Yvision.kzYvision.kz
kk
Dress-Me -  женский онлайн журнал
1 188 постов4 подписчика
DressMe - это модное сообщество, созданное специально для успешных и динамичных людей, кому не безразличны мода и красота.
1
08:42, 22 июля 2015

Карим Рашид: «Человечеству пора в четвёртое измерение...»

Blog post image

Вопреки ожиданиям, на лекции мировой знаменитости «Дизайн как формирование глобальной культуры» столпотворения не наблюдалось. Организатор мероприятия художница Алеся Артемьева непривычно щепетильно для нашей ивент-практики подошла к аккредитации СМИ и приглашению гостей. Основным условием для первых стала резонансность, для вторых — профессионализм по теме. Как ни странно. Фильтром для остальных послужила цена билета: сначала в 80 тысяч тенге, а после скидки — в 50 тысяч. Блестящая публика, которую мы привыкли видеть на событиях такого уровня, — «гуру стиля, моды и дизайна», их глянцевые панегиристы и бриллиантовые дамы-патронессы — осталась без просветления от истого гуру и без щедрого фуршета в отеле Rixos. Персонального приглашения никто из них, увы, не дождался, а билеты они сами почему-то не поспешили приобрести. Хотя, если их послушать, только и живут тем, что спасают мир красотой, а деньги для них — лишь презренный металл.

 

Исключением стала главред франшизного журнала SNC (в России его не так давно возглавляла Ксения Собчак) Мадина Аманова. Она одна в тот день представляла перед высоким — во всех смыслах — гостем из-за рубежа наш глянец во всей красе. Тогда как свет южной столицы являли собой Гульнара Сарсенова, в чьей неординарной биографии кроме прочего значится сопродюсирование фильмов — международных призеров «Монгол» и «Тюльпан», известный интерьерный дизайнер Татьяна Школьник и издатель «Азия – Информ», она же модельер Татьяна Цой. Первая, кстати, была по-прежнему в своем о-о-очень узнаваемом образе: полубокс со взбитой волнами чёлкой и высветленными прядями плюс непроницаемо-чёрные очки. В общем, поздравляем Алесю и всех нас с её дебютом ивент-продюсера. На моей памяти это редчайший случай в новоказахстанском гламуре, когда мировую знаменитость привёз новичок, никак не связанный с двумя соперничающими светскими мафиями: где с одной стороны «дамки» (гранд-дамы, рубящие по жизни направо и налево, как «дамки» в шашках), а с другой «господинчики» (хотя точным было бы отличать эту мафию по окрасу сексуальной ориентации). И в обход самочинной монополии означенных мафий на фешенебельные презентации.

 

Может, собранию и не хватало светского лоска, но подобающий ажиотаж присутствовал. Вновь приходившие гости осматривали выставленные тут по случаю картины Алеси Артемьевой (философская лирика в технике: клей, фактурные крупы и колоритные специи) и устремлялись запечатлеть себя вместе со звездой перед нацеленными со всех сторон камерами и посредством селфи. Мистер Рашид, исповедуя демократичность в дизайне, оставался верным идеалу в общении с народом: в фото на память никому не отказывал. Своему многолетнему имиджу он тоже не изменил. Белые брюки и рубашка, розовые кеды и пиджак, из-под рукавов которого выглядывали незамысловатые татуировки, плюс розовые же очки в массивной пластиковой оправе.

 

Лекция продлилась больше часа. Далеко не всё стало «откровением от Карима». Были мысли, лично мной замеченные как общие места в интервью с известными дизайнерами. А именно: «всё вокруг прямо влияет на нас, поэтому надо ответственно относиться к дизайну повседневных вещей», «мы живем в цифровую эпоху, наше время определяется особенными способами коммуникации, и дизайн предметного мира призван отвечать духу времени», «современный дизайн должен быть эргономичным, предназначенным для переработки и включать в себя передовые технологии»… На традиционный вопрос наших СМИ, понравился ли Кариму Рашиду Алматы, он ответил политкорректным шаблоном заезжих знаменитостей: «Красивый и спокойный город, в котором чувствуется влияние западной и восточной культур». И немного рекламы «на нашем канале»: «Но вам нужны более прогрессивные здания. Если найдётся заказчик, я готов работать». Тут мне вспоминаются приватные высказывания иностранных гостей, у которых нет никаких интересов в Казахстане. Приятно удивляет их Алматы, обычно, обилием зелени со спасительной тенью в летнюю жару и вполне себе питьевой водой прямо из-под крана. Тогда как кроме Вознесенского собора уникальной дореволюционной архитектуры и Мемориала Славы с Вечным огнем в парке 28 гвардейцев-панфиловцев на их взгляд больше смотреть не на что. «Прогрессивных» конструкций и стеклянных высоток на земном шаре хватает.

