Заговоренный Алмас — сын Турула

3129
3
0
17

От легендарного Турула растут крылья в разные направления, в разные культуры, в разные мифы... У казахов Самұрық - на вершине дерева Байтерек вместе с духами нерожденных еще детей в виде птиц...

От легендарного Турула растут крылья в разные направления, в разные культуры, в разные мифологии, хотя человеческая мифология в сущности одна, поскольку все мы от одного праотца, которого все зовут казахским именем Адам - Человек, Первочеловек...

Турул был мифическим Отцом мадьярского вождя с тюркским "царским" именем Алмаш. Алмаш родил Арпада, ставшего уже не мифическим отцом-основателем Королевства Мадьяр в центре Европы. Алмаш - довольно распространенное имя даже среди тюрков нынешних - казахов, кыргыз, башкир, татар. Фонетическое разнообразие его допустимо - Алмаш, Альмош, Алмас - и имеет оно одно значение - «стальной», «несгибаемый», и ... «заговоренный», что вполне в духе венгерской легенды, записанной загадочным хронистом Анонимусом.  (Название роман Ильяса Есенберлина «Алмас қылыш» мудрый Морис Симашко так и перевел: «Заговоренный меч»). Кстати, каhана Волжской Булгарии 922 года звали тоже  Алмушем, и он современник отца Арпада.

Алмаш. Художник Кертай Салан.

Легенда гласит, что мать Алмаша  зачала его во сне от божественной птицы Турул. Правда, первый и славный мадьярский хронист Анонимус пытается объяснить  значение имени Алмаш то древневенгерской формой al, что могло значит «сон» (в современном венгерском  аlom – «сон», alvás – «спать»), то латинским   almus – «святой»,  что вовсе немыслимо, учитывая, что кочевники мадьяры, с его же слов, тогда все еще «жили в Скифии», и знать Latine никак не могли.  Имя же матери Алмаша Емеши вполне может восходить к тюркскому корню ene-eme в значении «мать», «прародительница». Означает же современная глагольная форма «emu» у казахов - «сосать грудь матери». В другой, чуть более поздней древневенгерской хронике Gesta Кезаи прародительницу всех мадьяр зовут Энех. У тюрков Эне, Ене имеет то же общее значение «мать». Интересно, что мужем Ене(х) и прародителем мадьяр у Кезаи  является Нимрод, который упоминается в важном источнике по истории кочевых обществ в период их (в частности, кочевников-огузов) продвижения на запад – «Китаб-и дедем Коркуд» (оба существующих варианта этой книги хранятся в Западной Европе – в Ватикане и Дрездене). Так вот, в "Китабе" этом, Уруз, сын Казана, обращаясь к Богу, говорит: «Нимврод пустил стрелу в небо; ты противопоставил ему рыбу со светящимся брюхом».  Древний царь и герой Нимрод упоминается и в Ветхом Завете (Быт 10:8-12), где сообщается, что он был "силен на земле" и "сильный зверолов пред Господом». В раввинистической литературе его имя приобрело значение "восставать", и  описывается он  как бунтарь и идолопоклонник. Предполагается, что именно Нимрод начал строительство Вавилонской башни в знак неповиновения Богу. Легенды гласят, что Нимрод бросил Авраама в пылающую печь за его настойчивость в поклонении Яхве, однако Авраам вышел из нее невредимым. Касательно нашего ислама, легенда  о Нимроде столь широко распространена по всему ареалу культурного влияния мусульманства, что встречается даже в текстах из Турфана (Восточный Туркестан). Эти несколько строк встречается у турецкого исследователя Р Арата в его книге «Eski Turk siiri» (Тайна древних тюрков): eng kicig en kucsuzni idkay-men. Ol barip Nemrudnung kirgei tip tidi. Cibinden eng kicig cibinni idti. Sen bargil Nemrudni bat oldurup kelgil tip - «и (Бог) сказал: Из моих творений я отправлю самое маленькое и бессильное; оно пойдет к Немруду … из мух он отправил самую маленькую муху и сказал: Иди и, быстро убив Немруда, возвращайся!». Получается, что и в христианской, и в иудейской и в мусульманской мифологи Нимрод – бунтарь, дерзнувший спорить с Богом. А мораль старой тюркской легенды такова: не смей спорить с Творцом, иначе тебя может убить самая ничтожная тварь Его.

