Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
08:33, 30 апреля 2015

Может ли быть выставка в области зелёной энергетики окупаемой?

В прошлом году, когда я писал свои мысли о ежегодном заседании Азиатского банка развития, которое проходило в Астане, я отмечал, что для любого крупного мероприятия очень важна именно практическая польза или, как говорят на сленге, «выхлоп», который останется после. Проводить любую конференцию, форум, выставку, если она не принесёт реально ощутимого эффекта, конечно же, не имеет никакого смысла.

В марте я посетил выставку Green Energy Expo 2015 в южнокорейском Тэгу, которая, на мой взгляд, является хорошим примером того, как и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе можно сделать крупное мероприятие окупаемым. Учитывая, что у нас в стране ведётся активная подготовка к выставке ЭКСПО-2017, также посвящённой зелёной энергетике, опыт мог бы стать полезен и для нас, чтобы «отбить» в долгосрочном плане вложенные инвестиции.

Blog post image

Главная особенность большинства выставок, которые проводятся в Корее и других странах за рубежом, - это высокая степень взаимодействия потенциальных поставщиков и покупателей. То есть у каждой зарубежной компании, которая зарегистрирована для участия на выставке, есть собственная небольшая переговорная комната. Корейские компании-поставщики заранее назначают в рамках выставки встречи, которые в этих переговорных и ведутся. В свободное от встреч время представители приезжих компаний уже сами выступают с инициативой встреч, которые могут проходить как в той же переговорной, так и у стендов поставщиков.

То есть в результате после выставки имеется не только память о выступлении спикеров, но и реальные контракты на поставку оборудования, услуг, товаров. Очень эффективная стратегия как для страны, которая ориентируется на экспорт, так и для стран, которые собираются развивать на своей территории зелёную энергетику.

При этом в рамках самой выставки есть чёткая сегментация не только по признаку солнечная / ветровая и т. д. энергетика, но и в разрезе размеров бизнеса. Отдельное пространство выделено было для стартапов, среди которых были весьма интересные, как, например, солнечное зарядное устройство для телефонов, которое может поместиться между двумя страницами блокнота.

Очень большое внимание уделено транспорту. В больших городах уже давно пытаются перейти на автомобили, которые бы наименьшим образом загрязняли окружающую среду. Среди представленного - электровелосипеды, электромобили, авто на солнечных батарейках, машины и даже автобусы на водородном двигателе, который ещё недавно многие скептики считали нереализуемым. Сейчас становится тенденцией, что развитые страны взяли курс на электротранспорт, который перевозит там уже более 50% населения, бензиновый транспорт продолжают развивать только развивающиеся страны. Для той же Алматы это было бы весьма эффективным решением по борьбе с постоянным загрязнением воздуха.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Ещё одно интересное направление - зелёная энергетика и городская инфраструктура. На выставке представлены и компании, реализующие проекты, в рамках которых создаётся независимое экологически чистое энергообеспечение небольших островов, населённых пунктов, производства.

Из интересных проектов, которые я видел на выставке: обычная автобусная остановка или парковка с помощью солнечных батарей превращается в источник по производству электроэнергии, которой хватит для обеспечения небольшой территории. То есть многие проекты легко организовать даже в рамках городов или тех же небольших фермерских хозяйств. Аналогично - касательно уличного освещения крупных городов.

Blog post image

Интересные решения и в других сферах - самолётик на солнечных батарейках. Я бы с удовольствием использовал его для съёмки с воздуха.

Blog post image

Участие и приняли, естественно, и топовые компании рынка альтернативной энергетики из Кореи, Китая, Японии и других стран, имеющие большой опыт реализации проектов по всему миру.

Blog post image

Таким образом, по примеру выставки в Корее, которую я посетил, есть несколько долгосрочных критериев, которые могут являться критериями эффективности выставки:

1)  Выстраивание взаимосвязи между покупателями и поставщиками. Отследить эффективность данного критерия можно будет проанализировав в дальнейшем таможенные декларации по оборудованию и других товарам, связанным с альтернативной энергетикой. Думаю, что одного-двух лет после выставки (той же ЭКСПО-2017) будет достаточно для того, чтобы проверить данный показатель.

