место в рейтинге
  • 119381
  • 1216
  • 82
Нравится блог?
Подписывайтесь!

О состоянии современного художественного процесса в изобразительном искусстве...

Эк меня занесло. Сюда просится «Та-да-да-да!»

Задуматься о судьбах изобразительного искусства в Казахстане заставила ныне идущая выставка в музее Кастеева, посвященная 550-летию Казахского ханства. Директор музея Гульмира Шалабаева выставила в фейсбуке фотографии с вернисажа. Я, досуг имея, возбудилась на картины художника Талгата Тлеужанова, написав, что все липа, вторично, подражательно, красивенько, иллюстрация на конфетные фантики. Ну и огребла от художников и их друзей-художников: «...это возмутительно…!», - писали мне художники, - «…вы не посещали выставку, и не видели эти произведения вживую. И говорить, что это копия, не имея знания искусствоведа или специалиста изобразительного искусства доказательств, это полный абсурд, просто смешно!». «У Талгата есть настоящие шедевры. Возможно только наличие таких художников, как Талгат и оправдывает существование нашего государства».

Гульмира Шалабаева ответила, что в фондах музея мало работ на историческую тему, которые могли бы раскрыть тематику выставки. С 90х годов начался бурный период поиска национальной самоидентичности, художники писали много картин на историческую тему. Но тогда у музея не было возможности вести закупы, поэтому ощущается провал. На выставке представлены разные художники, и тем ярче видно состояние современного художественного процесса в изобразительном искусстве сегодня. Она права, выставку проводить надо? Надо! Сейчас в Казахстане отрапортовали о более 200 проведенных культурных и научных мероприятий, связанных с этим юбилеем (на очереди еще 500!). А заодно надо нам показать уровень художественного процесса.

В Казахстане художественный процесс разделен на две части, в одной бурлят поиски и эксперименты уже второй век «современного» искусства. Все как полагается: утюги и телевизоры подвешены, ржавые металлические конструкции хаотично смяты, картины дико подмалеваны и глизерованы содержимым мусорного ведра, открыта новая форма живописи пластиковыми пакетами! Тут за нашу страну беспокоится нечего, ноздря в ноздрю идет с мировым художественным процессом.

Другая часть, связанная с классической и традиционной живописью, столь ценимой и любимой мной, как-то выпала из моего внимания. Посмотрела я на ванильные небеса в картине Талгата Тлеужанова, и подумала, а вдруг и прям гений, разве можно судить о художнике по фотографии, сделанной телефоном? И поскакала прямым ходом на выставку.

По стенам висят картины и графика разных художников, есть хорошие и достойные музея, в массе же экспозиция оставляет странное впечатление, как будто прошелся по «Арбату», где выставлены наивные непритязательные картины самых диких расцветок и мещанской тематики. Картины Тлеужанова экспонированы в самом центре, это кульминация выставки. Я в комментариях имела в виду подражательность, как неоригинальное и нетворческое следование традициям, имела в виду подражание манере художников, работавших в сказочно-былинном жанре - Васнецову, Нестерову, баталистам Верещагину и Авилову. Но там просто прямые цитаты, те же кони, вид сбоку:

Вот картина Талгата Тлеужанова "Поединок Абилмансура с Чарышем"

В вот работа Авилова, 1943 года, находится в Государственном Русском музее в Ст. Петербурге, "Поединок Пересвета с Челубеем".

Вот картина Тлеужанова "Баян"

А вот иллюстрация из книжки

 

Слово «иллюстрация» так и веет над выставкой. Рядом с Тлеужановым выставлены картины Кастеева-внука Даурена. Если пройтись по музею, то каждый из выставленных там художников имеет свою оригинальную художественную физиономию, манеру, стиль: картины Гульфайруз Исмаиловой отличаются от картин Зинаиды Серебряковой, а иначе бы их не повесили на стены музея. Картинки же современных казахских художников*-  как под копирку, даже лица батыров и ханов одинаковые – везде один и тот же красивый, породистый юноша-казах. Нет, картины отличаются, не зря я их смотрела вживую, у Тлеужанова картины написаны в технике гладкого письма, у Кастеева-внука в технике объемных пастозных мазков. Килограмм краски не зря извел, его картины большую глубину имеют, настроение. И лучше смотрятся. Странно, картины Тлеужанова на фотографии выглядят лучше, чем вживую, вживую это мертвая раскрашенная холстина самого дурного тона. Они хороши в качестве иллюстрации в глянце.