 

При благородном стремлении не только преобразовывать серую действительность, но и самому внешне выделяться из нее, Карим Рашид явно обделен личной харизмой. Вряд ли пресный «фронтон», тусклый взгляд и улыбку в стиле «немного солнца в холодной воде» спишешь на усталость от глобальной занятости вообще и от перелёта в частности. Как известно, у харизматичных натур усталости не бывает. По крайней мере, на людях. Добавьте сюда объективную причину неполного контакта лектора и аудитории — разноязычие. Перевод с английского, конечно, осуществлялся незамедлительно, отличный уровень переводчицы отметил весь зал. Ещё очко в пользу организатора Алеси Артемьевой. Тем не менее, вынужденное прослушивание и первоисточника и перевода всегда утомительно. К концу лекции слушатели заскучали, заёрзали на стульях затёкшими седалищами и зашушукались между собой.

 

Но для встречи с личностями уровня Карима Рашида это пустяки. Конечно, он дал гурманскую пищу к размышлению. Причем при почтительных возражениях аудитории Карим сам заметно оживал, свои ответы усиливал жестами и смехом почти как Italiano vero. Однако, развитие спора не принимал априори. Знает себе цену. Выше — только звёзды на небе. На вопрос из зала, кем из великих коллег он вдохновляется, ответил: «Не хочу показаться высокомерным, но я не знаю ни одного дизайнера, художника, который бы своими работами соответствовал современности. Разве что Голливуд, снимая фантастику, претендует на роль настоящего творца». Публика недоумевала, мол, а как же Заха Хадид, чей деконструктивизм перекликается с вашим футуризмом, Филипп Старк, который, как и вы, преобразовывает быт в искусство?.. Но гуру продолжал вещать: Заху Хадид он уважает, не более, а Филипп Старк ему не симпатичен тем, что ваяет кич, который осмеливается величать новым трендом.

 

«Дизайн должен идентифицировать свою эпоху.— категорично заявил мистер Рашид. — Если сегодня просят сделать что-то, например, под барокко, это не дизайн, а стилизация под барокко». Наш философ от дизайна настаивает даже на некой этичности в своей сфере, утверждая, что о моде следует говорить то же самое, если дизайнеры обращаются к прошлому: «Итальянцы в этом отношении более честны, называя себя только стилистами». Заметим от себя, что вряд ли стоит проводить водоразделы между «честным дизайном» и «копирующим стилем». Поиск нового и интерпретация старого для культуры — как древо в два ствола. Отсечёшь справа или слева — и нет гармоничного целого. Достойный пример достойного синтеза старого стиля и новых технологий — Вестминстерский дворец с башней Биг-Бена, возведённый в XIX веке, однако в духе давно почившей готики. Или будем оспаривать сей образ — символ Лондона?

 

Указывая на убранство балрума Rixos, где проходила лекция, Карим Рашид вопросил: «Разве это не кич? Как это отражает наше время?» «Но разве никак не отражает? — хотелось возразить ему. — Наше время это всё те же «нулевые», апофеоз потребительства, несмотря ни на какие кризисы. Люкс и гламур. Отсюда вся эта «дворцовая роскошь»: ковры, колонны, лепнина, позолота, хрусталь». И не в одном пресловутом духе времени дело. Классика даже в своих суррогатах на то и классика, что общепринята независимо от национальных границ и вкусов индивидуумов. Ещё её неотъемлемое преимущество — торжественность. Что и требуется для публичных мест. Когда проектируется не бутик-отель на десяток номеров для отдельных оригиналов, а «караван-сарай» с международным размахом, тогда не до рисков с авторскими проектами. Все дороги ведут к старой, доброй классике. Или псевдоклассике.

 

«Миру, созданному скучными и банальными людьми», и в котором мы живём, наш романтик противопоставляет как здоровую альтернативу собственное творчество: «Главный тренд сегодня — кэжуализм. Свыше 50% всей производимой в мире обуви — «сникерсы», наибольшая доля в одежде приходится на джинсы». Если старый «аналоговый» мир был жёстким и стабильным, то наши цифровые реалии гибкие и постоянно меняются. Дизайн всего, что окружает нас, должен быть плавным, аморфным, бесшовным, «отсутствующим». В общем, все для «невыносимой лёгкости бытия» и движения вперёд. С этим не согласились бы разве что проектировщики трансформаторных подстанций и исправительных учреждений. Загвоздка в том, что интерьеры от Карима Рашида отнюдь не «отсутствующие». Наоборот. Валунные формы, кислотная палитра, оптические иллюзии скорее грузят на уровне ощущений, нежели «отпускают». И такой антураж точно требует от потребителя определённой адаптации. В отличие от столь презираемой дизайнером-революционером «плюшевой» классики.