2)  Ориентация не только на крупный бизнес, но и на МСБ, а также население. Опять же эффект или его отсутствие легко «промониторить», отслеживая проекты по зелёной энергетике либо связанные с ней, которые планируется внедрять до либо после выставки. К ним относятся, как солнечные и ветряные электростанции, так и реальные производства, работающие на «зелёной энергии», городские проекты – внедрение не загрязняющего атмосферу автотранспорта, оптимизация городских площадей для пешеходов, а не для машин. Данный эффект отчасти можно отследить, как до выставки, так и через 5-10 лет после её окончания.

3) Проведение лекций и обучающих мастер-классов с ведущими специалистами отрасли, а затем привлечение их в качестве консультантов.

4)  Вовлечение населения в мероприятие. Осуществляется с помощью компаний, предоставляющих товары массового потребления, связанных с «зелёной энергией», а также созданием реально интересного содержания. Если выставка будет такая же, как корейская, я бы точно сходил посмотреть на все инновации, тем более что они ориентированы не только на крупный бизнес, но и для обычных пользователей тоже. Параметр абсолютно прозрачный. Так, выставку ЭКСПО в Милане собираются посетить около 20 миллионов туристов. Это легко отследить и по миграции, и по проданным билетам на выставку. В случае с ЭКСПО-2017 цифры заявленные в прошлом году – 1,8 миллиона туристов, из которых 1,5 миллиона казахстанцев и 300 тысяч зарубежных. Конечно, сложно сравнивать 2 прогноза, тем более, что, во-первых, миланские цифры мне кажутся немного завышенными за счёт общего количества туристов, которые итак посещают город, во-вторых, учитывая удалённое расположение Казахстана, даже если 300 тысяч людей, кто намеренно приедет на выставку действительно можно считать достижением.

Есть критерий и менее пространственный, более чёткий, который легко оценить и нужно прогнозировать уже сейчас, чтобы проект не был провальным ещё на стадии подготовки:

Как будут использованы здания ЭКСПО.

По большей части здесь логика организаторов понятна – из павильонов собираются сделать офисы, на территории выставки будет более 4000 квартир, гостиницы и т. д.

Очевидно, что в Астане уже скоро возникнет переизбыток коммерческой недвижимости. При этом в большей части города офисные комплексы построены таким образом, что ради экономии места забыли о парковках для сотрудников. Создание нового «центра тяжести» для коммерческой недвижимости, с одной стороны, разгрузит немного центр, парковочную зону обещают размерами 800 на 150 метров. Вопрос, будет ли она стандартная или же многоуровневая.

Но с другой стороны увеличит загрузку автотраффика в столице в сторону аэропорта, особенно в часы пик. Также с учётом стоимости строительства следует предполагать, что цена за аренду квадратного метра в данных офисах будет выше среднего.

Примерно такая же ситуация с гостиницами, они итак в большую часть времени стоят полупустые от форума до форума. А если вдруг большого наплыва туристов не будет. Зачем тогда будет нужно большое количество гостиничных койко-мест, сконцентрированных на окраине города.

Периодически в казахстанских СМИ сообщается, что уже есть план (который я пока не встречал в широком доступе), в котором показано детально, какое здание как будет использовано после выставки, кто будет в дальнейшем его владельцем либо по какой цене оно будет выставляться на продажу. При его анализе было бы гораздо нагляднее видно, насколько увеличится количество доступного (или напротив недоступного) жилья и коммерческой недвижимости в столице.

То есть, можно создать реальную модель качественной оценки, мониторинга предстоящей в Казахстане выставки ЭКСПО-2017, основываясь на ряде критериев, указанных выше и ещё ряду критериев, в том числе финансовых. И согласно ним отслеживать, насколько эффективно всё-таки проводится мероприятие.

Аналогично по затратам: большая часть критики связана с тем, что население просит, чтобы финансовая отчётность стала ещё более прозрачной, демонстрируя, каким образом тратятся проектные деньги. И затем уже будет возможно детально сравнить «минус» с «плюсом», предварительные итоги, думаю, можно провести уже и сейчас в случае, если будет периодически публиковаться финансовый отчёт предстоящей выставки.

10