Это картина Даурена Кастеева "Утро перед битвой".

Романтизм изображенного, эти кони, люди, рыцари, мечи, полные луны, ристалища и другие красивости, говорят о том, что наши художники застряли в младшем подростковом возрасте. Бывает. Но почему они так по-старчески заштампованы? Откуда эта замшелая и наивная символика? Я уже о смысле изображенного. Художник, истинный, который с большой буквы Хѣръ, он или создает собственный мир или как любой поэт, композитор, силой гения пронзает века, припадает к ноосфере и мистически узнает, как было, или уже добросовестно работает с архивами. А не выдает шаблоны общественного сознания. Я про исторические костюмы. Вот про это платьице, взятое прямиком из оперных постановок сталинских времен. Уже и в операх не дают этого безобразия, похожего на венскую штору.

Тлеужанов Т. "Прощание".

Правда, для этого пришлось пригласить художников из Италии, наши полностью в плену косности и невежества. Я об этом писала про новую постановку оперы Абай http://yvision.kz/post/416713 и даже давала ссылку на статью «Казахский национальный костюм - проблема возрождения» историка Назиры Нуртазиной http://www.quorum.kz/ab/news/stil_zhizni/30042012094404

Да и не только платьице, что я, в самом деле, о Васнецове с Авиловым говорю, бери Глазунова и Софронова!

Вот другие работы. Зацените.

Бапишев Б. "Дух горы"

По мотивам "Апофеоза войны" Верещагина.

Дюзельханов А. "Камбар Батыр".

Жубаниязов О. "Кенесары Хан"

«Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешевка»). Слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством»

Поступая на выставку в музей, в моих глазах художник получает знак качества, такой род музейной атрибуции. Соответственно, цена работ растет, нуворишам слаще будет покупать и обладать подобными картинками, потому что именно для их вкуса сделаны эти работы.

Набоков говорил:

«Пошлость - это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность»

Мне потом пришлось пройти по залу нашего классика Абильхана Кастеева, чтобы развидеть это, дать глазам искусства, душой отдохнуть.

Но это еще не все о состоянии нашего художественного процесса. Вот новости монументальной скульптуры. Это Абай и Михаэлис. Кто авторы, лень искать.

Эту наивную и шаблонную работу, выполненную косыми руками под контролем плохого зрения, смесь Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, Минина с Пожарским, с элементами Девушки с веслом, поставили в городе Усть-Каменогорске на площади глухой ночью. Утром получили реакцию публики, описанную Ильфом и Петровым:

«Остап посмотрел вниз, на толпу. Розовый свет лег на лица.

Зрители засмеялись. Потом наступило молчание. И суровый голос снизу сказал:

– Где завхоз?

Голос был настолько ответственный, что завхоз, не считая ступенек, кинулся вниз.

– Посмотрите, – сказал голос, – полюбуйтесь на вашу работу!

– Сейчас вытурят! – шепнул Остап Ипполиту Матвеевичу».

В этот же день скульптурную группу увезли в неизвестном направлении. А меня мучает мысль, что если бы эта работа была в другом культурном контексте, не провинциально-серьезном, а в столично-ироническом, сошла бы в качестве актуального искусства за гениальную.

*Современный художник уже звучит двусмысленно, я имею в виду нашего современника, а не «современного» художника, адепта «актуального» искусства.

 

P.S.

Это непрофессиональное мнение зрителя, посетителя картинных галерей, музеев, выставок, собирателя альбомов по искусству.

P.P.S. По поводу реакции творцов на критику. Я придерживаюсь взгляда, что режиссер своим фильмом или театральной постановкой, музыкант своим исполнением и интерпретацией, писатель своей книгой, художник своей картиной уже сделали заявление, и высказали все, что хотели сказать. Далее произведения поступают в публичное пространство, где оцениваются публикой, кошельком публики, ногами публики, руками публики в виде аплодисментов, словами, свистом, восторженными или критическими рецензиями. И негоже творцам срачиться в комментах. Объяснять, что они имели ввиду, о трудностях «истории рождения», обижаться. Они уже нам все сказали. Собственно и работали для нас.

 
myma
14 июля 2015, 14:43
10311

Загрузка...
Loading...

