Асхат Мурзабаев, сооснователь HiPO.kz отдал заработанные 2 миллиона долларов в международный центр по борьбе с раком.

Бота Жуманова 2015 M07 9
32454
49
964
0

Казахстанский программист заработал на английском банке 2 миллиона долларов и отдал их в центр по борьбе с раком. Сейчас он запустил проект по поиску "хайперов" в Казахстане.

Поработав с 50 петабайтами информации крупнейшей банковской группы Barclays, казахстанский программист отдал весь свой гонорар в 2 миллиона долларов на исследования, которые помогут в борьбе с раком. Помимо участия в масштабных проектах, Асхат Мурзабаев верит в человеческий капитал Казахстана, став сооснователем HiPO.kz - стартапа по поиску и трудоустройству талантливых казахстанцев в лучшие  компании. Его цель – собрать всех «хайперов» (high potential – людей с высоким потенциалом) в Казахстане на одной площадке и дать им лучшие возможности на рынке труда.

У моего собеседника  - 25-летнего Асхата Мурзабаева, сооснователя HiPO.kz, каждый день звонит телефон с предложением возглавить IT-департамент в крупной компании или присоединиться к очередному международному проекту в сфере big data и машинного обучения. Последние полгода он вежливо отказывается и предлагает подыскать нужную кандидатуру, поскольку в базе HiPO.kz уже более 3 тысяч кандидатов-казахстанцев с высоким потенциалом роста.

В этом большом интервью мы поговорили с Асхатом о том, как большие данные помогают в бизнесе огромных корпораций, о заработках и о рынке труда в Казахстане, а также о том, почему нужно чаще ходить на собеседования и как попасть в сообщество людей с высоким потенциалом развития.

 

 

- Асхат, расскажи поподробнее, чем ты занимался полгода в проекте банка Barclays?

Barclays– один из крупнейших финансовых институтов в мире с различными направлениями: инвестиционный бизнес, карточный бизнес, корпоративный бизнес и крупные подразделения, такие как, к примеру, в Африке.

У каждого направления есть показатель возврата на капитал, то есть это показатель, который показывает доходность бизнеса. Скажем, у карточного бизнеса – это около 17%, у корпоративного около 12%, у Африки – 9%, а у инвестиционного бизнеса – 2,6%.

Правление банка приняло стратегическое решение - все большие направления должны держать уровень возврата на капитал в 12%, и если какое-то направление не может достигнуть показателя, то это направление будет сокращаться.

Проектная команда, в которой я работал, решила использовать новые технологии, чтобы оптимизировать все процессы и сделать банк более дружелюбным для клиентов: сократить ненужные очереди, неудобный график, и дать клиентам возможность получать весь необходимый сервис онлайн.

Мы также начали оценивать текущих и потенциальных клиентов, используя различные метрики, на основе 50 петабайт (50 тыс.террабайт) данных, которые накопились у банка за все эти годы.

Последние полгода я работал с отделом ипотечного кредитования. Наша цель заключалась в том, чтобы сделать  обслуживание ипотеки быстрее, и при этом сделать продукт дешевле, развивая кросс-продажи.  К примеру, у Barclays большой карточный бизнес – 10,4 млн. клиентов в Англии и 10,8 млн. клиентов в других странах.  Карты очень популярны на западе, но сами карты «живут» 3-4 года, пока действует сам пластик, а потом клиенты могут просто не перевыпустить карту или перевыпустить ее в другом банке. Следовательно,   клиентам нужно предлагать другие кредитные продукты, чтобы их удержать. Мы решили играть по-крупному и начать предлагать ипотеку. Наша команда  оценивала тех клиентов, у которых были кредитные карты. Проанализировав данные, мы поняли, что для некоторой части карточных клиентов мы могли бы снизить процентную ставку почти на 1% по ипотеке. В Великобритании ставки сами по себе низкие, и по сути, это очень хорошее снижение - до 40% от первоначальной базовой ставки.

