Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
03:21, 14 мая 2015

Опера с элементами экшна. Современная трактовка «Кармен» в ГАТОБе

Я никогда не считал себя заядлым театралом, хотя на спектакли, оперу, балет хожу, пожалуй, чаще, чем среднестатистический алматинец. Тем более не могу считать себя театральным критиком, потому что все постановки больше воспринимаю на уровне эмоций в духе "понравилось/не понравилось", чем детального разбора, насколько был передан оригинальный дух, заложенный в произведении автора.

Как-то пару лет назад мне удалось пообщаться с народным артистом России Олегом Меньшиковым на тему того, как он относится к тому, что театры всё больше стали делать современные интерпретации классики. На что Олег Евгениевич ответил, что, на его взгляд, идеальная постановка - та, в которой все артисты играют именно так, как написал автор. У меня на этот счёт было и остаётся двоякое мнение. С одной стороны, я видел (не в живую, правда) шедевральную постановку "Травиаты" с Анной Нетребко и Роландо Вильязоном с абсолютным минимумом декораций и очень современными костюмами. С другой, частое прочтение в европейских и российских театрах старых опер и спектаклей с обнажением на сцене актёров, порой более чем неуместным.

Поэтому попасть на репетицию новой постановки "Кармен" в ГАТОБ было очень интересно, хоть и было некоторое опасение, не разочарует ли она, не будет ли она совсем видоизменённой версией самой распространённой оперы в мире.

Скажу сразу - очень понравилось. Создателям постановки удалось абсолютно сохранить музыку, при этом перенести сюжет в то же место, но в другой временной период. Пожалуй, ГАТОБ смог выдать продукт, который потом можно экспортировать, как бы это не звучало прагматически по отношению к искусству. Премьерные показы при поддержке Казкоммерцбанка состоятся в ГАТОБе 16, 17 и 28 мая, в дальнейшем постановка войдёт в репертуар.

Впечатлила работа художника-постановщика Вячеслава Окунева. Раскрывать всех фишек и выкладывать много фотографий, которые я сделал на репетиции, не буду, но скажу, что сцена в буквальном смысле меняется практически в каждый момент времени.

Blog post image

Дирижёром на премьере выступит всемирно известный Алан Бурибаев, правнук Ахмета Жубанова. В перерыве между репетицией мне удалось взять у него комментарий:

- Как вы сами знаете, опера "Кармен" ставилась в последний раз в ГАТОБе в 2007 году. Это самая знаменитая опера в мире. Если остановить любого человека на улице, он сможет напеть либо Хабанеру, либо песню Тореадора, хотя бы припев. Вы могли видеть на репетиции конец акта, который завершался мелодией, часто используемой в качестве рингтона. Это бессмертная опера, которая шла здесь раньше в традиционной постановке. Но сейчас в мире идёт тенденция переноса времени классических пьес, при этом, естественно, не меняя основную фабулу. По сути ничего в опере не изменилось кроме времени. История бессмертна и её можно перенести в любое время, например, во времена мушкетёров. Это история о человеческих отношениях и любви Кармен, Дона Хозе, Эскамильо. Бессмертные сюжеты классики интересны тем, что они работают в любых временным и пространственных условиях. Хотя и пространство ведь тоже не изменилось - это та же Севилья, только на сегодняшний день.

Мне кажется, что театр прогрессирует, идёт в ногу со временем. Всё равно традиционных постановок в ГАТОБе большинство, это театр академический. Но нам нельзя закрывать глаза на то, что делают ведущие театры мира, такие как, например, Лисео в Барселоне, все оперные театры Германии и многие другие. При этом это не какая-то радикальная постановка. Я видел столько разных странных постановок. Тем более ставит наш отечественный режиссёр Ляйлим Имангазина, она работает в этом театре, много времени провела за границей, училась, и мы все ждём эту её работу.

Хочу отметить и работу художника Вячеслава Окунева. Вы сами видите замечательные декорации. На сцене даже настоящий БМВ, совершенно новенький "с иголочки".

Blog post image

- Современные постановки вызывают в мире разную реакцию зрителей. Особенно в традиционных кругах их принято критиковать. Не боитесь такой возможной реакции зрителей?

- Я лично не боюсь. Я отвечаю здесь за каждую ноту, здесь сохранён дух партитуры Бизе. Ведь, в первую очередь, это музыка, это опера. Режиссёр отталкивается от того, что это не пьеса, а опера. Я даже сказал ребятам: "Не слушайте запись, мы будем делать то, что написал Жорж Бизе в нотах".

Мы хотели сделать именно красивую любовь "Кармен". Она не вульгарная, она не оголяется, не показывает свои телеса. Я видел разные варианты "Кармен", в том числе скандальные. В этом плане наша Кармен - это невинный ребёнок. Но в том-то и дело, что на Западе образ Кармен трактуют, как такую эмансипированную женщину, которая выходит и ей не стыдно оголиться. А меня как раз это очень сильно коробит. Я считаю, что она должна привлекать женственностью, таинственностью, но ни в коем случае не вульгарностью. Кармен вообще переводится с латинского как "загадка".

Blog post image

Интересных решений в оформлении постановки много. Раз есть песня Тореадора, то должен быть и бык. В виде настоящего мотоцикла. О том, как он появится на сцене умолчу, рекомендую посмотреть самостоятельно.

Говорят, что перед премьерой звонила даже группа байкеров, которые взяли на всю свою группу билеты на оперу и говорили, что даже и не думали раньше сходить своей компанию на оперу, но зацепила реклама.

Blog post image

Хор в опере тоже работает в полную силу (да, на фотографии именно хор).

Blog post image

Не секрет, что у оперы возраст зрителя немного выше, чем у других видов искусства. Я надеюсь, что тот "мессидж", который несёт новая постановка для зрителя, привлечёт и молодёжь в залы ГАТОБа.

 

П.С. Спасибо за внимание!

Всё интересное также в моём Твиттере@YakovFedorov

12
838
1