Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
02:34, 09 мая 2015

«Папочка, слазий с машины, а то тебя убьют...»

 

«До моего четвертого дня рождения оставалось всего пара месяцев, но мой отец уже никогда не сможет поцеловать меня в щечку и поздравить с этим знаменательным днем…»

Тогда семья моего деда жила в Кыштовском селе Новосибирской области. Его родители вели обычную жизнь, полную домашними хлопотами, огородом, скотом. Отец работал в Кыштовском рай промкомбинате мастером столяром, перевыполнял задание до 120 %, а мать работала в больнице санитаром.

- «Детство у меня было самое хорошее (в этот момент он показывает большой палец в виде «класс» и задумчиво улыбается). И рыбалка, и догонялки, и верные друзья. Ходили в лес за ягодой, за грибами. Правда, игрушек мало было: юла, железная машинка да велосипед, купленный отцом. Помню, однажды летом, я сидел возле окна, как вдруг, по ту сторону рамы, увидел своего папку, который легким движением руки передал мне заветный велосипед, прямо в комнату. Счастью, тогда, не было предела.»

Хоть и совсем был тогда мал мой дедушка, но он отчетливо помнит тот роковой день, то самое радио, такое беленькое круглое и бумажное, которое передало самые страшные слова в мире: «Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

После этого заявления по всему Советскому Союзу объявились  мобилизационные призывы. Моего прадеда Сафронова Ивана Петровича мобилизовали практически сразу. В трудовой книжке было записано «Уволен по мобилизации с 30 июня 1941 года».

- Я отчетливо помню тот последний день, когда мой папка уходил на фронт. Всех новоиспеченных защитников отечества собрали возле Райсполкома и всем районом провожали сыновей, отцов и мужей. Играл местный оркестр, а ЗИС-5 увозил в даль, навсегда, моего папку. Перед тем, как он сел в кузов, я подбежал, так крепко обнял его за шею и сказал: «Папочка, слазий с машины, а то тебя убьют…»

В этот момент, Иван прослезился, и сказал свои последние слова милой Марусе:«Прощай, моя милая жена Маруся, я больше не вернусь…»

И кто мог тогда знать, что слова младенца глаголют истину! Так, Сафронова Ивана Петровича определили в 817 отделение корпусного саперного батальона 36 СК.Blog post image

А пока, что шли дни, месяца, года… А война все не кончалась. Папка не возвращался домой.

Но мы все ждали его, получая изредка заветные письма, с трепетом перечитывая по несколько раз, и запоминая каждое слово в памяти на века.

«Добрый день. Здравствуй много Моя уважаемая Жена Маруся и сын Гена. Шлю я вам чисто сердечный свой пламенный горячий привет. И желаю всего хорошего вашей жизни. И еще Милая Моя Маруся я вам вспомню о том, что я вашу посылку получил 26 января за которую, я  вас, Маруся, очень благодарю. Пишу я вам Маруся и Гена,  3 письмо уже после получения посылки от вас. Маруся, я до сих пор  не получал ни одного письма. Почему вы милая моя  Маруся не пишите мне письма? Толи вам Маруся не когда писать письма? Прошу я вас Маруся, как можно пишите письма почаще. Пропиши как живете… Затем, пока, до свидания! »

Blog post image

И вот еще одно, которое сохранилось у нас.

«Письмо пущено 5 февраля 1943 года»

«Добрый день. Здравствуй много моя уважаемая жена Маруся  Ивановна и сын Гена. Шлю я вам, свой пламенный горячий привет, и желаю всего хорошего в вашей жизни. В первых строках моего письма вам отвечаю о том, что я пока жив и здоров, того и вам желаю милая моя Маруся. Я ваше письмо получил, за которое я вас очень благодарю, и милая моя Маруся, я вас прошу, напишите мне, как живут папаша и мамаша. Наверное, папаша плохой стал, предавай им, Маруся, привет от меня. Затем, пока, до свидания. Жду ответ от вас с сыном Маруся!»

Казалось бы, все идет своим чередом. Дома, мой дед, помогал, матери по хозяйству, пока Маруся, зарабатывала, чтобы прокормить семью. Она была мастерицей, и шила на заказ, и на фабрику пошла работать и за скотом ухаживала. И вот в один, ни в чем не приметный день, пришел долгожданный почтальон, но на сей раз, он не принес очередного письма. Похоронка – словно раскат грома, среди ясного неба настиг нашу семью. Но, они старались сильно не унывать. Ведь сколько было случаев, что приносили этот зловещий листок, а солдат возвращался домой, косой, хромой, перебинтованный, перебитый, но живой. И они, тоже стали ждать и надеяться.

Но… Жизнь не умолима и жестока.

В скором времени с фронта пришло еще одно письмо «Боевой привет», в котором было написано следующее:

«Уважаемая Мария Ивановна!»

Высылаю облигации займа на сумму 280 рублей, принадлежащие вашему мужу, погибшему 31.08.1943 году в боях за Родину. Мужайтесь, Мария Ивановна! Красная Армия жестко мстит, и будет мстить Гитлеровским бандитам за смерть вашего мужа, за смерть других, погибших в боях за освобождение нашей славной Родины от бандитов. Выплачьте свое горе и успешной работой в тылу помогайте нам быстрее добить врагов. Пишите, буду очень рад. Крепко жму вашу руку."

Однажды они все-таки перестали ждать Ивана домой.

В одно из воскресных дней, по утру, заходили солдаты, которых привозили с фронта. Очень часто они заходили в дома простых советских граждан, а те ставили на стол самые вкусные домашние яства и слушали, слушали и слушали…

Деду моему, тогда уже было 8 лет, он хорошо запомнил тот день и того, кто зашел к ним. Это оказался их сосед, который отправился на фронт вместе с Сафроновым Иваном Петровичем, тем самым папкой, маленького Генки, который ждал и верил.

Солдат был одет в шинель, а ноги были в обмотках. Мария, в тот момент пекла блины. Усадила бойца за стол, пообедав он начал свой рассказ.

«Мы все решили перекурить. Все, кроме Ивана. Он отправился дальше прослушивать минные поля. Минувшей ночью ему приснился очень не хороший сон, и весь следующий день он только о нем и думал. Вот и задумался он, да так, что прослушал звучание саперного аппарата. И в один момент, его не стало. Мы все сразу же побросали окурки, схватились за оборудование, прочесав местность, которая окружала его останки. Собрали его по частям и уложили в брезент. Ивана принесли в часть.»

В этот момент, все надежды на то, что Иван вернется домой рухнули, и мир, словно остановился на мгновение. Маруся принесла роковую похоронку, и там было написано, то же, что и сказал солдат, место захоронения, дата и как погиб.

Сафронова Ивана Петровича не стало 31 августа 1943 года, захоронение состоялось в отдельной могиле на южной окраине деревни Мармонова, Семлевского района, Смоленской области. Сейчас же, в этой деревне, по данным 2007 года, проживает всего один житель.

Спустя двадцать лет Генка со своей матерью Марусей, перебрался в Павлодар, где и проживает по ныне, обзавелся семьей, но до сих пор вспоминает тот самый велосипед, переданный отцом через окно своего дома в Кыштовском районе.

 
6
398
0