Талантливый американский археолог румынского происхождения Флорин Курт утверждает, что творение великолепного Анонимуса  Gesta Hungarorum 12 века не была популярна при его жизни и не была востребована много позже. Соответствовала ли духу его времени его основной тезис: «превосходивший всех в ратном труде народ онгров ведет свое происхождение от скифского народа», и новая родина их - это «земли царя Аттилы, из рода которого произошел вождь Алмаш, отец Арпада»?  Даже описание внешности Алмаша у Анонимуса полностью соответствует облику Аттилы, каким он предстает у Кезаи и в «Венгерском хроникальном своде»: «Ведь Алмош был красив лицом, но смугл, с большими карими глазами, ростом он был высок и хорошо сложен; руки у него были большие, а пальцы длинные тонкие». Но отношение к Аттиле в Западной Европе отнюдь не однозначное, а для Венгрии, которая была самой западной по духу из стран Восточной Европы, Атилла в народном сознании хоть и остался Отцом, Вождем, Первооснователем, все же для клерикалов Западной церкви он есть язычник, Гога и Магога вместе. Я думаю, что не случайно в знаменитой Chronicon Pictum, иллюстрированной летописи Венгерского Королевства  14 века, из 147 ярких, красочных, выполненных золотом,  великолепно сохранившихся  миниатюр стертыми, испорченными оказались только миниатюры, где был изображен Аттила. Налицо явный европейский вандализм.

«И был сам Алмош воин благочестивый, доброжелательный, щедрый, мудрый и добрый. Когда достиг зрелости, то был в нем словно дар Духа Святого». И сподвижники, соратники его, эти славные Семь Мадьяр, были под стать ему: «…мужи знатные, сильные в брани, преданные. Тогда единогласно сказали они вождю Алмошу так: Отныне избираем тебя вождем и повелителем, и какова бы ни была твоя судьба, мы последуем за тобой (словно читаешь казахский jyr про Алпамыса или Кобланды). Собрав по… обычаю свою кровь в одном сосуде, принесли присягу вождю Алмошу… верность клятве сохранили до самой смерти». И звали их: «Алмош, отец Арпада; Елед, отец Саболча, от которого пошел род Чак; Кенд, отец Курзана; Онд, отец Ете, от которого происходит род Калан и Келчей; Таш, отец Лела; Куба, от которого идет род Семере; седьмой – Тетень…». Все имена, будто из тюркского эпоса. Мухтар Ауезов, наш великий классик и исследователь древнетюркского эпоса, в частности, «Манаса», сказал,  словно про творение Анонимуса:«...(письменные) памятники не являются плодом вольных фантазий. Здесь конкретные исторические события изложены в условной, своеобразной, но правдивой литературной форме».

«Но довольно» и «хватит», как сказал бы почтенный Анонимус: «Идем (дальше) по пути истории». Вернемся к нашему Turul monda, который и является поводом для всех этих экскурсов, надеюсь, нужных и необходимых для нашего повествования (до чего заразителен стиль и аура изложения многомудрого Анонимуса).

Все, что написано и сказано о птице Турул в венгерских хрониках, в целом, в венгерской мифологии, выглядит вкратце  следующим образом: Турул является  любимой птицей всех кочевников, но именно  мадьяры уважали его настолько, что он попал на герб Аттилы и его потомков – мадьярских князей. Емеш в том же пророческом сне увидела,  как "целая огненная река вытекает из ее чрева", и по этой реке можно проникнуть во все миры. Думаю, символ реки для мадьяр эпохи обретения новой родины тоже был очень важен – ведь им предстояла следовать неведомыми путями в неведомые края.

