Yvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
6
22:14, 18 мая 2015

«Кармен». Премьера в ГАТОБ

Это первая оперная постановка в современном стиле, поставленная в Казахстане. До сих пор все наши оперы были сделаны в классической интерпретации, традиционно, как написано в либретто. Но есть в нашем театре феномен – женщина-творец, режиссер Ляйлим Имангазина,  которая всегда тяготела к новаторству и экспериментам, например, была инициатором, соавтором и постановщиком новой оперы «Томирис», написанной нашим современником Алмасом Серкебаевым.  Вот теперь «Кармен». Это не режопера, то есть режиссерские эксперименты ради экспериментов, не оправданные художественными целями, вопреки или параллельно замыслу авторов. Нет, это история Кармен, написанная Жоржем Бизе и его либреттистами по новелле Проспера Мериме. Действие оперы остроумно и находчиво перенесено в наши дни, вечный сюжет ничего не потерял.

Постановка сделана талантливо, с выдумкой, с вниманием к деталям. Художник – постановщик Вячеслав Окунев, лучшие оперы и балеты в ГАТОБ – его работа. При том, что мне новая постановка очень понравилась, есть место, вызывающее сомнение. Это первое действие. В первом антракте встретила знакомых меломанов, обсудила с ними  впечатления, у многих был тот же кислый вид. Те же грабли, на которые уже наступала Ляйлим Имангазина. Желание поразить публику, не дать публике заскучать, забить все сенсорные каналы восприятия. На сцене началась такая суетливая толкучка, что я не знала куда смотреть.

Blog post image

Одновременно на огромном экране шел иллюстрирующий видеоряд, который, как заметила Лиля Калаус, «видеорядил». Ляйлим не верит зрителю, считает, что одной музыки недостаточно, надо добавить художественных средств даже не театра, кинематографа. Монтаж, гипердостоверность со всяким реквизитом, когда герой не просто сидит, а ему подают еще и поднос со стаканом, который он берет и пьет. Как это лишне и ненужно в опере!

Blog post image

Потом, после первого действия, все пошло как надо в опере, если цыганки гадали на картах, то эти карты в руках и были. Пели просто, без того, чтобы одновременно с этим были дополнительные пантомимы во всех углах сцены. Я на этом заостряю, потому что опыт показывает, что все эти занимательные штучки, немотивированные действием и смыслом, хороши на один раз. То есть постановка сделана на однократного зрителя, он посмотрел один раз оперу, естественно, что второй раз не пойдет: «У меня дома одна книга уже есть!». А меломанов, которые регулярно ходят в оперу, эти штуки на третий-четвёртый раз начинают раздражать, а на пятый-шестой – тошнить. Знаю по себе, я уже не могу смотреть на веревку, которую мучительно, как кишку из заднего прохода, вытягивают на «Любовном напитке». И не только веревку. Извините.

Blog post image

Были великолепные находки. Современная Кармен не работница табачной фабрики, а модель. Ходят фотографы, щелкают. Микаэле, когда она появилась на подиуме – сразу положили на плечи коромысло с ведрами. Это остроумная деталь, играющая на замысел, и таких деталей много (правда, Майра Мухамедкызы и Нуржамал Усенбаева никакие не доярки-крестьянки, а прекрасные лирические героини). Еще о мелочах, которые резали взгляд в первом действии - женский хор изображает моделей, их немного, видеоряд видеорябит стильным показом мод, а наши модели одеты в блескучие наряды с люрексом и синтетическими кружевами. Такие вечерние платья продают на базаре. Кармен в этом действии одета в ужасное красное платье с драпировкой в стиле венских штор, фасон гусеницы, так маскируют жирные складки на боках, что совсем не нужно для наших меццо, поющих Кармен. Большая часть женского хора – это уборщицы со швабрами. Потасовка на швабрах – это сильное место.

Автором оперы, кроме Жоржа Бизе является Проспер Мериме, а не либреттисты, которые просто сделали новеллу удобоваримой для оперы. Поэтому и образы этой оперы надо интерпретировать по Мериме. Эта опера о любви-страсти.

Blog post image

Образ Кармен очень притягателен для женщин. Многие женщины на премьеру нарядились в стиле Кармен, такого количества горделивых красных платьев в одном месте давно не видела. В интервью Майя Плисецкая говорила, что носила этот образ в себе с детства. Не потому, что Кармен была участницей этнической преступной группировки, распутной, лживой и коварной. А потому что Кармен имеет большую женскую силу, и она свободна, не женской, а общечеловеческой свободой, о чем мы может только мечтать.