- Снизить процентную ставку на самом деле не так сложно… Это можно сделать и без анализа данных.

- Согласен, но нашей целью было не простое снижение ставки. Можно было просто рискнуть и снизить ставку по ипотеке сразу для всех, но параллельно мы хотели в целом улучшить пользовательский опыт клиентов.

- Что это конкретно значит?

- Есть ипотечный менеджер, у него всего 8 рабочих часов. В среднем, рассмотрение заявки на кредит занимает порядка 20 минут, в день он может обслужить 20 клиентов. Некоторым откажет, некоторым одобрит. Но если менеджер отказывает – это не хорошо в целом, потому что банк потратил деньги, но при этом впустую. Клиент не приобрел продукт или услугу.

У нас есть 2 выхода: мы могли бы увеличить траффик клиентов в отделения, чтобы просто увеличить поток, который будет обслуживать менеджер, или оптимизировать софт его работы, чтобы обслуживание занимало не 20 минут, а 5. Но наша команда решила действовать по-другому -  мы хотели уменьшить количество отказов по ипотеке через приход более качественных клиентов.

Мы начали с анализа огромной базы карточных клиентов и их транзакций. Мы просто подумали:  давайте проанализируем карточных клиентов, выделим хорошую целевую аудиторию и создадим онлайн ипотеку, так чтобы клиент пришел в офис к менеджеру только на 5 минут – подписать договор. Это и была наша конечная идеальная цель.

Проанализировав базу, мы поняли, что нам нужен мужчина 35-ти лет, с двумя детьми, и именно этой целевой аудитории мы сделали предложение. 35-летним мужчинам-британцам пришло письмо с предложением оформить ипотеку по стандартной ставке, 2% от них пришли за продуктом.  Неплохо, но не то, что нужно. Мы сделали второй шаг – написали письмо с предложением сниженной ставки. В конце письма была фраза «Если вам интересно, нажмите на кнопку «Да».

- Уверена, кнопки «Нет» там не было вообще

- Да, не было (смеется – прим.автора). Так вот, мы получили очень хороший отклик, процент отклика вырос более чем в 10 раз. Я думаю, даже банально людям было просто интересно узнать, какое снижение по ставке они могут получить. Ведь купить свой дом - это не только казахстанская мечта.

- Но ведь сделать предложение – это одно, а второе – реально выдать сложный продукт. А ипотека – это самый сложный банковский продукт для обычного клиента.

- Конечно, наше предложение – это не гарантированное одобрение и выдача ипотеки, тем более, что размер ипотеки – это сотни тысяч фунтов стерлингов. Регулятор Великобритании требует, чтобы банкиры проводили личное собеседование с клиентами, но что интересно - в законодательстве не прописано, что при этом требуется личное присутствие.

Поэтому банк написал софт, который позволяет делать скайп-звонки: клиенты выбирают удобное для них время   и собеседование проходит онлайн. После прохождения онлайн собеседования идет быстрая проверка недвижимости, и клиент получает на почту именной договор со всеми деталями: ставкой, платежами и т.д.

Сидя дома или в своем офисе, клиенты могут спокойно ознакомиться с договором и затем прийти в любое удобное или ближайшее к нему отделение банка, просто чтобы поставить подпись в  договоре – а это максимум 5 минут. Сейчас этот процесс интегрируется в мобильное приложение.

- И какой получился результат на выходе?

- Очень хороший. Фактически 80% клиентов, которые приходят в банк, получают одобрение по ипотеке, самому сложному банковскому продукту. И это очень хорошо сказалось на всем бизнесе банка.

- Кстати,в этом году Barclays запустил возможность делать бесплатные платежи через Твиттер.  То есть, когда клиенты могут делать переводы на аккаунты. Это было как раз в то время, когда ты работал с Barclays?

