владельца от негативной энергии, недобрых слов, сплетен и пересудов. Кроме того, когда женщины вели разговор между собой, то несовершеннолетним детям, которые находились рядом, говорили «құлағына алтын сырға» — «золотые серьги в уши» для того, чтобы ребенок не воспринимал ненужные ему сведения, а черпал из беседы только всё самое ценное. Серьги — это и внешний атрибут, показывающий авторитет женщины. По размеру серег можно судить о собственности их владелицы, о возрасте, происхождении, можно определить, в какой среде она росла.

Кроме того, художественное решение при украшении серег применялось в зависимости от материла, из которого изготавливались серьги. Серьги, покрытые золотом, усеянные драгоценными камнями, притягивали взор. Женщины Средней Азии носили объемные серьги. Считалось, что чем серьга объёмнее, тем она дороже и красивее, что соответственно повышало и статус владелицы. Часто женщины, собираясь на той, надевали такие тяжелые серебряные серьги.

«Традиционная жизнь в степи»: 8 фактов о серьгах, о которых вы еще не знали

Серьги подготавливали женщину к материнской роли

Серьги влияют на формирование внешней красоты девушки, на совершенствование ее женских качеств. Считается, что данное изделие — это залог того, что девушка в будущем сможет родить много детей. На серьгах у девушки, достигшей возраста, когда ее можно сватать, присутствуют изображения Солнца, Луны, а на подвесках серег — зерна семян, листочки цветка, которые указывают на ее репродуктивность. Все это намекает на то, что она может родить много детей. На сегодняшний день, согласно традициям, считается неприличным не носить кольца, серьги. Так, используемый в казахских сказках элемент — временное превращение девушки в серьгу(-и) указывает на принадлежность этого изделия слабому полу, а драгоценные камни в казахских эпосах воспринимаются как символ красоты.

Есть традиции, которые не поддаются пониманию

С тела умершей женщины снимают все украшения, а ее волосы заплетают. Оставляют только серьги, потому что бытует поверье: если в ушах женщины нет сережек, то в ушное отверстие вползет змея. Если при жизни женщина не носила серьги, в таком случае нужно было обязательно проколоть мочки ее ушей. По сведениям Табарида, в 728–729 гг. н. э. и 738–739 гг. н. э., когда тюрки оплакивали полководцев, погибших на войне, то женщины расцарапывали себе лицо и продырявливали себе уши. До начала ХХ века считалось строгим правилом так наказывать себя, когда казахские или киргизские женщины становились вдовами. В храме Пенджикента есть картина, на которой изображен момент отрезания ушей во время оплакивания усопшего. Подобный обряд распространен у многих народов мира.

Читать продолжение

3
836
1