Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
07:51, 17 мая 2015

Единый Национальный Кошмар

Эх, скоро, совсем скоро прозвенит последний звонок, выпускники отгуляют свое честное 25 мая, на один день забыв о том, что их ждет ЕНТ. К счастью, я уже прошла все свои металлоискатели, закрасила 125 заветных кружочков, 109 из которых принесли мне мои законные пятерки, получила аттестат, положила его в шкафчик и теперь пишу этот пост.

Нет, он не будет полон моими мыслями на тему "зубрить или не зубрить", "экзамен или ЕНТ", ничего подобного. Просто интервью с учителем русского языка и литературы, а выводы и умозаключения оставляю вам:)

- Я недавно прочитала статью о том, что ент способствует утечке мозгов, то есть иностранные вузы предлагают более выгодные условия нашим студентам. Взять к примеру Россию или какие-то европейские страны, многие наши способные ребята уезжают туда. Что вы думаете об этом?

- Дело в том, что система ент, которая у нас введена, не дает возможности детям с низкой мотивацией обучения поступать в наши государственные университеты. Если они получают в районе 50 баллов, то у них есть возможность поступить в частный вуз. Но 50 баллов – это не показатель знаний учащихся. Частным вузам, скорей всего, нужно заработать, получить деньги, поэтому они принимают вот таких учеников. Другой вариант – поступление в иностранные вузы дает возможность, вот опять-таки этим же ученикам с низкой мотивацией обучения сдать экзамены и на основе аттестата сдать вступительный экзамен в иностранный вуз, как ни странно, они туда поступают. Но одно дело, что они поступили, другое дело, как они будут учиться. У меня трое учащихся были после первой сессии исключены. Я с ними разговаривала, оплата им не возвращается. То есть, если они за год дали деньги, то назад уже не отдается оплата ребенку, который уже выбыл из этого университета. А учащиеся, которые в общем-то хотят иметь более высокий уровень образования, им конечно выгодно поступать в иностранные вузы. Потому что международный образец диплома дает им возможность хорошо устроиться. Да и хорошие специалисты всегда нужны.

- А вообще можно считать ент адекватной оценкой знаний? Ну все-таки элемент удачи же всегда присутствует.

- Ну я вообще резко против, категорически против вот этого формата ент. Нас всегда упрекают в том, что мы киваем на Запад. Просто там более умная система тестирования. ЕГЭ в России предполагает сдачу, например, экзамена по русскому языку целый день, один день ребенок сдает только русский язык, но ему предлагают не 25 вопросов, как у нас, а ему предлагают 100 вопросов. Мало того, они предполагают там разные уровни, обязательно имеется творческий экзамен. Потому что тестирование не дает возможностей проверить, обладает ли ребенок творческим воображением, самостоятельным мышлением. В Японии же на работу не принимают чисто по тестам, там обязательно вопросы, которые говорят о том, что этот человек обладает фантазией и творческим мышлением. Это человек, который может потом выдавать на-гора идеи. А у нас 25 вопросов дали, 3,5 часа ребенок выполняет 125 вопросов, которые не являются показателями обширных знаний ни по русскому, ни по математике, ни по казахскому, тем более, по истории.

- Если говорить о подготовке к ент, то это в большинстве случаев просто зазубривание вопроса и ответа, как потом эти знания в практике можно применять? Вообще это возможно или нет?

- Вот в принципе ребенок теорию заучивает наизусть, он эти теоретические знания показывает на тестах. Вот достаточно ребенку показать знания теоретических предметов, скажем, по русскому 4 вопроса он ответил, ему тройку ставят. Ответил на 13 вопросов, ему тоже тройку ставят. Ну это разве показатель? А представь себе, что ученик, который по русскому получил 4 балла, поступает в педагогический университет на факультет русского языка и литературы, приходит и учит твоего ребенка русскому языку и литературе. За 4 года, как бы он там не учился, если базовых знаний нет, то, как правило, их нет.

- У нас есть такая тенденция: в СМИ по прошествии ЕНТ начинают писать про самоубийства. Может быть, есть смысл проводить какие-то тренинги? Министерство Образования этим занимается?

