Yvision.kzYvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
5
23:43, 14 июня 2015

Про падшую женщину в ГАТОБ им. Абая

«Травиату» давали в театре в конце мая. Я эту оперу Верди не люблю, она мне кажется затертой, даже музыкально неинтересной по сравнению с другими его операми, но когда я начинаю ее слушать, музыка меня захватывает, сюжет тоже трогает, и слезы текут – Верди он такой. На этот спектакль я попала случайно, мне было интересно послушать Айдоса Жабагина в партии Альфреда Жермона, он поменял тип голоса – раньше был баритоном и очень хорошим, пел второстепенные партии, но даже в них выделялся большим, богатым обертонами и звоном голосом. А когда я услышала Айдоса на концерте в арии Фигаро Россини, я начала страстно ждать, когда он исполнит подходящую главную баритоновую партию, но ГАТОБ такого счастья публике не предоставил. Он тогда на концерте заполнил весь зал до потолка звуком, от которого переполняешься счастьем, известно, что хорошие голоса вызывает физиологические реакции у слушателей. Потом он уехал в Германию, учился и вернулся тенором. Расскажу об этом в конце, сейчас, по своим правилам, я должна сказать о постановке ГАТОБ.

Постановка эта устарела, декорации обветшалые, хотя на фотографиях все выглядит прилично – цифровая фотография вытаскивает и усиливает цвет, где его в помине нет. Все намного тусклее и убогее. Но дело не в этом - у этой поставки нет идеи, нет концепции. Сравните постановку «Травиаты» в Астана-Опера, там визуальный ряд вдохновлен картинами Джованни Больдини, там надо разгадывать символы. Там есть отсылки на разные культурные пласты, начиная от самого Верди, долго не хотевшего жениться на своей любовнице Стреппони, до картин на стене, изображающих увеличенные эротические и порнографические открытки начала века – все-таки речь идет о проститутке высшей категории. Мир иллюзий и воспоминаний постепенно приходит к разочаровывающей реальности, и в самом финале оперы зрители видят самих себя в огромном зеркале.

Blog post image

Интересно? Конечно! А в Алмате просто какая-то старая и прямолинейная иллюстрация, кадавр, а не постановка. Разбаловали последние оперные премьеры обоих наших театров.

Blog post image

У меня наступил личный кризис жанра оперы в его исполнении театром ГАТОБ. Да, живое исполнение ценно, но придя в зал, хочется осмысленности, а не просто послушать музыку и голоса, сейчас в интернете доступно огромное количество видео- и аудио-записей самых знаменитых опер и самых лучших голосов. Мне не хватает режиссуры – а в это время в мире произошел кризис режоперы, который некоторые критики приравнивают к смерти оперы вообще. Например, вот эта статья “REGIETHEATER-THE DEATH OF OPERA?”: http://www.earlymusicworld.com/id44.html:

«Проявление торжества подростковой культуры… Революция, целью которой анархия, желание заменить красоту уродством и нигилизмом.

«К черту красота – это китчевое понятие!», - говорит главный британский режиссер, который ни в коем случает не является худшим представителем режоперы…

Это заразное заболевание, диапазон которого начинается от сравнительно невинных детских проявлений, вроде усов на Моне Лизе, до непристойностей, секса, насилия и богохульства, что, если снова использовать метафору, можно сравнить с дефекацией на лицо Моны Лизы»…

Вот фотография из этой статьи, это опера Генделя «Юлий Цезарь».

Blog post image

Нам боятся нечего, у нас таких крайностей не будет никогда, Медиаулы, министр культуры и физкультуры, стоит на страже.

Вот еще фотографии, просто игра «угадай оперу»!

Blog post image

Эту оперу алмаатинцы должны узнать, она есть у нас в репертуаре. Подсказываю: «пинг-понг-панг!».

Вот свежая «Травиата» на фестивале в Баден Бадене, режиссер Роландо Вильязон, бывший тенор, голос он потерял, но в опере остался. По-моему, интересно, уважительно, без дефекаций.

Blog post image

Вернемся к заблудшей девушке Травиате, по-итальянски la traviata означает «падшая». Давно, в детстве, читала я литературный источник, «Даму с камелиями» Дюма-сына. На меня тогда роман впечатления не произвел, на меня вообще п-страдания не действуют, кроме того места, где происходит эксгумация тела: сходящий с ума от горя главный герой выкапывает тело и впивается взглядом в разрушения, которые произвели могильные черви. Ну и циническое и насмешливое недоумение подростка вызвало авторское непонимание, почему 25 дней Маргарита Готье украшает себя своими любимыми белыми камелиями, а пять дней – красными. Ха-ха! Камелия красивый цветок, очень похожий на розу, только без шипов и запаха, абсолютно могильный символ.

