Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
23:03, 29 июля 2015

Как сделать, чтобы в вашей компании люди мечтали работать?

Недавно Нурсултан Назарбаев задался вопросом, почему за 20 лет в стране не было создано ни одного экспортного бренда? Я решила расширить тему брендов вопросом: Почему не создано вообще ни одного сильного бренда среди казахстанских компаний в целом, а не только на экспортном рынке?

В маркетинге есть один очень важный вопрос, ответ на который  дает понять, есть ли будущее у компании или нет. Этот вопрос звучит так: «Готовы ли вы рекомендовать нашу компанию и наши продукты своим друзьям и близким?».

Такой же вопрос HR может задать своим текущим сотрудникам анонимно, чтобы ответы были честными: “Готовы ли рекомендовать свою компанию как идеальное место для работы своим друзьям и близким?”. Думаю, ответы не сильно будут совпадать с ожиданиями.

Чтобы ответы совпадали, руководителям казахстанским компаниям необходимо значительно усилить свой бренд работодателя (employer brand).

Как раз об этом я пообщалась с Асланом Кокаевым, сооучредителем рекрутингового портала HiPO.kz. Что нужно сделать для создания хорошего бренда работодателя и как сделать из своих сотрудников поклонников бренда?

Blog post image

Что такое бренд работодателя и почему этим вообще нужно заниматься?

- У каждой компании есть свои продуктовые бренды, неважно сервисные услуги это или нет, и для каждого из них компании выбирают определенное позиционирование.

Соответственно, тоже самое необходимо и для рынка труда. Сейчас, когда люди устраиваются на работу, они ищут информацию о том, что  представляет из себя компании.  И здесь компаниям необходимо правильное позиционирование, чтобы привлечь к себе наиболее талантливых и перспективных кандидатов.

К примеру, есть компания «Mars». Все знают, что они делают шоколадки, все знают их вкус, но мало кто представляет, как там работается, какой жизнью живут ее сотрудники и стоит ли вообще стремиться работать у них?

 

Это всего лишь небольшой пример, но таких компаний сотни тысяч во всем мире и, с недавнего времени, у бизнеса появилась такая потребность как   позиционирование компании как работодателя.

Employer brand – это имидж работодателя, то есть, насколько привлекательно для соискателей работать в той или иной компании.

 

- У нас в Казахстане разношерстный рынок: есть международные компании  со своими сильными стандартами, есть амбициозные локальные компании, которым по сути не надо ничего придумывать. Важно взять лучшие практики и имплементировать их. Как ты считаешь?

- Если мы говорим про международные компании, то однозначно многие интересные вещи на наш рынок пришли именно с ними. Такие термины как employer brand и HR brand не исключение, поэтому нам очень повезло, что в Казахстане много международных компаний, которые приносят с собой технологии и знания.

Почему локальным компаниям необходимо инвестировать в свой бренд работодателя и пользоваться лучшими практиками?

Все просто: чтобы привлечь и удержать интересных кандидатов. Чтобы набрать качественный персонал   нужно понимать, что талантливым людям нужно что-то большее, чем название компании и зарплата. Им необходимо понимать ее ценности, миссию, отношение к людям и т.д.

В результате выросла целая индустрия. К примеру, во многих международных компаниях на глобальном уровне созданы департаменты и единицы, которые занимаются только созданием и развитием employer brand.

В Казахстане пока этим занимается департамент HR, но в плане продвижения они оперируют с маркетингом или PR-подразделениями.

- Наверное, мы говорим больше про операционную реализацию, но кто на самом деле должен отвечать и переживать за бренд работодателя?

- Конечно, тот, кто подписывает все заявления на работу. Главным за развитие employer brand в любой компании я считаю только СЕО, то есть председателей правления или генеральных директоров.

Почему?

Потому что employer brand  наряду с продуктовыми брендами становится активом для любой компании. Когда мы говорим о Google, у нас сразу встает образ в голове, какой классный у них офис, что это место для креативных людей. Согласитесь, мало кто подходит по специфике для работы в этой технологической компании, но многие мечтают там оказаться.

Компании тратят немалые средства на рекрутинг правильного персонала для своих бизнес-направлений. В крупных компаниях Казахстана штат HR-департаментов достигает до 50 человек, которые занимаются поиском сотрудников по открытым вакансиям.

Фактически сотрудник HR отдела тратит 160 часов в месяц  на поиск, собеседования и т.д.  Если убрать тот факт, что о компании мало что известно на рынке для потенциального кандидата, то риск того, что компания будет просто менее привлекательной для человека, очень высок.