- Психологически мы готовим детей: в школах проводят тестирования, районные и городские. В принципе по Казахстану, насколько я знаю, самоубийства - это единичные случаи. Да, есть дети с неустойчивым характером, нервные, больные. Вот этих детей надо выявлять в школе, и родители сами должны знать, какие у них дети. А у нас прессинг идет со стороны даже не школы больше, а то у нас всегда обвиняют школу, что школа виновата, что ребенок не подготовлен был, что вышел с ент пошел утопился, повесился, напился чего-то и так далее. На самом деле, здесь большая работа родителей должна быть. Вот у меня мама одна все время приходит и говорит, что ее ребенок все время без настроения, боится как бы с ним чего не случилось. А я ей говорю: «А вы не боитесь того, что может случиться после ент? Когда он не оправдает ваших надежд?» Родители не оценивают особенности своего ребенка. Все равно, каким угодно способом хотят сдавать ЕНТ. Пусть частный ВУЗ, пусть 50 баллов наберет, мы любые деньги отдадим и будем его обучать. А ребенок, как правило, идет на самоубийство, потому что он не оправдал не желаний школы, а надежд своих родителей.

- В Америке, допустим, высшее образование, именно в университете, - это признак роскоши, а у нас оно все-таки более доступно. И почему, несмотря на то, что мы хотим ориентироваться на Запад, у нас к колледжу пренебрежительное отношение?

- Ну я бы сказала, что наше образование даже лучше, чем американское образование и западно-европейское. У меня знакомые уехали в Америку, ребенок в школе учился: 5 класс закончил отлично. Мама ее там устроила в школу. Когда девочка через неделю приходит, оказывается, что они в 5 классе еще не знают таблицу умножения, не знают очень многих вещей, которые наши делают еще в 4, 5, 6, 7-м классе. Мама побежала в эту школу, выяснилось, что школа для детей, которые приезжают с бывших стран СССР. У них вообще мнение такое почему-то , что у нас тут все тупые. И они засовывают в эти школы, где знания на нулевом уровне. В конечном счете она добилась, чтобы ребенка перевели в другую школу. Через неделю замечает, что что-то не то опять. Она опять прибегает в эту школу, встречается с учителем, а он ей говорит, что ее ребенок одаренный, должен в другой школе учиться и посоветовал в какую школу нужно сдать документы. Она устроила ребенка в другую школу, но если у нас, в Алмате, она училась бы в 6 классе, то там ее приняли в 8 класс. То есть уровень образования у нас неплохой.

Я могу согласиться с западно-европейской системой образования только в одном плане:у них очень четкие установки. Они сразу видят детей с низким уровнем обучаемости и дают определенный уровень образования. Ребенок умеет читать, писать, расписаться – этого достаточно. Он может работать посудомойщиком, мыть машины, разносить почту и так далее. Этого ему достаточно, он будет зарабатывать и жить. Их не держат в школе, это у нас держат до последнего, а там родители соглашаются с этим, что их ребенок дальше обучаться не может. Есть дети, которые получают средний уровень образования и, самое интересное, что их большинство у них. Идут в колледжи, получают профессии. Это инженеры, средне-технические работники и т.д. А вот высшее образование.. Действительно для элиты. То есть это дети с высокой мотивацией обучаемости, они и будут получать высокие заработные платы: это врачи, юристы. Те, которые могут это делать и делать это хорошо и качественно. У меня до 11 класса дошли 2 ученика с низким уровнем обучаемости. А амбиций выше крыши! Самое интересное, не у детей, а у родителей. Там родители не спорят, а у нас родители хотят. Это уже проблема не сколько образовательная, сколько общественная, потому что надо сломать вот это отношение. Почему у нас считается, что если ребенок идет в колледж, то это не очень хорошо? Потому что в советское время у нас были институты, училища и техникумы. И это, между прочим, очень хорошая система была. Вот когда все хают эту нашу советскую систему, советская система в образовательном плане была очень интересная. В Америке так уж много ученых нет гениальных, в основном, они покупают мозги. Там очень много наших ученых, которые работают, для них даже институты целые открывают, они на это денег не жалеют. У нас другое дело, что ученый будет свою идею пробивать и так и не пробьет, потому что бюрократическая машина настолько сильна и крепка, что никаким танком ее не пробьешь. И когда были училища, туда отправляли всех детей, которые закончили 8 классов. В этом плане, действительно, советская система хорошо работала с родителями, 90% родителей были согласны с тем, что ребенок должен идти в училище. Он получал рабочую специальность. Мы же не будем с высшим образованием сидеть и ждать, когда к нам кто-то придет и что-то сделает, кто-то же должен чинить, мастерить, кто-то должен шить. Есть очень хорошие колледжи, где преподаватели не равнодушны, им не все равно, как работать. Им не все равно каких выпускать специалистов, и вот некоторые дети просто меняются, когда поступают в колледж. Приходят и говорят, что в школе-то они балду гоняли, а там их заставили и учиться, и работать, и отрабатывать, и посещать. это более взрослая обстановка, и она приближена к институтской, поэтому у них и ответственности больше появляется. Поэтому нельзя говорить, что колледж – это не тот уровень, который нужен ребенку, когда родители решают за него.

- Я слышала, что собираются в 2 этапа проводить ЕНТ, это не будет тем, что мы опять возвращаемся к традиционной сдаче экзаменов?

- Я по поводу традиционной сдачи экзаменов, честно говоря, всегда думала, что это лучшая была все-таки система. Но ее убрали, потому что углядели коррупционную деятельность. Хотя сама работаю столько лет в школе, и сколько я принимала экзамены больше цветов, которые ребенок приносит на экзамен, ничего другого не получала. Второе – экзамены сдавали в институте, обвинили преподавателей, что они на вступительных экзаменах берут деньги и поступают студенты, которые ничего не знают. Тоже палка о двух концах, почему, потому что, когда я сама в институте училась, вот из всех человек на нашем потоке только одна была блатная. Потому что она была племянницей замминистра сельского хозяйства, и она этого даже не скрывала. Не сдала сессию, была абсолютно неграмотная, в трех словах 10 ошибок, поэтому ее исключили, несмотря на блат, действия коррупционные и так далее. Вот сейчас, например, хуже, я считаю. Мы уже в начале самом говорили, я не думаю, что ребенок, ответивший на 125 вопросов, знает всю программу школьную, которую он изучает с 1 по 11 класс. Что дало это ЕНТ? Ребенок сдает экзамен выпускной на аттестат школы и сразу поступает в институт. А в институтах говорят, что это очень неправильно, потому что приходят очень много детей, которые пришли не по зову души и сердца,а потому что они получили определённое количество баллов и по этому количеству баллов их принимают. Вот придет в школу специалист с абсолютно пустыми, равнодушными, оловянными глазами, чему он детей будет учить? А у нас такое уже пошло, очень многие молодые специалисты, которые работают в школе даже мне говорят: "Да зачем вам это нужно? Пришли, поставили оценки, все! Что вы там нервничаете, бегаете, в колокола бьете?" А я считаю, что в любой профессии не должно быть равнодушного специалиста. Я считаю, что разделение должно быть и, кстати, я сама об этом неоднократно говорила и печаталась. Что такое профильный предмет? Набрал 7 баллов, и ты можешь поступить. Значит, медик набрал по биологии 7 баллов и все, а там профильный – химия. Значит, ему достаточно биологию знать, а химию не обязательно знать, а если он фармацевтом собирается быть? Или те же банковские работники, у них профильный предмет – география. А почему география? Непонятно почему. Если придет в университет человек с 7 баллами по профильному, еще неизвестно, какой специалист выйдет через 4-6 лет. А если они сами будут принимать, туда пойдут сдавать экзамены те дети, которые хотят быть медиками, педагогами, бухгалтерами, банкирами, финансистами, юристами, программистами и так далее. У нас же так получается: институт закончил, а пошел работать вообще по другой специальности. Это тоже проблема большая, потому что опять-таки в советское время было плановое хозяйство. То есть всегда знали, что, например, в нефтяную отрасль в этом году нужно 100 специалистов. Значит, 100 специалистов набирали в институт. А сейчас у нас же этих юристов, как нерезаных собак. У нас очень много людей, которым лишь бы получить высшее образование, а где он будет работать? На барахолке сидеть. Поэтому разделение надо обязательно, пусть даже в рамках ент, но во всяком случае, в университеты пойдут те, которые хотят там учиться


1
347
0