Комментарии

brm7
0
0
а что вы хотели современное искусство это вообще абсурдная вещь и каждый как может импровизирует
myma
4
2
Это в большинстве случаев вообще не искусство, прибежище амбициозных бездарей и мошенников.
brm7
0
0
когда смотрю тв программу о современном искусстве возникает вопрос - "почему же их возводят в "тренды"? что в них такого.. они так хоть как то культуру хотят сохранить ? об этом можно долго говорить современное "искусство" эта тема сложная
своровал, перехвалили. но вроде так не плохо нарисовал. красиво.
джим джармуш разрешил же
Мдяяя... Ну, понятно - на Арбате, для студенток, которые вчера поступили в Алматы из солнечного Аркалыка...
Но - в главном ХУДОЖЕСТВЕННОМ музее страны??? Цитируя Швондера: "Это же... простите... позор?")))

Неистово плюсую)
myma
1
2
Спасибо. Вы всегда поддержите!

Я тоже удивлена экспозиции работ подобного уровня в музее, но удовлетворена комментарием директора музея в фейсбуке: "...Можно было от чего-то отказаться, но, с другой стороены, тем ярче видно состояние современного художественного процесса в изобразительном искусстве сегодня".

С другой стороны, я уверена, есть хорошие художники, но они не пишут на сусальные темы.
Их работы не подходят под советского типа компанейшину с празднованием 550-летия Казахского ханства.
Был такой анекдот в советские юбилейные годы - 1967 и 1970
Поймали идиота на улице.
- Как тебя зовут?
- Бэээээ...
- Где ты живешь?
- Мээээээ...
- Какой сейчас год?
- Юбилейный!
Автор картин-"копипастов" просто смачно харкнул в душу казахстанских ценителей искусства и унизил их безмерно. Получается. что он, выставляя свои убогие поделки, считает, что никто не знает оригиналов и все здесь живут в невежестве и тьме.
согласна с каждым словом. позор.
Памятник Абаю и Евгению Михаэлису - позор невиданных масштабов. Надо быть храбрыми людьми, чтобы такую откровенную халтуру поставить в качестве памятника. Абай с Михаэлисом в жизни не подумали бы, что будут делать сэлфи на кирпич в руке Евгения.
myma
1
2
Хорошо сказано.
Абай с памятника как будто бы переболел полиомиелитом или чем-то вроде того...
Это было реальное уродство - 2 карлика со смартфоном. Также есть страшный бюст Пушкина возле одноименной библиотеки, но давно уже стоит и возможно только мне не нравится.
У вас очень циничный взгляд на искусство. Но выставки в музее это экспонаты на показ, а искусство это то за что они ценны. Все эти выставки это художественные работы, а искусством они станут когда нам их сильно будет не хватать.
Вот в советском союзе никому не нужен был Казахский язык, а сейчас он стал предметом достояния и национальной гордости.
myma
2
2
Не поняла вашу мысль, кроме того, что цинична. Отрицаю.
"Вот в советском союзе никому не нужен был Казахский язык"

Да, только почему-то крупных литераторов, писавших на казахском, в советское время почему-то было больше, чем сейчас. Парадокс.
Парадокс только для молодого поколения. Тогда за это платили как и во всех остальных союзных республиках на развитие культуры выделяли, вот только на Казахский язык никто не ходил, на кафедрах было пусто. Короче про Мамбетова почитали бы. Сейчас платят за репетиторство и подготовку к экзаменам на знание родного языка, отправляют своих детей в аулы.
С тех времен особенно ничего не изменилось, ведь люди у которых есть деньги для них есть Европа, Китай, Россия. А бедняки конечно будут учить Казахский, всячески поддерживать его распространение и внедрение, потому что это уменьшает конкуренцию на рынке труда. Вот только литературы и развитие языка ждать нет смысла, потому что необходимости в этом языке нету, а мировая история не щадит то в чем нет смысла.
Скажу не тая - лучшее, что прочел на Ювижене за месяц (а может и больше).

