Результаты международных исследований по влияние применения фар ближнего света в дневное время на аварийность, финансовые затраты и экологические параметры

Полиция ВКО 2015 M04 1
190
0
0
0

Имеется ряд исследований по влиянию применения фар ближнего света на автомобилях. Результаты, рассматриваемые в данном разделе, основываются на исследованиях, которые проводились в: США 7 раз (Allen...

Имеется ряд исследований по влиянию применения фар ближнего света на автомобилях.

Результаты, рассматриваемые в данном разделе, основываются на исследованиях, которые проводились в: США 7 раз (Allen og Clark 1964г., Allen 1965 г., Cantilli 1965 г., Cantilli 1970 г., Allen 1979 г., Attwood 1981 г. (Канада и США), Stein 1985 г.), Канаде 4 раза (Sparks, Neudorf og Smith, Sparks, Neudorf, Smith, Wapman og Zador 1993 г., Arora, Collard, Robbins, Welbourne og White, 1994 г.), Норвегии 2 раза (Vaaje, 1986 г., Elvik, 1993 г..), Дании 2 раза (Hansen 1993г., Hansen, 1995г.), Финляндии (Andersson, Nilsson og Salusjаrvi, 1976 г.), Израиле (Hocherman og Hakkert), Швеции (Andersson og Nilsson, 1981 г.), Австрии (Kuratorium fur Verkehrssicherheit, 1993г.) и Венгрии (Hollo, 1995г.).

Влияние на аварийность.

Имеются два типа исследований. В первом типе исследований рассматривается влияние применения фар ближнего света в дневное время на риск ДТП отдельного автомобиля. В другом типе исследований рассматривается влияние обязательного применения фар ближнего света в дневное время на общее количество происшествий в стране.

На основании вышеуказанных исследований в таблице 1 приведены результаты оценки влияния применения фар ближнего света на количество ДТП.

Таблица 1. Влияние фар ближнего света на автомобиле на аварийность

Тяжесть последствий ДТП

Процентное изменение количества ДТП

Типы ДТП, на которые оказывается влияние

Лучшая оценка

Пределы колебания результатов

Влияние на отдельный автомобиль, применяющий фары ближнего света

Все степени тяжести

Все типы ДТП

-13

( -18; -8)

Обязательное применение фар ближнего света (увеличение с 35-40% до 85-90%)

ДТП с травмами людей

Наезд автомобиля на пешехода

-15

( -17; -13)

Наезд автомобиля на велосипедиста

-10

( -15;-5)

Лобовое или боковое столкновение

-10

( -12;-8)

ДТП с несколькими участниками в светлое время суток

-8

( -9; -7)

Использование фар ближнего света в дневное время сокращает количество ДТП в светлое время суток приблизительно на 10-15% для тех автомобилей, которые применяют фары ближнего света.

Влияние одинаково как на ДТП с материальным ущербом, так и на ДТП с гибелью и ранениями людей.

Оценка влияния изменяется по типам ДТП. Количество ДТП, участниками которого являются пешеходы и велосипедисты, сокращается. Это же относится и к ДТП, вызванными лобовыми или боковыми столкновениями (Attwood, 1981; Elvik, 1993).

Цифры, характеризующие влияние введения обязательного применения фар ближнего света, действительны при увеличении степени пользования этими фарами приблизительно с 35-40% до 85-90%.

Эти цифры являются определяющими для увеличения применения фар ближнего света, отмеченного в скандинавских странах при введении данного мероприятия как обязательного.

Влияние на окружающую среду

Применение фар ближнего света приводит к увеличению расхода топлива на 1-2% (Glad, Assum og Bjоrgum, 1985). А это может привести к увеличению выброса выхлопных газов. Замеры, произведенные в норвежском технологическом институте (Оrjasaeter og Bang, 1993), показали, что выбросы СО (окись углерода), НС (углеводород) и СО2 (углекислый газ) в граммах на автомобиль с фарами ближнего света был на 0-2% выше, чем выбросы в граммах на автомобиль без фар ближнего света. Для NOх (окись азота) три из четырех замеров показали увеличение выброса в пределах от 12 до 29%, четвертое измерение показало сокращение на 7%. В среднем увеличение составило приблизительно 14%. Ни одно из указанных изменений в выбросе выхлопных газов не является статистически надежным, однако, результаты свидетельствуют о том, что нельзя исключать увеличение выброса NOx при применении фар ближнего света.

Затраты

Прямые расходы на применение фар ближнего света в дневное время являются относительно небольшими. Прежняя оценка (Скандинавский совет по безопасности дорожного движения, 1976) для скандинавских стран дает следующие суммы расходов на автомобиль в год (в шведских кронах, 1976 г.):

Составляющая расходов

Расходы на автомобиль в год (швед. кр. 1976)

Увеличение расхода на лампы накаливания для главных фар - обычные фары

15

Увеличение расхода на лампы накаливания для главных фар - фары с галогенными лампы

35

Увеличение расхода на лампы накаливания для задних фонарей и стояночных фонарей

5

Увеличение расхода на бензин - обычные фары

25

Увеличение расхода на бензин - галогенные фары

30

Общие расходы в год при применении обычных фар

45

Общие расходы в год при применении галогенных фар

70

В пересчете на норвежские кроны в ценах 1995 г. это дает сумму общих расходов на автомобиль в год приблизительно 110-175 крон.

Канадское исследование (Lawrence, 1995) показало, что суммарные затраты на установку фар ближнего света с автоматическим включением составляют около 6-13 канадских долларов (1990). Затраты, связанные с увеличением расхода топлива оцениваются приблизительно в 0,5 канадских долларов на автомобиль в год. Цены на бензин в Северной Америке значительно ниже, чем в Норвегии, так что эти расходы нельзя сравнивать с расходами в Норвегии. Расходы на установку фар ближнего света в Норвегии составляют 30-70 крон.

Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятия

Предполагается, что 90% автомобилей в Норвегии регулярно применяют фары ближнего света в дневное время и расходы на это в среднем составляют 175 крон, а общие расходы при введении обязательного применения фар ближнего света в 1995 г. составили приблизительно 320 млн. крон.

Далее предполагается, что примерно 50% ДТП с травматизмом, зафиксированных в полицейских протоколах, т.е. 4300 ДТП в год это ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время суток.

90% применение фар ближнего света может предположительно привести тому, что количество ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время сократится приблизительно на 10%.

Если бы ни один автомобиль в Норвегии не применял фары ближнего света в дневное время, количество ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время суток было бы приблизительно на 430 больше, чем в настоящее время.

Общественно-экономические потери, связанные с такими происшествиями, оцениваются приблизительно в 860 млн. крон в год.

К этому следует добавить выгоду от предотвращения ДТП с материальным ущербом, которую можно оценить приблизительно в 1190 млн. крон в год. Это дает следующую расчетную оценку отношения выгоды и затрат при введении обязательного применения фар ближнего света в дневное время:

Составляющие выгоды и затраты

млн. крон в год (1995)

Предотвращение ДТП с гибелью и ранениями людей

860

Предотвращение ДТП с материальным ущербом

190

Затраты на предотвращение ДТП

1050

Расходы на применение фар ближнего света

320

Отношение выгоды к затратам

3,3

Выгода от применения этого мероприятия, связанного с техническим оснащением автомобиля, втрое превышает затраты.

   

Оцените пост

0