Blog post image

Перед тем, как написать этот текст, перечитала роман, он совсем небольшой, естественно все увидела другим взглядом. Удивила зрелость и мудрость Дюма-сына, его  грамотный психологизм. Он явно взрослее и серьезнее своего гениального отца, и вообще, находится в позиции Родителя, если смотреть на их отношения с точки зрения транзакционного анализа. До меня дошло, откуда фигура отца Жермона, это, прежде всего сам писатель-буржуа, и в меньшей степени его отец, знаменитый автор д’Артаньяна. Александр Дюма-сын родился незаконнорождённым, от любовницы, простой прачки, и это оказало влияние на его жизнь и творчество.

Все люди хотят большой и чистой любви, но не все способны любить, не все даже могут найти достойный объект любви. Такая любовь приключилась с героями, но они не смогли ее уберечь. И не смерть прервала эту любовь, а жизнь, герою романа навсегда придется нести свою большую вину.

Куртизанки, эти красивые, веселые, смешливые и притягательные женщины, не пригодные в качестве жен к обыденной жизни, а рожденные украшать ее, доступные только самым богатым мужчинам, всегда интересовали многих писателей. Прево с его Манон Леско, Бальзак, Дрюон, Дюма… Мне встречались в жизни такие женщины, не такого, конечно, масштаба, как героиня романа и оперы, им может быть немало лет, они могут бухать и курить, и все равно при этом красивы и моложавы до неприличия. Характерная слабость на передок – это, на самом деле, повышенная витальность, Божий дар такой.

Она (Мария Дюплесси, Маргарита Готье, Виолетта Валери – это один персонаж: из жизни, романа и оперы) прекрасна, желанна, полна биологической притягательности, вследствие этого распущена, развращена, не гнушается крепких слов, скабрезностей, ведет паразитический образ жизни. Развлечения, наряды, роскошь и мужчины, которые ей это обеспечивают. Она смертельно больна, легочный туберкулез, постоянное повышение температуры, интоксикация. Ночью спать не может, поэтому развлекается и пьет. Потом спит до вечера, холит тело, надевает умопомрачительные наряды и едет в ресторан, в оперу, в театр или на бал. Для больных туберкулезом характерен прекрасный румянец и огненный блеск глаз. А уж повышенная температура добавляет наслаждения, помните Venus febriculosa Набокова*? Мужчины без ума от нее, бросают к ее ногам состояния, разоряются, из-за нее устраиваются дуэли. Она личность, с ней интересно и весело, никогда не соскучишься, кого-то она привлекает, кого-то отвергает. Она очень умна, она все понимает про себя, болезнь и свою жизнь, не занимается самообманом.  Веселье её в этой ситуации становится натужным. Любить молодого, красивого и пылкого человека естественней, чем старого герцога или глупого богатого графа, но он не тянет такую женщину, «проживающую сто тысяч франков в год». Денежные расчеты занимают в романе много места. Он мог бы быть просто ее любовником, но он полон мужских предрассудков и в плену правильных мужских инстинктов, хочет быть защитником, мужем, единственным. Она тоже хочет новой жизни. Порок не прилип к ней, она осталась удивительно чистой. Та жизнь ее уже не привлекает. Короткий остаток она хочет провести с любимым, без роскоши, а скромно и достойно. И тут появляется отец.

