Имеется ряд исследований по влиянию применения фар ближнего света на автомобилях.
Результаты, рассматриваемые в данном разделе, основываются на исследованиях, которые проводились в: США 7 раз (Allen og Clark 1964г., Allen 1965 г., Cantilli 1965 г., Cantilli 1970 г., Allen 1979 г., Attwood 1981 г. (Канада и США), Stein 1985 г.), Канаде 4 раза (Sparks, Neudorf og Smith, Sparks, Neudorf, Smith, Wapman og Zador 1993 г., Arora, Collard, Robbins, Welbourne og White, 1994 г.), Норвегии 2 раза (Vaaje, 1986 г., Elvik, 1993 г..), Дании 2 раза (Hansen 1993г., Hansen, 1995г.), Финляндии (Andersson, Nilsson og Salusjаrvi, 1976 г.), Израиле (Hocherman og Hakkert), Швеции (Andersson og Nilsson, 1981 г.), Австрии (Kuratorium fur Verkehrssicherheit, 1993г.) и Венгрии (Hollo, 1995г.).
Влияние на аварийность.
Имеются два типа исследований. В первом типе исследований рассматривается влияние применения фар ближнего света в дневное время на риск ДТП отдельного автомобиля. В другом типе исследований рассматривается влияние обязательного применения фар ближнего света в дневное время на общее количество происшествий в стране.
На основании вышеуказанных исследований в таблице 1 приведены результаты оценки влияния применения фар ближнего света на количество ДТП.
Таблица 1. Влияние фар ближнего света на автомобиле на аварийность
Тяжесть последствий ДТП |
Процентное изменение количества ДТП | ||
Типы ДТП, на которые оказывается влияние |
Лучшая оценка |
Пределы колебания результатов | |
Влияние на отдельный автомобиль, применяющий фары ближнего света | |||
Все степени тяжести |
Все типы ДТП |
-13 |
( -18; -8) |
Обязательное применение фар ближнего света (увеличение с 35-40% до 85-90%) | |||
ДТП с травмами людей |
Наезд автомобиля на пешехода |
-15 |
( -17; -13) |
Наезд автомобиля на велосипедиста |
-10 |
( -15;-5) | |
Лобовое или боковое столкновение |
-10 |
( -12;-8) | |
ДТП с несколькими участниками в светлое время суток |
-8 |
( -9; -7) |
Использование фар ближнего света в дневное время сокращает количество ДТП в светлое время суток приблизительно на 10-15% для тех автомобилей, которые применяют фары ближнего света.
Влияние одинаково как на ДТП с материальным ущербом, так и на ДТП с гибелью и ранениями людей.
Оценка влияния изменяется по типам ДТП. Количество ДТП, участниками которого являются пешеходы и велосипедисты, сокращается. Это же относится и к ДТП, вызванными лобовыми или боковыми столкновениями (Attwood, 1981; Elvik, 1993).
Цифры, характеризующие влияние введения обязательного применения фар ближнего света, действительны при увеличении степени пользования этими фарами приблизительно с 35-40% до 85-90%.
Эти цифры являются определяющими для увеличения применения фар ближнего света, отмеченного в скандинавских странах при введении данного мероприятия как обязательного.
Влияние на окружающую среду
Применение фар ближнего света приводит к увеличению расхода топлива на 1-2% (Glad, Assum og Bjоrgum, 1985). А это может привести к увеличению выброса выхлопных газов. Замеры, произведенные в норвежском технологическом институте (Оrjasaeter og Bang, 1993), показали, что выбросы СО (окись углерода), НС (углеводород) и СО2 (углекислый газ) в граммах на автомобиль с фарами ближнего света был на 0-2% выше, чем выбросы в граммах на автомобиль без фар ближнего света. Для NOх (окись азота) три из четырех замеров показали увеличение выброса в пределах от 12 до 29%, четвертое измерение показало сокращение на 7%. В среднем увеличение составило приблизительно 14%. Ни одно из указанных изменений в выбросе выхлопных газов не является статистически надежным, однако, результаты свидетельствуют о том, что нельзя исключать увеличение выброса NOx при применении фар ближнего света.
Затраты
Прямые расходы на применение фар ближнего света в дневное время являются относительно небольшими. Прежняя оценка (Скандинавский совет по безопасности дорожного движения, 1976) для скандинавских стран дает следующие суммы расходов на автомобиль в год (в шведских кронах, 1976 г.):
Составляющая расходов |
Расходы на автомобиль в год (швед. кр. 1976) |
Увеличение расхода на лампы накаливания для главных фар - обычные фары |
15 |
Увеличение расхода на лампы накаливания для главных фар - фары с галогенными лампы |
35 |
Увеличение расхода на лампы накаливания для задних фонарей и стояночных фонарей |
5 |
Увеличение расхода на бензин - обычные фары |
25 |
Увеличение расхода на бензин - галогенные фары |
30 |
Общие расходы в год при применении обычных фар |
45 |
Общие расходы в год при применении галогенных фар |
70 |
В пересчете на норвежские кроны в ценах 1995 г. это дает сумму общих расходов на автомобиль в год приблизительно 110-175 крон.
Канадское исследование (Lawrence, 1995) показало, что суммарные затраты на установку фар ближнего света с автоматическим включением составляют около 6-13 канадских долларов (1990). Затраты, связанные с увеличением расхода топлива оцениваются приблизительно в 0,5 канадских долларов на автомобиль в год. Цены на бензин в Северной Америке значительно ниже, чем в Норвегии, так что эти расходы нельзя сравнивать с расходами в Норвегии. Расходы на установку фар ближнего света в Норвегии составляют 30-70 крон.
Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятия
Предполагается, что 90% автомобилей в Норвегии регулярно применяют фары ближнего света в дневное время и расходы на это в среднем составляют 175 крон, а общие расходы при введении обязательного применения фар ближнего света в 1995 г. составили приблизительно 320 млн. крон.
Далее предполагается, что примерно 50% ДТП с травматизмом, зафиксированных в полицейских протоколах, т.е. 4300 ДТП в год это ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время суток.
90% применение фар ближнего света может предположительно привести тому, что количество ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время сократится приблизительно на 10%.
Если бы ни один автомобиль в Норвегии не применял фары ближнего света в дневное время, количество ДТП с несколькими участниками дорожного движения в светлое время суток было бы приблизительно на 430 больше, чем в настоящее время.
Общественно-экономические потери, связанные с такими происшествиями, оцениваются приблизительно в 860 млн. крон в год.
К этому следует добавить выгоду от предотвращения ДТП с материальным ущербом, которую можно оценить приблизительно в 1190 млн. крон в год. Это дает следующую расчетную оценку отношения выгоды и затрат при введении обязательного применения фар ближнего света в дневное время:
Составляющие выгоды и затраты |
млн. крон в год (1995) |
Предотвращение ДТП с гибелью и ранениями людей |
860 |
Предотвращение ДТП с материальным ущербом |
190 |
Затраты на предотвращение ДТП |
1050 |
Расходы на применение фар ближнего света |
320 |
Отношение выгоды к затратам |
3,3 |
Выгода от применения этого мероприятия, связанного с техническим оснащением автомобиля, втрое превышает затраты.