Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
01:02, 26 мая 2010

Лекция 1 Психология как наука

Определение психологии, предмет психологии, психика, основные свойства психических процессов: предметность, субъектность, чувственная недоступность, спонтанная активность; Отсутствие общей теории психической реальности, четыре психологии: глубинная, когнитивно-бихевиоральная, культурно-историческая, экзистенциально-феноменологическая.

В ближайших нескольких лекциях я попытаюсь кратко охарактеризовать, что собой представляет психология на сегодняшний день.

Начнём с определения. Если пользоваться словарным определением, то психология – это наука о законах функционирования и развития психики. Под психикой же, в большей части словарей и учебников предлагается понимать, особую форму психического отражения высокоорганизованной материей (мозгом) объективной действительности, который присущ человеку и другим живым существам. При этом, под объективной действительностью понимается всё, что есть. Даже если это «есть» не в виде вещей или явлений материального мира, а в виде снов, мечтаний, фантазий и т.д. То есть всё, по отношению к чему мы можем сказать «есть», это мы будем называть «объективной действительностью». Особой формой отражения этой действительности является психика. Это самое общее определение, которое мы можем встретить.

Но психика одновременно является и сама частью реальности, особой частью реальности, обладающей специфическими свойствами. К числу таких свойств принято относить следующие: предметность, субъектность, чувственную недоступность и спонтанную активность [Веккер]. Кратко поясню. Предметность психических процессов и явлений выражается в том, что при попытке описать психические процессы и явления мы неизбежно будем это делать в понятиях, которые характеризуют отражаемую этими психическими явлениями и процессами действительность, так восприятие будет описываться в терминах формы, величины и цвета того, что воспринимается, мысль в терминах свойств и отношений предмета мысли, а эмоции в терминах отношения к происходящим событиям. Субъектность является обратной стороной предметности и означает, что суть психических процессов и явлений не совпадает с физиологическими процессами, протекающими в органе-носителе этих процессов и не может быть к ним сведена. Психические процессы и явления не могут быть феноменологически зафиксированы, т.е. человеку недоступно восприятие, например, своего восприятия, а лишь предметная картина содержания воспринятого, иначе, психические процессы чувственно недоступны. И последняя характеристика психических процессов и явлений – спонтанная активность, означает, что активность присущая психике непосредственно не выводится ни из физиологической активности органов, ни из физики, биологии и социологии окружающей среды.

Я сейчас веду речь о самых общих определениях психики так, как будто существует всеми разделяемое её единственное понимание. Это не так, и обязательно нужно учесть, что современная психология – это не одна психология, это несколько психологий. Хотя слово одно, но фактически мы имеем дело с совершенно разными, иногда очень сильно отличающимися друг от друга, представлениями о том, что такое психика, или душа человека, что изучает психология и какие закономерности или законы лежат в основании психических процессов. Другими словами, на сегодняшний день существует несколько психологий.

Какие есть психологии на сегодняшний день? Для удобства понимания я буду далее вести речь о четырёх психологиях, каждая из которых претендует на статус общей теории психики. При этом каждая из обозначенных психологий в действительности тоже не являются едиными и представляют собой множества различных концепций, по отношению к которым, тем не менее, возможно сформулировать ряд общих положений. Я сейчас охарактеризую наиболее общие принципы, которые лежат в основе этих психологий и которые касаются: определения психики, выделения её составных частей (структуры психики), основных закономерностей функционирования психики и её развития.

Психология как наука появляется в середине 19 столетия, т.е. совсем недавно. Но это не значит, что до 19 века не было учений, которые можно было бы назвать учениями о душе. Конечно, такие учения были, их было довольно много. Но как науки психологии не было до середины 19 столетия, поскольку известно, что наукой считается такой вид познания, который опирается на строгие методы получения опытного знания. Самым строгим способом получения такого знания является эксперимент, основанный на измерении и математическом выражении тех переменных, которые измеряются. Именно в середине 19 столетия Вильгельм Вундт, немецкий психолог, впервые открыл лабораторию, в которой начал измерять некоторые свойства психики человека. Именно это событие считается началом психологии как науки.

Основные теории психики появились на рубеже 19 – 20 столетий. Это и были именно те теории, на основе которых строится современная психология.

Итак, существует несколько психологий. Если метафорически выражаться, каждая из обозначенных психологий может быть представлена в виде кустов, которые растут из разных корней, начинают ветвиться, иногда переплетаются между собой, а иногда так и не переплетаются.

Первый «куст» – это, так называемая, глубинная психология, которая вырастает из психоанализа Зигмунда Фрейда. Именно психоанализ З. Фрейда на рубеже 19-20 столетия стал такой теорией психического, которая дала самое большое количество ветвей. Можно с уверенностью сказать, что вся практическая психология, которая включает в себя психотерапию, консультирование по проблемам развития человека, консультирование в менеджменте, разного рода психотехнические практики, так или иначе, появилась благодаря психоанализу З. Фрейда.

Второй «куст», который вырос практически одновременно из другого корня - идей Сеченова и Павлова. Ряд учёных в 20-е годы XX столетия попытались сделать психологию строгой наукой, теория которой основывалась бы только на наблюдаемых фактах. Поэтому они отказались от термина «психика» в пользу более строго определения предмета психологии - поведения, потому что поведение можно наблюдать. Новая наука получила название – бихевиоризм (от анг. - ). Несколькими десятилетиями позже, с появлением новой отрасли научного знания – кибернетики – это наука об искусственном интеллекте, о самоорганизующихся, самоуправляемых системах, - оказалось, что принципы, которые были положены в основу теории кибернетики, очень близко совпадают с основными постулатами бихевиоризма. С середины XX столетия бихевиоризм тесно переплетаеться с теорией кибернетики, в результате которого появляется когнитивная психология, а поскольку когнитивная психология близка к бихевиоризму, то этот второй «куст» психологий можно назвать когнитивно-бихевиоральной психологией.

Этим психология не исчерпывается, потому что в 20-30 – е гг., в советской России зародилось ещё одно направление в психологии, оно тоже сейчас даёт бурные всходы; не ограничиваясь только русскоязычной наукой. Эта новая психология стала назваться культурно-исторической. Её основоположник Лев Выготский.

Кроме того, нельзя обойти ещё один «куст» психологических концепций, который мы будем именовать далее экзистенциально-феноменологической психологией. Более всего это психология известна как гуманистическая, на Западе её часто называют «третьей силой», потому что эта психология в своё время стала альтернативой психоанализу и бихевиоризму.

Таким образом, четыре корня дали четыре психологии. Рассмотрим далее эти четыре психологии подробнее, так как некоторые ключевые принципы, лежащие в основе этих теорий, настолько отличаются, что если мы начнём изучать психологию, например как бихевиоризм, мы многое упустим. На сегодняшний момент не представляется возможным с помощью одной из теорий объяснить какие-то явления, которые объясняются другими теориями.

Предлагаю начать с глубинной психологии, корнем которой стал психоанализ. Чем интересен психоанализ? З.Фрейд, фактически, смог первым среди психологов разработать такой язык, который позволил человеку описать свой внутренний мир, что в своё время стало революцией.

Но об этом на следующей лекции.

Литература:

Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.- 431 с.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: «Смысл», 1998

Смит Н. Современные системы в психологии. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.

0
798
0