Он чиновник, честный, поэтому небогатый, очень приличный и достойный человек. Его тоже можно понять. Вместо того, чтобы жениться, делать карьеру, его сын портит репутацию связью с продажной кокоткой. Собирается переписать на нее свое небольшое наследство от покойной матери. Губит свою жизнь. Из-за этого его дочь не может составить хорошую партию. Он такие аргументы приводит, что полностью принимаешь его правоту. Поскольку Мария-Маргарита-Виолетта искренне и по настоящему любит своего Александра-Армана-Альфреда, то она готова к самопожертвованию. Любовь настоящая. Редкая. Та, о которой мечтают все люди на земле, ну кроме уж совсем циничных и бездушных эмоционально тупых инвалидов. Она покидает своего любимого, потому что не хочет разрушить его жизнь. Возвращается графу, потому что долги, денег нет. Любимый страдает до невозможности, а потом начинает мстить. Ранит ее злыми словами, делает равнодушный вид и начинает волочиться за еще более красивой куртизанкой, но уже не такой благородной и чистой натурой. Начинает играть по крупному (он и раньше поигрывал, и это было одним из опасений отца), ему везет, он эту свою куртизанку засыпает золотом и собственным выездом. Далее вообще начинается травля Травиаты, анонимные письма, новая любовница ее везде оскорбляет. А ей, больной и несчастной, так нужна любовь и забота. Сил у нее уже нет, наконец она умирает в одиночестве, в 22 года, а любимый узнает, что это не она его бросила, потому что развращенная и любящая роскошь женщина, а отец-манипулятор ее попросил. Отец сам поражен душевной чистотой и благородством девушки. Герою остается мучиться и страдать. Опера немного сглажена, в финале они успевают встретиться и простить друг друга. Финал – один из сильнейших мест во всем оперном жанре.

Музыка Верди гениальна, начало увертюры – это тема смерти в молодом возрасте. У чувствительных натур холодок идет по позвоночнику, я даже позволю себе цитату из «Дамы с камелиями»,  то место, когда они собрались могилу раскапывать:

«Откуда появляется это болезненное удовольствие от подобного зрелища!»

Далее идет развеселая вальсовая тема. Арии, дуэты и ансамбли из этой оперы – на слуху, это абсолютные хиты и шедевры. Очень трудно говорить про музыку, ее надо слушать. Александр Дюма сын не зря говорил, что Верди обессмертил его роман. Кстати, первое представление провалилось. Герои были одеты в современные, того времени костюмы, это было непривычно, (как непривычна постановка «Кармен» в современных костюмах некоторым критикам), сам сюжет казался безнравственным. А теперь эта опера есть во всех театрах, самая известная и популярная у Верди.

Скажу честно, в этой постановке, 30 мая, меня не очень вдохновил женский состав, но попался хороший дирижер, Рустем Кабылбай, он очень  проникновенно сыграл, было хорошо, мне понравилось. Дебют Айдоса Жабагина был неровный, он как будто боялся и осторожно использовал свой голос. В речитативных местах его голос звучал плосковато и ординарно, в ариозных же и ансамблевых местах он давал замечательно красивый и мощный звук! Огромный голос полный обертонов и щемящей душу металличности, высокие ноты брал с молодцеватой легкостью. Так звучат лучшие драматические теноры мировой сцены на самом деле. Тембр голоса у него теноровый, а был баритон, я это точно помню. Gioia, gioia, сүйінші! Представьте, молодой, красивый, артистичный, пылкий, в голосе все эмоции и чувства партии. Я держу пальцы, но кажется, ттт, Казахстану очень везет! Есть тенор!

Blog post image

Виолетту исполнила Дана Таласбекова. Тембр ее голоса мне напоминает шелест бумаги, но высокие ноты в ее исполнении были звонкие, звучные, сильные, да и пела хорошо. Все абсолютно ГАТОБ-овские Виолетты, почему то, тайна это великая, мажут кусок на спуске колоратурной каденции в Sempre Libera, ни одна не исполнила это место чисто, и Дана тоже это место традиционно зажевала. Но зато она была хороша собой, создала образ изысканно красивой женщины с белоснежными плечами, немного актерски недотянув места бесшабашного веселья, того, которое в английском языке изначально называлось словом “gay”, до его наполнения современным смыслом. Все куртизанки всего мира всегда gay, мужчины не любят унылых и скучных. Отца Жермона исполнил Александр Сметанин. Остальные не блеснули.

Blog post image

P.S. В театр я зашла, проходя мимо, села на места много выше, чем обычно, поэтому была свидетелем человеческой комедии. 7 ряд директорский, для избранных гостей, билеты туда не продаются. Зал был полу-полный, и на эти места все время садились левые люди, и тут же, со змеиной улыбкой подходила униформа и с изнурительной вежливостью гнала их в шею. Это происходило даже в темноте, во время исполнения, когда особо хитромудрая парочка пересела на этот ряд откуда-то сверху. Тоже были изгнаны. Я не знаю, так ли уж это правильно, театр был, повторяю, очень свободный?Может не надо так уж рьяно защищать вип-места? Может надо объявление где-нибудь повесить? Не знаю. В романе Травиата имела собственную ложу в опере, стоящую кучу денег. Я бы хотела, чтобы годовые абонементы продавались.

*Из "Лолиты" В.Набокова

5
956
0