 

Если у компании хорошо развит employer brand, то сотруднику HR не нужно тратить время на то, чтобы много рассказывать о компании, чем она занимается, какие у нее цели, проекты и т.д. В принципе, собеседник все это уже будет знать. Цель собеседования будет более предметной: о самой вакансии и навыках.  В масштабах для компании это сокращает расходы на привлечение хороших сотрудников и на их удержание как минимум в 5 раз.

 

- Я думаю, что это, наверное, одна из самых веских причин для казахстанских компаний – развивать свой бренд работодателя, если это раз в 5 сокращает расходы. А чтобы ты посоветовал тем, кто хочет развивать EB, с чего нужно начать?

 

Глобально работу с employer brand можно разделить на 2 части: онлайн и оффлайн.

Если мы говорим про онлайн, то это обязательная активность в социальных сетях, потому что при поиске работы все больше людей аппелируют к интернету.

Кстати, я бы выделил 3 казахстанских банка, которые активно работают над своим брендом. Они предлагают интересный контент.

Сейчас в эпоху «хайперов», когда компании целенаправленно хотят найти талантливых кандидатов, нужно понимать: для многих high potential кандидатов зарплата не ключевой фактор. Они ищут место, где они могут профессионально развиваться, интересные проекты, ценности.  А об этом нужно активно рассказывать.

Простой пример. Банки достаточно консервативны. Много информации они не могут разгласить, но, к примеру, банк Астаны отрыто рассказывает о своем офисе, о людях, которые в нем работают и т.д.  Уверен, что пользователи интернета при выборе банка Астаны или другого банка в качестве места работы проявят больше симпатий в пользу первого.

Дело в том, что работа над employer brand  - это в первую очередь повышение сознательного отклика на вакансию.

Если говорить про другие банки, то к примеру, банк PBK  делает нестандартные вещи, чтобы привлечь интересных кандидатов и удержать текущих. Недавно они объявили о 4-х дневной рабочей неделе. Никто из других банков такое не практикует, это было смелым шагом. Значит компания готова экспериментировать, инвестировать в свой персонал. Кроме  того, насколько я знаю, в этом году, банк запускает образовательный центр.

Необязательно быть сотрудником банка RBK, любой сотрудник любого банка при желании повысить свою квалификацию может пройти курсы в этом образовательном центре.

Это будет еще одна институция для того, чтобы кадры на рынке могли профессионально улучшаться.

У АТФБанка есть замечательная идея – совместно с фондом Есенова они запускают проект «Комета». Что он из себя представляет?

Это программа стажировок на конкурсной основе. Будут отбираться выпускники  университетов, которым интересно поработать в IT и в рисках.  После прохождения программы банк будет отбирать пул кандидатов, которых затем будут вести индивидуально по карьерной лестнице внутри банка.

То есть, АТФБанк готов вкладываться в кадровый резерв, вкладываться в кандидатов вплоть до топовых позиций.  Это очень классная инициатива и возможность для нашего рынка труда.

- Ты назвал кейсы по банкам, а есть примеры в других отраслях?

- В компании Philipp Morris есть интересная программа  «Здесь и сейчас», в JTI – программа «Jump». Мы были в офисе JTI  и увидели, сколько  хороших условий они создают для своих текущих сотрудников. Что касается других FMCG, для «Danone», к примеру, очень важны локальные кадры, и они вкладывают в их развитие.  Все эти компании открыто рассказывают о своих ценностях и о том, каких людей они хотят у себя видеть.

- А что является самым важным в employer brand, вокруг чего все строится?

- Здесь все работает также, как и в любом маркетинге. Нужно понять, какое «Уникальное предложение работодателя» (УПР) вы можете  создать для рынка труда, которое бы отличало вас от конкурентов?

Фактически именно вокруг этого «Уникального предложения работодателя» затем и строится вся концепция развития самого employer brand.

Большинство компаний привлекают к этому специализированные компании, которые могут помочь создать и выстроить «Уникальные предложения работодателя». Именно это и будет отдельным направлением для нашего проекта HiPO.kz. Мы хотим создать компаниям привлекательный бренд работодателя.

Если есть «УПР» и есть концепция, то остается только реализовать все это в коммуникациях.

Ниже  можно увидеть, какие вещи включает в себя employer brand.

Blog post image

Если главы компаний уделят своему бренду больше внимания, именно с точки зрения бренда работодателя, то однозначно, в Казахстане появится свои компании, о работе в которых кандидаты будут мечтать.

 
3
1065
5