Объясню свои слова: тема злободневная, разбор аргументированный, мнение и текстовка - полностью свои, да еще и хорошо написанные. И заметьте - ни одного котика ни в тексте, ни на картинках.

Впрочем, уже известно, что почти каждый юбилей выливается в такой вот дорогууущий китч.
А потом плачем, что у тупых американцев такие хорошие библиотеки. yvision.kz
akma81
0
3
Myma, это весь ваш критический обзор? Работы Гульфайрус Исмаиловой и Зинаиды Серебряковой это не одно и то же. О Калмыкове умолчали, о его космогонической теории в цвете и философии.
myma
0
2
Здравствуйте, Акма!
akma81
0
3
Myma, как с художественными выставками в г. Алматы?
Хватает. Мне нечего сказать.
akma81
0
3
Myma, мне сказали, что вы и есть та самая сумырай!
myma
0
1
А кто, если не секрет, обзываеся?
akma81
0
4
Я не знаю кто, но встрявший деус... похоже, это он.
Бесстыдство так из тебя лезет.
Я уже эту шизофреническую писанину читал, хватит. Лучше ответь, зачем ты оскорбляешь человека, а потом прикрываешься другим? Не стыдно совсем подобной мерзостью заниматься?
Deus, такой привычки не имею: оскорблять одних, подставляя других. На ваши вопросы смысла отвечать нет. Задайте их лучше себе, тыкалка.
Да уж... поразительная гнусность...
… Бесстыдство так из тебя лезет …

Как это верно.
Вообще, мы удивляемся, по всему видать что г-жа «myma» такая утонченная, умная, воспитанная, интеллигентная. И тут вопрос, что у них общего с этой, так скажем …., ладно промолчу, про себя.
Получается что ее, «mymy», привлекает в той особи, полная противоположность, не? Как думаешь? Ну, так не, получается?!! Ну а как?!!!
Спасибо, вы меня так защищаете.
Я не совсем поняла. Давайте не будем ссорится. Акма, мне кажется, просто передает услышанные слова. Меня это не задевает.
… Давайте не будем …

Мадам,
все что пожелаете …
Myma, по-моему, вы с целым хором подслушивали.
Вы меня в чем-то язвительно упрекаете, в чем, не понятно. Но спасибо все равно, за неравнодушние. Если попаду в музей в Нац музей или Нац галерею в Астане, напишу обязательно. Очень меня интересует триптих за бешеные сотни тысяч уе, все в рамках "современного худ. процесса".
Понятно, что вы пытаетесь найти подвох в повторяющихся копиях сюжетов и композиций, но, отбросив болтовню в комментариях, что вы думаете о работах Сикейроса и многих казахстанских литографов середины 20-го столетия и поныне?
Что вы видите в работах Нэлли Бубэ или Акриева Тимура, ГаБо или особо выделенные мною за удивительную органику и спокойствие, не претендующее на громкий патриотизм, полотна Раи Дубатовой? Я-то не искусствовед или реставраторша, но художники Казахстана - это всегда отдельная тема для разговоров.
akma81
0
2
Myma, в Астане скоро пройдет еще одна картинная выставка. Вы пишите в своей статье об искусстве, а сами художниками Казахстана недовольны. Смиритесь с тем, что культурный национализм ввиду известных причин из года в год будет только крепчать.
myma
0
0
Вот еще пост об этом yvision.kz
Супер! Поддерживаю! С уважением,
Читала и наслаждалась слогом и вашим широким кругозором. Я, в силу того, что не обладаю таким объемом знаний в сфере искусства, обычно оцениваю работы по принципу "радует - не радует", "хочется стоять возле нее часами - не хочется". Возле работ художников советского периода в нашем музее порой хочется поставить палатку и жить. Выходить из нее утром и любоваться на эти картины - такие они солнечные, светлые, наполненные. В современных полотнах часто чувствуется "госзаказ", от этого они не греют и не радуют.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8875
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3184
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3323
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3320
  • 56
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2905
  • 10
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3026
  • 31
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2476
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2213
  • 18