Извините, но это конечно тотальный WTF! Мое умопомрачение продолжалось на протяжении всего романа Харуки Мураками "Norwegian Wood". Мне было так досадно, так досадно, что я не знала - то ли бросить читать эту книгу, то ли burn after reading, как говорится.
Ну, начнем по порядку. То, что Мураками восседает на полках бестселлеров в книжных магазинах, было известно давно. Но всегда почему-то обходила его стороной, ибо думала "надо созреть для японцев". После Кадзуо Исигуро меня пронимала такая перманентная грусть, что сложилось мнение, что все пишущие японцы - такие же глубокие и патетичные. И вот я думаю, пока в декрете времени выше крыши, надо вкусить этот плод восточной литературы.
Начала, долго ждала чувственной кульминации, хотя бы ванильного чего-нибудь, но на протяжении романа не произошло ровно ничего, тем более феноменального. Мне показалось, вот он - рецепт продаваемого продукта - нагнетать вселенскую грусть и загадочность, орудовать названиями десятков рок-композиций типа Битлза и чего-то там еще, включать пикантные моменты типа обсуждения половых органов и тактику мастурбирования, и собсно, все.
Тема суицида протекает невидимой нитью по всему роману и не совсем понятно для чего. Ну это ладно.
Насчет героев - вот Ватанабэ, студент, ни рыба ни мясо, вокруг которого витает ареол интеллектуальности только за счет того, что он, в основном молчит. Да-да, именно его мыслей и слов будет меньше всего, и я так и не поняла, кто он и почему. Я понимаю вот у Сэлинджера был подросток (кстати, Мураками даже местами сравнивает его с героем), в нем была какая-то хоть страсть, стержень. А тут парниша такой - кхм. Хотя знаете, может это даже правдиво, ведь если вспомнить, то парни в 19-20 лет почти всегда такие же пространные, не основательные, витающие в воздухе небулы.
"Она мне увиделась ещё красивее, чем казалась до сих пор. Я что-то хотел ей сказать об этом, но не знал, как это выразить, и в итоге ничего не сказал".
А вот о его отношениях с девушками - так эт вообще, тушите свет. Единственно живой организм во всех этих душевных скитаниях - это Мидори. Девушка с нормальной головой на плечах, ухаживает за больным отцом и чего она в Ватанабэ углядела - не знаю. Есть в ней опять-таки муракамовско-девиантная озабоченность, которая не очень правдоподобна. Но я тут уже не хочу тратить слова, читайте сами, чего не особо советую.
Что интересно, в самом начале романа я как-то обрадовалась, думаю, как сейчас поностальгирую по студенческой поре, окунусь в это беззаботную праздность. Но на нет - и суда нет. Но если посмотреть в другой стороны, может эта сдержанность чувств и эмоций, это латентное жизнеописание и есть национальная особенность, антиколорит якобы. Не знаю, но было банально:
"— Ты правда меня никогда не забудешь? — тихо, почти шепотом спросила она.
— Никогда, — ответил я. — Мне незачем тебя забывать."
Но вот одно, конечно, не оспоришь. Я могу сколько угодно умалять значимость романа, но он уж точно никогда не спрыгнет с полок "современной прозы" и "best-selling" книг. И у меня лишь отдаленно маячит вопросик. Стоит ли идти дальше за "Кафка на пляже", например?