Зря Хозе говорил, что «она лгала, она всегда лгала». Кармен всегда была предельно честна. Лупила правду. Она сразу сказала Хозе, чтобы он держался от нее подальше, а то она его погубит. Она говорила ему, что не может сажать капусту, такая жизнь не по ней. Кармен была изменщицей? Нет, наоборот, самоназвание цыган, Роми, переводится как «женатые люди». Кармен всегда была предана своему rom, мужу. Сначала ее мужем был страшный кривой Гарсия. Два года она пыталась его освободить из тюрьмы, и наконец, когда поменялся тюремщик, которого она соблазнила, ей это удалось. Когда Хозе убил Гарсию, она стала romi Хозе. И тоже была ему предана – когда он лежал раненый, она приехала и месяц выхаживала его в горах. Но Хозе нужна была обывательница, простая женщина, а не свободная Кармен, которая ездила по своим таинственным цыганским делам в Гибралтар, в Кордову, в Севилью. И цыганские дела она делала хорошо - надо для дела, соблазнит любого, женская сила Кармен огромная. Если охладела к мужу, то ничто не могло ей помешать завести minchorrò, сердечного друга. Цыганский муж мог на это плевать, как это делал Гарсия, а мог убить, как сделал Хосе – это нормально в ее мире. Кармен  была своевольная? Нет, она была послушной женой. Кармен ведь могла убежать от Хозе и спасти свою жизнь, но он ее позвал, и она поехала с ним к тому месту, где он убил. Она была фаталистка. Разлюбила - так и сказала, честно и прямо. Поэтому романтическая Кармен – это такая несбыточная мечта обычной женщины, нам слабо.

Blog post image

Для меня Кармен всегда та, у которой «волчий глаз»:  «…у ее глаз было какое-то чувственное и в то же время жестокое выражение...» Красивая, женственная, обольстительная, смешливая, свободная, но это цыганка. У них своя мораль, до сих пор. Майя Плисецкая – это Кармен, Лаура дель Соль в фильме Карлоса Саура - это настоящая Кармен. Оксана Давыденко – Кармен! Она смогла передать этот чарующий образ. Не каждая, даже выдающаяся певица на это способна. Прохладная латвийская Кармен в исполнении великолепной Элины Гаранча – не Кармен. Эта жгучесть должна идти изнутри, из психо-физического склада, из собственного темперамента и конституции. Нам повезло.

Blog post image

Не говоря о хорошем голосе, у Оксаны блестящие внешние данные, эта редкая красавица, харизматичная, когда она просто стоит на сцене, все остальные женщины меркнут и теряются. Она умеет играть, особенно сильное место было в сцене с гаданием, когда карты ей раз за разом выбрасывали «смерть». Наконец в ГАТОБ есть опера с главной партией для меццо-сопрано. Еще бы «Севильского цирюльника» для нее поставить, это легко, надо просто взять основную, не транспонированную, изначальную партию, которую Россини написал. Просто хочется ее чаще видеть на сцене.

Партию Хозе исполнил приглашенный на премьеру исполнитель Хоэль Монтеро. Мне он категорически не понравился, и вообще, был самым слабым звеном постановки. Неудачный выбор солиста на премьеру. Громкий голос драм. тенора и умение брать верхние ноты – оказывается еще не всё. И латинское происхождение – тоже не работает. Для меня опера поставлена правильно и хорошо, если она соответствует своему литературному первоисточнику. Новелла Мериме написана странно, это не история отношений, а пересказ о ней от лица Хозе. Это точка зрения Хозе! В новелле автор сначала встречает благородного разбойника, потом красивую цыганку, и после выслушивает последнюю исповедь Хозе перед казнью.

Хозе привлекательный человек, ему сочувствуешь, его уважаешь, в него можно влюбиться. Очень бедный, но благородного происхождения дон, поэтому его будут казнить через удавление – гарротой, а не повесят, как простого. "То был молодой малый среднего роста, но по виду сильный, с мрачным и гордым взглядом", очень умелый в воинском деле. Домой, к маме, ему хода нет, потому что он там кого-то убил, повздорив из-за карточного выигрыша. Тоже не простой обыватель, а опасный тип. Кармен не могла бы полюбить баурсака. Да и музыку ему Бизе написал соответствующую. Хозе правильный человек, его тяготит разбойничья жизнь, нравы в шайке, где кривой Гарсия пристрелил раненого товарища, вместо того, чтобы его вынести. Он страстно любит Кармен, хочет с ней уехать в Америку и начать новую, честную жизнь. Он всё понимает про Кармен, про её народ, и их обычаи, готов её простить, всё забыть, только бы она осталась с ним.  Но она отказывается. Тогда он готов ради нее продолжать разбойничать. Но она не хочет. Она разлюбила. И тогда Хозе в безумии убивает Кармен.