Blog post image

За железными аргументами в обоснование своей философии Карим Рашид обратился к истории и антропологии. Но тут вовсе выдал профанацию. Когда люди для жилья копали пещеры, утверждает он, они делали их круглыми. Там всё было обтекаемым, ни одного угла. Во-первых, возразим мы, пещеры нашим предкам копать не приходилось. Они находили таковые готовыми — от матушки-природы. А вздумали бы выкопать, то как бы они это сделали палками-копалками и скребками? Если и сегодня, несмотря на высокотехнологический арсенал, горные работы одни из самых сложных и затратных. Как ни странно, но элементарные землянки и первые глинобитные хижины в поселениях неолита уже квадратные в своей планировке. Не говоря о последовавшем затем триумфе геометрии в пирамидах майя и Египта, зиккуратах Древнего Междуречья и во всей цементно-мраморной античности. Мистер Рашид, однако, продолжал, что «нарезать на прямые линии и квадраты» в интересах массового производства капиталистической промышленности начали во времена Ренессанса. Дескать, тогда в творческой практике установилось двумерное, если так можно выразиться, пространство, плоскостный мир. Уважаемый лектор, вы о чём?! Феномен архитектуры и искусства Возрождения как раз заключается в открытии перспективы, объёма, трёхмерности! Отчего холсты да Винчи, Караваджо, Рембрандта по сей день выглядят куда более живыми, чем вся фотоцифра нашей хвалёной современности.

 

Знаменитый гость продолжал: «Мы с вами сами асимметричны, в человеческом теле нет ни одной прямой линии. Квадратура двумерности для нас противоестественна! Сейчас мы переживаем переход к трёх- и даже четырёхмерности. Ведь четвёртое измерение — время, иначе говоря, наш жизненный опыт. Я это всегда понимал и был одним из первых, кто начинал работать с 3D-моделированием». Красиво сказано, но до чего ж наивно! Да, мы с вами не «кубики-рубики» и в настенные граффити развоплотиться нас никто не призывает. Но что насчёт античного «золотого сечения», заново открытого гением да Винчи?! Или Карим Рашид никогда не видел «Витрувианского человека», вписанного в совмещённые друг с другом круг и — внимание! — квадрат?.. Плоскостная геометрия противоестественна человеку? Тогда пусть уважаемый лектор попробует выспаться не в привычной плоской постели, а в гамаке, например. Не говоря о какой-нибудь сюрреалистической шарообразной кровати. Или давайте рискнём ходить по таким же «неплоскостным» мостовым, как в известной рекламе «нежного шоколада». Не хочется? Вспомним, наконец, предписываемую медиками идеальную осанку: это всё та же прямая линия, пусть воображаемая, но бесспорно реальная для здорового позвоночника!

 

Впрочем, когда дизайнер перешёл от философии к своей прикладной стихии, предложения стали рациональными. Настаивая на повсеместном внедрении комфортных цифровых технологий, Карим Рашид привёл в пример новый израильский Tel Aviv Hotel собственного авторства. А именно, систему «умного ключа», который реагирует на отпечаток пальца постояльца. Чтобы войти в номер, ключ не нужно даже вынимать из кармана. Всевидящие сканеры считывают сигнал, в итоге лифт сам довозит человека до нужного ему этажа, а когда тот входит в коридор, там загорается свет и дверь в номер распахивается автоматически. Себестоимость ключа 0,5 евро! «Я за удобство. Роскошь свободы вместо роскоши материального — суть моего мировоззрения. Все должно максимально упрощаться.—провозглашал дизайнер. — В Нью-Йорке я хожу в спортивный зал. Прижимаю там указательный палец к двери, система считывает мои данные, и открыто! Прижимаю к весам, и они показывают мой вес. Никаких лишних движений. А представьте, как удобно было бы путешествовать без паспорта и кошелька: отпечатка пальца будет достаточно, чтобы идентифицироваться и расплачиваться за покупки и услуги». Мы-то представили, а вот отечественная бюрократия содрогнулась бы от такого футуризма. Это ж сколько родственников, свойственников и прочих «своих людей» остались бы без рабочих мест (и мзды), если бы всю справочную макулатуру с печатями и подписями каждому из нас заменил бы собственный отпечаток пальца?!

