Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
08:53, 07 июля 2015

Как я придумываю заголовки

Blog post image

Писательство – это таинство таинств, и я век буду жить – век буду учиться. И так и не научусь всему, потому что, повторюсь, для меня это дело – всегда таинство.

Как, например, придумывают заголовки к романам и фантастическим рассказам.

Нашла в баше такое: «Друган, к которому в автобусе подсаживаются в последнюю очередь, у К.Саймака есть рассказ «Кольцо вокруг Солнца», так там у главного героя такая же фигня – в итоге он узнаёт, что он робот, а люди просто подсознательно чувствовали, что с ним что-то не так».

Вот он, краткий пересказ содержания. Что, собственно, происходит с героем, при этом – с главным. Причём здесь какое-то кольцо вокруг Солнца? Подписали бы рассказ «Оказывается, я робот» или «Я-то думаю, что ко мне люди не подсаживаются!» Это ж так близко, так по-человечески. Нет же, уводим как можно дальше любознательного читателя от сути произведения заумью, «кольцом вокруг Солнца». Наверняка в заглавии есть и какая-то подсказка, но человеку, который сразу хочет понять, интересен ему будет этот рассказ или нет, может показаться в нём намёк на какую-то глобальную космическую катастрофу в научном стиле. А вовсе не на робота, который живёт и не догадывается, что он робот. А потом узнаёт и наверняка очень по-человечески страдает. Содержание лично мне интересно, а вот заголовок отпугнул бы.

Приёмом увода сознания читателя в какую-то муть метафор пользуются в издательствах, тиражирующих детективы. Ктулху пойми, причём там волк? Очень серьёзные мужики любят издавать романы с очень серьёзными аллегориями в заголовке – главный герой у них вечно волк, ворон, тигр, змей, вепрь и прочая фауна. А я, может, про животных и оборотней не люблю. И когда «бешеные», «неистовые» и «неудержимые» – тоже пугает. Или зашкаливающие в цветастости метафоры типа «Муха в варенье», «Макияж для гадюки», «Рыжий кот в чёрной комнате», «Молчание курочки Рябы». Это у детективщиц. То ли дело – «Труп на английской лужайке». Никаких тебе гадюк и кур. Нормальный человеческий труп. Про убийство, как и искала. Люди мне интересны, вепри и куры – нет.

Это сейчас в издательствах окопались люди с буйной фантазией, использующие её для запутывания масс, а раньше, напротив, заголовки были просты, как верёвка. Если рассказ для детей, то какая-нибудь «Митькина кружка», если повесть для подрастающего комсомольца, то «Володькина любовь», если роман, то тоже всё понятно – очерчивается панорама места и что там: целина, к примеру, поднимается, а Дон – тихий. «Война и мир» опять же. Чудный заголовок, округлый, никаких вопросов. И всё, что внутри, соответствует тому, что написано на обложке. То есть там точно кружка, любовь и целина…

Но это устарело и кондово. Поэтому разводим вепрей и садим их в варенье. Пусть все ошалеют от глубины вашей тонкой иронии. Главное, иметь под рукой или в памяти неиссякаемый запас шаблонов, рубить их напополам и часть приклеивать к заголовку романа, дополняя аллюзией к другой реальности. И получится «Трое в лифте, не считая собаки», «А я леплю горбатого», «За тех, кто в морге» или вообще «Через тернии в омут». Заголовок заживёт своей сверхинтересной и, главное, автономной жизнью, как мультипликационные заставки к выпускам «Ералаша» - никакой связи с содержанием!

Притчи обычно зовутся так, что сразу можно определить: отвечают они твоим душевным запросам или нет: «Притча о дружбе», «Сказ о вечной любви», «О взаимопомощи». Поскольку притчи и сами довольно коротки и лаконичны, никому и в голову не придёт тратить на их заглавие умственные ресурсы. Никаких колец вокруг Солнца. Надо тебе почитать про дружбу – ищи на букву «Д». Короткие посты в интернете, в авторских колонках и блогах, по счастью, называют таким же незамысловатым образом. Не надо ломать голову, какой сюрприз ждёт тебя в содержании. Иногда даже сильно простой заголовок, зато содержание – вах, как глубоко, прочувствовано и читать приятно!

При копирайтерском ремесле главное – выбросить нахрен из головы и цветастую метафоричность, и бесполезную «митькину кружку» вместе с бесхребетной «володькиной любовью» и обрести следующие навыки: ставить перед читателем проблему-задачу, давать её решение. И желательно не стесняться своего ума и нетривиальности. Как автор продающей статьи, ты должен быть абсолютно уверен в том, что твои «Пять совершенных способов чего-то там» или «Как за минуту стать счастливым» действительно совершенны и действительно работают за минуту. Да, эти способы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО работают – капс лок подтвердит. И твой пенис увеличится на 30 сантиметров за неделю, и женщины будут просить ещё! Так что давай, открывай уже ссылку! Ты ж видишь по заголовку – не хватает у тебя ни сантиметров, ни женщин, ни счастья, ни чего-то там (нужное приписать). В общем, игра ума, не соскучишься.

В журналистике, которая так же не любит бесхребетности, очень ценят активные глаголы. Как человек, воспринимающий информацию скорей интуитивно и эмпирически, чем через правила и теорию, я плохо понимаю «активные глаголы». Зато я могу их себе представить: вот идёт статья, а над ней человечек активно пилит дрова. Или забивает гвоздь. Это моё видение активных глаголов. И когда я не могу высосать из интервью о каких-то высоких материях никакого пиления дров, я отдаюсь бешеной, неистовой, как вепрь, фантазии.

Заголовок этого поста, как видите, - пример копирайтерской простоты. Кто-то, может, кинется читать, потому что решит, что я тут устроила завлекуху и сейчас научу придумывать заголовки. Ошибочное ожидание. Писать продающие тексты по всем правилам – это не ко мне. Я обязательно отвлекусь на какую-нибудь фигню и начну писать о непродуктивных и не имеющих пользы вещах, чем помешаю вашему развитию и профессиональному становлению. Так что удачного вам поиска нужного содержания под адекватным заглавием!

 
5
275
2