В гостях у будущего. Часть 2. Искусство как голос улиц

Barsa 2015 M08 1
164
0
2
0

Смеркалось… Стрит-арт – динамично развивающееся направление современного искусства, и первый Музей уличного творчества опять же стоит на берегах Невы. Совпадение или нет, но буквально после...

Смеркалось…

Стрит-арт – динамично развивающееся направление современного искусства, и первый Музей уличного творчества опять же стоит на берегах Невы. Совпадение или нет, но буквально после впечатляющих научных прорывов Гик Пикника новый сезон в музее открылся выставкой «Вспомни будущее». Правда, взгляд художников на грядущее оказался не столь радужным.

Лицемерные улыбки как примета времени


Почему-то ретроспектива в "совок" стала творческим плодом размышлений о будущем

Анонс куратора выставки Наили Аллахвердиевой уже вогнал в мрачное настроение: «Мы приглашаем художников стать прорицателями, создать свои образы будущего, передать свои мечты или опасения о завтра, высказать предостережения, рассказать об угрозах». Видите, как много слов с негативным оттенком? Немудрено, что работы получились либо о побеге от реальности и его невозможности, либо о том, какие вокруг лицемерные сволочи, либо о том, что в прошлом была советская идеология и вот к чему она нас привела. Большими буквами написано «Yesterday» – где Yes перечёркнуто, а сверху приписано No. И ещё лозунг на огромную стену – чёрный флаг с белыми буквами «Назад нельзя». Страшно!


Смотреть на игру слов в несколько метров вышиной - довольно скучное занятие

Второй куратор, он же гид, Арсений Сергеев добавляет масла в огонь: «Проблема в том, что мы потеряли свое будущее. Его вроде как не стало. Кому, как не художникам, говорить об этом?» Вот так и говорит: потеряли будущее, мол. Как будто это пуговица, которую мы держали в руке и вдруг обронили. Как будто будущее в принципе у кого-то БЫЛО, а не БУДЕТ. Далее он ведёт экскурсию внутрь полуразрушенного помещения завода из трёх залов: «Обратите внимание, во всех трёх комнатах появляется мотив храма. Всякий раз это какая-то храмовая ситуация. Мы вроде как должны молиться что ли…»

Угроза для будущего - вернуться в прошлое

Насколько райтеры, полотнами которых являются городские стены и дороги, могут быть прогнозистами, – судить не берусь. Но если до сих пор стрит-арт, случайно встречаемый на улицах, создавал настроение и заставлял смотреть на окружающее свежим взглядом, то «воспоминания о завтра» это настроение закопали наглухо – на два метра в глубину. Близость к Европе с её санкциями ли, общая экзистенциальная тоска русского человека или творческий эпатаж тому виной – но я впервые согласилась с тем, что художник от слова «худо».

Ближайшее будущее художники оформили в объявлениях. И в этих объявлениях - продаётся всё!

Пожалуй, единственным светлым пятном в экспозиции стала инсталляция Александра Шишкина-Хокусая, востребованного петербургского сценографа, живописца, графика и перформансиста. В его работе взрослые находятся на уроке у ребёнка. Как объяснил гид, люди, которые нас учат, – часто сами оказываются незрелыми. А мне привиделся в работе Александра намёк на то, что самые большие уроки жизни мы получаем от детей. В том числе как радоваться жизни, о чём, похоже, российские художники напрочь забыли. И раз уж организаторам выставки так понравилась метафора с храмом, хотелось бы напомнить им слова того, кому там молятся: «Будьте как дети».

Инсталляция "Практики взросления" останавливает и заставляет задуматься

Оцените пост

2
Дальше