- Да, это проект запускался весной этого года. У банка есть приложение Pingit для бесплатных платежей. При этом доступ к Pingit открыт для всех жителей Великобритании: пользоваться им могут не только клиенты банка. В общей сумме посредством сервиса было отправлено более 1 млрд фунтов стерлингов. При этом в Англии  13,5 млн пользователей Twitter и им было интересно попробовать сделать платежи с использованием своих аккаунтов. К примеру, вы заказали кофе в кофейне, а расплатиться за него  вы можете переводом денег со своего Twitter-аккаунта   на аккаунт кофейни. Это было отличным предложением для активных в социальных сетях клиентов.

 

- Ты работал в банке именно с Big Data, но о каком именно объеме данных идет речь?

- У нас было 50 тысяч террабайт накопленных данных о пользователях. Скажем, в Google считают - если проект генерит 6-7 петабайт в месяц – это хороший проект. Это достаточно большой объем данных, на которых можно увидеть определенные закономерности.  В банке объем в 50 тысяч петабайт – это накопленный объем данных и конечно, важно, чтобы этот объем постоянно рос и накапливался.  Тогда можно лучше понимать поведение клиентов по их транзакциям и делать интересные предложения клиентам, при этом быстрее и дешевле, чем обычно.

- Казахстанские банки часто не запускают инновации, потому что считают, что к этому не готовы клиенты. Что ты думаешь об этом?

- Самая большая проблема нашего рынка - это его размер. У нас очень маленький рынок. Компании думают – если мы сделаем инвестиции в технологии, то, когда они окупятся? Но  банкиры должны привыкнуть к тому, что 90-ые годы, когда прибыль превышала сотню процентов, кончились.

Если банк ищет такие прибыли, то добро пожаловать в игорный бизнес.  Но, конечно, проблема не только на стороне банков, но также и на стороне пользователей и профессиональных кадров.

При этом, я хотел бы обратить внимание, что Алматы, Астана, Караганда, Шымкент - это города, где нет никаких проблем с интернетом, а в казахстанском Facebook уже более миллиона пользователей.  Это уже порядка 30% аудитории банков.  Фактически уже можно запускать проекты на этих растущих сегментах, но о каких инновациях мы говорим, если казахстанские банки не открывают свои карты для интернет-покупок?

- Как технологии меняют рынок труда, ведь автоматизация и оптимизация процессов «освобождает кресла»?

- Да, это так.  В течение 3 лет тот же Barclays закроет 400 отделений вдобавок к тем 50,  закрытым в этом году.  Около 7 тысяч человек потеряют работу, но   существует целая программа по их переобучению и помощь в трудоустройстве.  Им не говорят: «Завтра можешь не приходить на работу», многим молодым специалистам банк оплачивает MBA. Банк не увольняет людей, чтобы просто поднять свою прибыль. Проблема в том, что содержать офисы становится не конкурентоспособным. Зачем держать офисы, если все больше клиентов уходит в онлайн?

25% всех пользователей карт банка пользуются продуктами онлайн, при этом за последние 5 лет этот показатель вырос с 5%. То есть, к 2017 году, уже половина текущих клиентов банка будет онлайн. Люди очень быстро учатся пользоваться технологиями и это кардинально меняет саму организацию любого бизнеса.

 

- Асхат, задам прямой вопрос.  Сколько ты заработал на сотрудничестве с Barclays?

- Если говорить со всеми бонусами, то вышла приличная сумма – более 2 миллионов долларов.

- И куда ты их потратил? На квартиру в золотом квадрате, машину?

- Нет. Если серьезно, то моя конечная цель в проектах – это не деньги, для меня это всегда возможность получить новый опыт, новые знакомства, новые знания и вызовы. У нас с топ-менеджерами банка был  однажды неформальный разговор на тему того, куда банкиры тратят деньги. Многие думают: сигары, ночные клубы, яхты и прочее.  Но многие в  команде Barclays ведут очень здоровый образ жизни, бегают марафоны, являются волонтерами и т.д. В общем, на этой встрече, я сказал, что весь свой гонорар я бы хотел отдать на полезное дело, которое имеет масштаб мировой важности. В общем, я перечислил его в международную организацию, которая занимается исследованиями в области рака. Все топ-менеджеры банка сказали мне, что на каждый мой фунт, они дополнительно внесут свои 2 фунта сверху.