Хоэль Монтеро никаким боком не Хозе. Ради красивого голоса можно простить и толщину и общую мужскую расслабленность. Но нет, тембр некрасивый, грубый, пение малодинамичное, и простая, как лопата, актерская игра. Тот образ, который он создал – это постылый, душный и прилипчивый тип, охранник из супермаркета, такая красавица ему не пара. Теряется эротическое напряжение в опере, одного тореадора маловато будет, из двух мачо один декоративный, а настоящий - это Хозе и есть. Современное прочтение Хозе – охранник, на полицейского не тянет.

Blog post image

Тореадора спел и сыграл Андрей Трегубенко, лучший баритон ГАТОБ. Когда он выступает, всегда хорошо. В этой постановке он ездит на мотоцикле с бычьей головой, в первый выход одет в костюм ред булз, мотогонщика, или пилота формулы-1.  Далее он броско наряден, моден, кумир публики, самодоволен, держится звездой. Корриду они обыграли как съёмки рекламного ролика в аэропорту. Андрей, кроме того, что поет прекрасно, у него глубокий низкий баритон, он еще и в хорошей физической форме. Сделал стойку-переворот, вот это  профессиональное отношение к делу. Не надо животы наедать!

Blog post image

Поскольку новеллу Мериме не споешь, либреттисты ввели в действие крестьянскую девушку Микаэлу, нашли ход, чтобы показать то, от чего отказался Хозе ради Кармен. От счастливой, честной и простой жизни обывателя. Это та жизнь, к которой Хозе стремится, но с Кармен. А Кармен никогда не сможет стать Микаэлой. Майра Мухаметкызы блистательно исполнила эту партию. Чистая, честная, любящая, но такая пресная. В нынешней постановке Микаэла – школьная учительница, очень логично вводится детский хор.

Да. ГАТОБ впервые занял детский хор в своей постановке, это очень радует. Хор «Байтерек».

Blog post image

Постановка сделана силами молодых певцов. Меня поразили контрабандисты, друзья Кармен.  Это великолепные исполнители и свежие, хорошие голоса. Квинтет, один из труднейших в вокальном отношении, они исполнили виртуозно, это было одним из самых запоминающихся мест в этой постановке. Баритон-контрабандист Данкайро –  Эмиль Сакавов, победитель разных вокальных конкурсов, брутальный красавец, он был так достоверен, очень рада, что прибыло полку баритонов. Тенор-контрабандист Ремендадо – Дамир Садуахасов, он пока исполняет вторые партии, но всегда делает их великолепно.  Две подруги, сопрано Фраскита – Гульнар Сакышова и Мерседес – Надия Наденов, поразили сильными яркими чистыми молодыми голосами, полными высокой певческой форманты. Хорошее молодое пополнение театра. Я от них в восторге.

Партия Цуниги, командира Хозе исполнена басовой звездой ГАТОБ, молодым Таиром Тажигуловым. Он одет в штатское, такой полицейский детектив. Пел великолепно и хорошо сыграл. Кстати, в новелле этого персонажа Хозе убивает. А в опере его просто разоружают, более вегетарианский вариант.

Blog post image

Моралеса, сержанта, исполнил баритон Олег Татамиров, тоже замечательное исполнение.

Blog post image

После невнятного и избыточно-суетливого первого действия, дальше все мне понравилось. В опере воссоздали новую испанскую мифологию, кафешку на задворках, стены, исписанные граффити, рекламу, использовали узнаваемые аудио и видеоэффекты, звуки аэропорта, первому выходу тореро предшествует телефонный рингтон «Тореадора». И оформлено все лаконично: пустое пространство сцены и детали – настоящие автомобили, был даже летающий вертолет. Премьера прошла с успехом.

Дирижером постановщиком был Алан Бурибаев, у которого всегда темпераментное исполнение, адекватные темпы и выполнены все художественные задачи оперы.

Blog post image

 

6