 

Когда дизайнер пропагандировал дешёвые эргономичные материалы, его коллега из зала робко выразил недоумение: «Извините, но всегда, когда мы проектируем на заказ, нет ни одного случая, чтобы новые технологии и материалы обошлись дешевле традиционных. Отчего заказчики отказываются от них». Карим Рашид, улыбнувшись, попросил приостановить презентацию на слайде, где демонстрировался интерьер с полом из парадора — разновидности ламината. Состав из измельчённой древесины, крепёж без клея и гвоздей. Плюс звукопоглощающие свойства. А об износостойкости парадора говорит тот факт, что, например, пол в нью-йоркской студии мистера Рашида уже двадцать лет не доставляет никаких хлопот. Стоит материал от 20 евро за квадратный метр. Сам дизайнер пожимает плечами насчёт того, почему в нашем высокотехнологичном мире используется так мало незатратных инноваций. Хотя их разрабатывают всё больше и больше. Тут уместен совет Владимира Ильича, который напоминал старый, мудрый латинизм Cui prodest — «Кому выгодно?» Кому выгодны в информационную эпоху «ноу-хау» Флинстоунов? Очевидно, тем, кто обогащается на этих ресурсах и пресекает эргономичные альтернативы. Чтобы это не прозвучало ещё одной теорией заговора из репертуара «Рен ТВ», достаточно вспомнить общеизвестные исторические факты. Некогда китайская Цинская империя отгородилась от мира и насильственно сдерживала у себя технический прогресс. В результате чего не смогла противостоять Западу в опиумных войнах и частично поплатилась суверенитетом.

 

Рисуя прекрасное далёко, Карим Рашид не оставил там места... модным дизайнерам. Люди смогут одевать себя сами. Специальными спреями, подобными уже существующим сегодня 3D-принтерам, они будут наносить на себя «одежду», выбирая не только фасон и цвет, но ряд технических параметров: от водонепроницаемости до температурного режима. Здесь обратимся к казахстанским дизайнерам. Простите, но в большинстве из вас никакой надобности нет уже сейчас. Торговые центры с глобальными марками ломятся от одежды на любой вкус и кошелёк и без ваших платьиц. Когда вы, наконец, узрите потребности потребителей и родной климат? Зачем с усердием молящегося дурака копировать на разные лады мировые тренды и образцы? Почему бы не разрабатывать, не модернизировать, не брендировать своё, национальное, уникальное? До сих пор этим ответственно и талантливо занималась Ая Бапани, недавно к ней присоединилась Татьяна Цой. А где остальные патриоты?.. Почему бы не возрождать собственное обувное производство? В ногах правды нет, но здоровье точно в них. Импортная качественная обувь из натуральных материалов была и будет дорогой. Большинству соотечественников приходится гробить ноги в китайской синтетике. Почему бы вам, дизайнеры, по примеру мировых эко-марок не сотрудничать с ортопедами? Чтобы обувь не только добавляла сексапила, но служила нам настоящими вездеходами, оставаясь удобной, как домашние тапочки? Короче, стала бы настоящим шагом в будущее. Спасибо именитому лектору из-за рубежа, что навёл на такие мысли. Идея — уже пол-дела.

Blog post image

Справка

В профессии Карим Рашид со студенческих лет: над заказами стал работать в начале 1980-х, когда изучал промышленный дизайн в Карлтонском университете (Оттава, Канада). В портфолио около 10 тысяч проектов, 3 тысячи из которых реализованы мировыми брендами. Среди них флаконы ароматов Davidoff и Kenzo, тюбики косметики Prada и Yves Saint Laurent, люстры La Murrina и Swarovski, бытовая техника LG Electronics и Samsung Electronics, керамика Ritzenhoff и бутыли «Вдовы Клико», концепт- авто Hyundai и часы Yahoo!, лаунж-зоны Miami Tower и отеля-бунгало телеканала Sci-Fi, наградная статуэтка всеСНГовской музпремии «Золотой граммофон» и хорошо известные казахстанскому бомонду ювелирные украшения Why Not Sky.
Возраст: 54 года. Живет в Нью-Йорке. Женат.

На фото (сверху вниз):

1) Во время лекции в Алматы;

2) интерьер авторства Карима Рашида знакового для германской столицы отеля nhow Berlin;

3) лаунж-зона, созданная дизайнером в знаменитой Miami Tower, — главном мегаполисе-курорте американской Флориды.

1
886
1