Я считаю, что одна из самых больших проблем в мире – это рак. Но   эту проблему невозможно решить простым увеличением больничных коек, в онкологии очень важно понять причину и выявить болезнь в самом начале. На самом деле, очень сложно делать эти тесты.

У меня когда-то была мечта попробовать пойти в докторантуру, но это очень сложный путь.  Нужно впахивать 6 лет и фактически ночевать в лабораториях, чтобы продвинуться в проблеме изучения рака. Я очень уважаю людей, которые посвящают этому свою жизнь. Эти люди намного сильнее и смелее чем я, поэтому я хотел поддержать их.  Ведь в науку в мире вкладывают не так много денег.  Со своей стороны, я хотел поддержать финансово людей, которые посвящают свою жизнь  решению этой глобальной проблемы всего человечества.

Я просто считаю, что люди, которые заработали миллион,  способны заработать и второй.  Но ведь это не цель всей жизни. Цель должна быть гораздо больше, чем просто деньги.

- А в чем твоя цель жизни, если ты ее уже определил?

Помнишь, ты однажды сказала, что забрала все деньги из банка, который не является клиентом твоей компании и перенесла их в тот, что работает с твоим проектом. Я тогда подумал, а кто является партнерами и клиентами HiPO.kz, сооснователем которого я являюсь? Буквально вчера я познакомился с президентом компании «DANONE» в Казахстане.

Во-первых, это международная глобальная компания, но в Казахстане лишь 6 сотрудников из 400  - иностранцы.

Во-вторых, они построили завод в «Байсерке» и все молоко, которое они используют, закупается у местных фермеров. При этом компания помогает им финансированием, чтобы фермеры учились делать хорошее сырье.

И  мне понравилось, что сказал  глава «Danone» о себе: «Моя цель – не просто получать 20% надбавки к своей зарплате, моя цель – производить реально качественный продукт, которым я могу гордиться, и чтобы мне не было стыдно (представьте, что здесь стоит ваш отец, мать и сын) за то, что я делаю.

Это близко мне. Я тоже хочу создавать полезные сервисы, приносить людям пользу, чтобы своими проектами можно было гордиться.

- Кстати, о твоем самом важном проекте в Казахстане. Ты стал сооснователем стартапа HiPO.kz. Можно поподробнее о проекте: кому он помогает, какую пользу несет?

- Это бизнес, который хочет зарабатывать деньги правильно, предлагая полезный и хороший продукт нашим клиентам и пользователям. Этот проект мы запустили вместе с друзьями: Муслимом Джолдаспаевым, Асланом Кокаевым, Шукуром Айтбаевым.  Они  имеют большой опыт работы в ректутинге и хедхантинге, я сам никогда не был связан с этим рынком. Однако я сам часто подбирал небольшие команды для разных проектов. И как руководитель я понял одну вещь: очень сложно подобрать  сильную команду, которая будет компетентной, мотивированной и амбициозной. Без такой команды, сколько денег не вбухай, результат будет ужасным. И эта проблема с кадрами существует у всех компаний в Казахстане. С друзьями мы очень часто обсуждали эту проблему на рынке профессиональных кадров, так появилась идея создать одну площадку, на которой можно собрать всех потенциально интересных профессионалов на рынке труда Казахстана.

Прежде всего, мы решили сконцентрироваться на поиске и трудоустройстве HiPO (high potential) людей, то есть кандидатов, у которых есть высокий потенциал развития, и запустили такой проект с одноименным названием HiPO.kz. Коротко, мы называем таких людей «хайперами».

- Как ты отличаешь HiPO-людей от не хайперов? То есть, кто такой - человек с высоким потенциалом?