В венгерской мифологии сохранился образ мирового дерева с семью ветвями, символизирующими семь миров и семерых вождей – основателей Мадьяроршак. Дерево это настолько высокое, что именуется «деревом без вершины» - вершина теряется в небесах, которое тоже имеет семь слоев; корни уходят в преисподню, где находиться обиталище звероподобных хтонических существ, а также лягушек, ящериц и змей; у корней на поверхности бьется источник жизни; смола, плоды и соки дерева питают все сущее на земле. Золотые яблоки висят на ветвях. На верхней – седьмой – ветви находится дом Солнца и его матери, ниже - дом Луны и ее матери. Месяц в венгерском фольклоре именуется «новым королем». Солнце оказывается женским персонажем, как и всех у тюрков – Сun ana. Здесь же обитает Сель-ана  – «Мать ветров». От колебаний ветвей Мирового Дерева поднимается ветер. И охраняется это Мировое дерево огромной птицей: недаром оно называется «Орлиным деревом».

До девятнадцатого века, до битвы повстанцев-куруцев против австрийцев, когда  эта птица, родом из небытия, принесла  меч вождю повстанцев Ференцу Второму Ракоци - десятки тысяч людей это видели, и это переломило исход битвы - слово "Турул" редко употреблялось в венгерской лексике. В венгерском языке есть другое распространено слово, обозначающее птицу-ястреба - Songor, производное от него –Zsombor. У казахов, у многих тюрков распространено имя Сұнқар, известен также мамлюкский султан под этим именем.

Что касается внешнего вида птицы, который так напугал героя Авдеенко (см.предыдущий блог), и пугает всех непосвященных: она похожа на грифа.

Это для европейцев гриф – монстр, пожиратель падали. В азиатской, центральноазиатской мифологии – эта птица доброжелательная, мудрая и полезная. В искусстве саков парящий грифон так же част, как бегущий олень. Грифон  сроден Симургу. «Симурғ» — дословно «вершинник», «птица с вершины дерева/горы» — фантастическое существо в иранской и тюркской мифологии. Казахи называют его Самұрық. По версии гениального, рано ушедшего из жизни казахского исследователя мифов Серикбола Кондыбая, иранские термины «сэнмурв», «симург» восходят к древнетюркскому шаңырық – высшая небесная благодать, счастье.  Первоначально Симург мыслился как гигантский мифологический орёл, однако позже возникло представление о нем как существе полиморфном. Иногда его изображают  как огромного сокола с женской грудью или как хищную птицу с чертами льва или собаки, еще и покрытый рыбьей чешуей, то есть он представляет все три мира: небесное, земное и подземное, даже подводное. Та еще химера.  Симург обладал функцией благого покровителя отдельных людей, рода или племени. Это ярко отразилась в «Шахнаме» Фирдоуси, где Симург выступает как охранитель рода эпических героев Сама — Заля — Рустама. Признано, что отразившийся в «Шахнаме» цикл сказаний-былин об этих эпических персонажах первоначально сложился в среде скифов и сармато-алан, саков тигрохаудов и массагетов. Можно думать, что Семаргл у скифов и сармато-алан (вспомните Смаугла - летающего дракона - у Толкиена), как и Симург в сказаниях саков, мог считаться покровителем отдельных людей и их родов, племен, что и стало причиной значимости его почитания. Поэтому Симург часто изображался на талисманах. Сенмурв (Симург) был династийным символом Сасанидов. В зороастрийских текстах (сложенных, вероятно, в междуречье Аму и Сыр Дарий, вливающихся в море Виштаспа - Арал) говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету. Казахи «посадили» Самұрық на вершине Древа жизни – Байтерек – вместе с духами нерожденных детей в виде птиц...

Но «довольно на сегодня,  и хватит», как сказал бы славный Анонимус, автор тюркской хроники Европы, поскольку главные события в его книге происходят в Скифии, прародине всех тюрков, вполне возможно, расположенной на Алтае, у славной рощи Отукен… (по версии некоторых известных венгерских историков, исходной точкой миграции древних мадьяр на Запад был Алтай; об этом же говорит и мадьярский антрополог Андраш Биро).

О «Скифии», так живописно описанной Анонимусом;  о Древе жизни Байтерек  с душами нерожденных детей; о реальной гигантской птице Samrukia nessovi, найденной в Казахстане; о стране птицелюдей Самырау; и наконец, о құмай тазы - гончей, рожденной птицей – в следующем блоге.

Барша қауымға - Ораза қабыл болсын! Всех- со священным праздником Рамазан!!!

 

Оцените пост

17

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему