Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
22:11, 18 мая 2015

Наивная цыганка

Самая громкая премьера ГАТОБ состоялась! Город уже за две недели начал жить с красоткой в красном, разрываемой байкером и кем-то очень брутальным, со всех афиш. Потом все желающие поучаствовали в съёмках видеоролика под всем известную «У любви как у пташки крылья». Интрига нарастала. Состав артистов был в секрете до самого часа Х.

И вот, наконец, наступило 16 мая 2015 года. Участвовали:

Кармен – Оксана Давыденко

Дон Хозе, сержант – Хоэль Монтеро (Мексика)

Микаэла, невеста Хозе - Майра Мухамедкызы

Цунига, капитан – Таир Тажи

Моралес, сержант – Олег Татамиров

Эскамильо, тореадор – Андрей Трегубенко

 

Подруги Кармен:

Фраскита – Гульнар Сакышова

Мерседес – Надия Наденова

 

Контрабандисты:

Данкайро – Эмиль Сакавов

Ремендадо – Дамир Садуахасов

 

И Рахим Даиров, единственный из названных артистов балета.

А также детский хор «Байтерек».

Режиссер – Ляйлим Имангазина, художник – Вячеслав Окунев, балетмейстер – Гульжан Туткибаева, хормействер – Алия Темирбекова. Дирижер – единственный и неповторимый Алан Бурибаев.

 

История, если вкратце, такова. Цыганка Кармен не оставляет равнодушным никого. Так, она вколыхнула чувства спокойного Хозе, у которого, между прочим, есть невеста. Обещание ему любви помогли девушке избежать тюрьмы из-за драки. Но Хозе сам оказался за это наказан. После положенного срока гауптвахты парень пришел к ней. Однако, быть на службе и с такой как Кармен одновременно не получилось. Из-за нее он повздорил с начальством, и пришлось дезертировать к контрабандистам. Тем временем к Кармен стал проявлять интерес любимец публики – Эскамильо. А невеста Хозе Микаэла не побоялась прийти за суженым ночью в горы, лишь бы увести его хотя бы попрощаться с матерью. Бывший сержант появился прямо перед тем, как Кармен должна была уйти с блистательным тореадором. Уговорить ее остаться с ним не получилось, и Хозе убил девушку.

 

Эпитеты, которыми сопровождается имя «Кармен», - страстная, вероломная, непостоянная, дерзкая. Она зажигает сердца мужчин и жонглирует ими в танце фламенко. Такими описаниями пестрит интернет, с таким стереотипом я жила всегда. А как иначе? Кармен – имя нарицательное, очень близкое к распущенности и вульгарности. Но именно этот состав артистов заставил задуматься глубже.

Если обратиться к либретто, то возникает главный вопрос – что цыганка делает на сигарной фабрике? Понятно, что работает, но почему? Исходя из традиций, она должна бы днем уходить от табора в город в окружении пятерых ребятишек, цепляющихся за пеструю юбку, держать еще одного у груди и попрошайничать. Объяснение может быть только одно – она сбежала от этого ценой изгнания от своих, чтобы стать ценной не только как орудие и средство производства и воспроизводства. Но это мужской мир и в нем ей приходится выживать.

Предвосхищаю возмущения борцов за равные права полов и прочее. Мужской мир в моем понимании - это лидерство обладателей мужских качеств. Женщины-руководители, по моему опыту, даже если носят юбки, образно выражаясь, могут перебить струей стальной лом. Так что вполне считаются мужчинами.

Кармен не желает изображать из себя Жанну д'Арк. Она хочет выжить и остаться женщиной – красивой, нежной и любимой. А мужчины вокруг нее желают… Просто желают. Тем более, что она выделяется среди всех, привлекает внимание и ее даже называют именно «цыганкой», подразумевая сопутствующие чары и доступность, ограниченную только своенравным характером.

В этой опере как от слова «мед» на языке не сладко, так и от постоянно повторяющейся «любви» ею даже и не пахнет. Кармен – последний романтик на земле. Она готова в любой момент бросить ненужную работу, по либретто – на сигарной фабрике, в новой постановке – в модельном агентстве. Пользуется всякой возможностью не заниматься контрабандой. Бросается в отношения как в спасательный круг от судьбы миллионов женщин, а попадает как мышка в одно и то же колесо.

Выбор Дона Хозе. Видела объяснения, что это был спортивный интерес – дескать, только он остался равнодушным к ее красоте. Кто-то пишет о влюбленности. Что вот так она быстро любит. Ах, господа… Видели бы вы Оксану Давыденко и Хоэля Монтеро вместе. Самое удачное партнерство. В них все играет именно на этот образ. Она – высокая и прекрасная. Он, не в обиду будет сказано, пухлый и чуть ниже. «Вот он», - наверняка подумала она. – «Такой не волочится за женщинами и никогда не обидит. А в случае чего, можно будет дать ему отпор, выгнать, в крайнем случае. Ведь, например, с капитаном, такое не пройдет.» Но она, эта наивная цыганка, не учла, что каждый мужчина – пуп своей Вселенной. У кого-то в понятие Вселенной входят страны, у кого-то – только близкий круг домашних. Но именно в этом универсуме он - Бог и господин, даже если за его пределами всего лишь дезертир и не особо нужный в команде контрабандист. Кармен могла найти такого и в родном таборе. Она поступилась престижностью избранника ради его мягкого характера. Но не тут то было. Плюшевый мишка оказался с сюрпризами и капризами. Более того, как правило, рядом с такими мишками есть женщины вроде Микаэлы, страстно желающие стать для них и цыганками с детишками, и попрошайками, если надо. Вот только дикий мустанг в лесах заманчивее послушной клячи в стойле. Поэтому Хозе держится настойчиво за Кармен, основным аргументом выдвигая свое предпочтение и принесенные жертвы.

И тут на горизонте появляется он – идеал. Все женщины мечтают о таком волшебнике, можно без голубого вертолета, который прилетит и скажет: «Любимая, мне нужна именно ты, со всеми складками, целлюлитом и внутренним миром, каким бы он там ни был. Идем со мной, я все решу.» Ну, может быть, не все мечтают. Кто-то, видимо, уже перерос. Но наша наивная цыганка действительно думает, что этот красавец тореадор, вступивший в бой за нее, именно такой рыцарь весь в белом. Чем бы закончилась их история – решат для себя оптимисты и пессимисты по желанию.

Цыганка постепенно начала утрачивать свою наивность. Она стала понимать, что в этом мире нет того, чего она так страстно желает – поступков в ее пользу без счета к оплате, близости – шире одной чакры, мужественности без насилия. Ей не нужен мир без этого. Она устала ошибаться в людях. Скорее всего, поэтому карты ей открывают скорую смерть, поэтому она и подначивает истеричного Хозе к убийству.

Свободолюбивая Кармен и здесь не пошла на поводу судьбы, а выбрала ее себе сама.

Дорогие читатели, спешу предупредить, что такое понимание этой истории произошло именно при упомянутом выше актерском составе. Со всей ответственностью осознаю, что стоит заменить хоть одного, как тут же мораль может оказаться в другом, а мотивы действий персонажей изменятся совершенно. Но лично мне именно эта Кармен симпатичнее.

 

Удивительно, как в совершенно другие декорации и постановку создатели сумели вплести оригинальную музыку и либретто. Хоть не было той самой сигарной фабрики, а развязка произошла в абсолютно современном месте, абсолютно нет никакого противоречия. Отдельный респект художнику по костюмам. Очень тонко подчеркнуто, что Кармен и Эскамильо из одного теста, а Дон Хозе с Микаэлой из другого. Отдельная заслуга Хоэля Монтеро, что, кроме прекрасного исполнения и проникновенной игры, он не боится показаться несуразным, если это работает на образ. Так, в конце он появляется в небрежно заправленной рубашке, что показывает его сильнейшее душевное расстройство и отчаянье, а также кардинально отличает от красавца тореадора.

Необходимо отметить сказочное перевоплощение Таира Тажи в самоуверенного развратника капитана среднего возраста, что особенно невероятно при минимальном гриме и вполне повседневной одежде. Прежний его персонаж – бий Сыртан, как казалось, получился не в последнюю очередь благодаря чапану и седой бороде. Однако, сейчас как никогда понятно, что внутреннее наполнение артиста – вот залог глубины и реалистичности характера.

 

Впервые увидела и услышала Эмиля Сакавова и Дамира Садуахасова. И хочу теперь увидеть и услышать еще.

 

Очень понравилось, что наш ГАТОБ движется в одной волне с европейскими театрами в части модернизации постановок классических произведений. При этом без перегибов, как у Мэтью Боурна. К слову сказать, тот из Кармен сюиты сделал The Car Men с действием как в «Почтальон всегда звонит дважды».

 

Спектакль подготовлен просто отлично. Все проходит будто бы легко и просто. Словно все на самом деле разворачивается прямо на наших глазах со всеми эмоциями. Никто в открытую не следит за указаниями дирижера, полное ощущение слаженности и результата плодотворной работы.

 

Итак, самая испанская французская опера на казахстанской земле получилась и это настоящий повод для радости.

5