- Их самое главное отличие – это не столько их навыки, сколько их отношение к работе.

Если человек пришел к вам в компанию просто зарабатывать деньги, то такой человек никому не нужен. У кандидата должна быть большая цель, и он должен понимать, каким образом  компания, в которую он хочет трудоустроиться, может помочь ему в ее достижении. Такие «правильные» люди «с большой целью» приносят компании в 2-3 раза больше пользы, чем люди, которые пришли просто «за зарплатой».

Наша цель – чтобы казахстанцы находили себя, развивались как профессионалы. В Казахстане реально мало компаний, которые инвестируют в человеческий капитал. При этом я уверен, среди поколения 25-35 лет есть очень много специалистов, которые не реализуют себя в полной мере: скучают в своих офисах, чувствуют, что им чего-то не хватает, понимают, что они «стоят на месте» или просто «бегают в своей операционке по одному и тому же кругу». Мы же хотим, чтобы с помощью нашего сервиса, такие профессионалы знали о том, что в других компаниях они смогут реализоваться быстрее или научиться чему-то новому.

-В свое время работы в корпоративном секторе я часто ходила на разные собеседования. Мне просто было любопытно, что происходит на рынке, кто запускает интересные проекты. Это правильный подход, по твоему мнению?

- Думаю, это абсолютно правильный подход.  Самая главная ценность ходить на собеседования в различные компании, даже если тебя устраивает твой текущий работодатель  – это возможность узнавать о новых проектах. На таких встречах компании готовы достаточно откровенно о них рассказывать, а также и о тех задачах, которые нужно решать.

Поэтому, я  бы очень хотел пригласить тех,   кто читает это интервью,  зарегистрироваться на HiPO.kz, именно для того, чтобы знать о новых возможностях. Ведь всего за несколько месяцев со старта нашим сервисом пользуется уже более 120 крупнейших международных компаний, которые обращаются к нам за поиском сотрудников. Кроме того, у нас также есть вакансии, которые не публикуются открыто по просьбе компаний, а мы можем предложить вашу кандидатуру.

- Как ты думаешь, какая основная проблема у молодых профессионалов?

-  Основная - это недостаточная открытость. И эта открытость начинается с философских вопросов: зачем я хожу на работу? Зачем я живу вообще? Как моя текущая работа помогает достичь моей цели жизни? Есть ли другая работа на рынке, которая поможет мне достичь цели быстрее? Как только человек начинает задавать себе такие вопросы, он сразу начинает работать эффективнее, учиться, брать курсы онлайн, то есть «шуршать», а не по 50 раз в день заходить в Facebook, чтобы узнать кто тебя лайкнул, тенгул и т.д. (смеется – прим.автора).

Если каждый возьмет на себя такую ответственность за свое время жизни, мы увидим повышение компетентности и рост КПД.  И добро пожаловать всем на HiPO.kz.

 

Во время этого интервью, нас постоянно прерывали звонки и скайп-конференции, которые шли параллельно.  При этом через минуту у Асхата начиналась другая встреча с одним из крупнейших университетов Казахстана по поводу работы с их выпускниками. В общем, не знаю, как вы, но я уже зарегистрировалась на HiPO.kz :)

Оцените пост

926

Комментарии

0
Бота, это отличное интервью! Спасибо Вам!
2
Бзара нет, мужик!!
-2
Вау, круто) такой жест! Респект чуваку.
-5
Вроде умные вещи говорит местами, но тот факт, что отдал деньги на борьбу с раком - идиотизм, на мой взгляд, полнейший.
Не нужно быть гением, чтобы понимать, что болезни вроде рака являются следствием ОБРАЗА ЖИЗНИ современного человека - питания, ритма, даже мироощущения. Способствовать поиску лекарства - оказывать "медвежью услугу" человечеству.
0
В названии запятую забыли: "Асхат Мурзабаев, сооснователь HiPO.kz, отдал заработанные 2 миллиона долларов в международный центр по борьбе с раком."
Показать комментарии