Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-1
14:22, 28 марта 2015

50% опрошенных сменят оператора с отменой «мобильного рабства» в Казахстане. У меня большие сомнения.

Начну с того, что на выходных просматривая информационную ленту, увидела новость на Тengrinews.

В сообщении громко заявляется,  что половина опрошенных казахстанцев хотят сменить сотового оператора после отмены «мобильного рабства», то есть после внедрения системы Mobile number portability. Новость основана на результатах опроса, проведенного центром Media research group.

В новости говорится, что «17% опрошенных сказали, что обязательно поменяют оператора после введения MNP. Потенциально смену оператора сотовой связи рассматривают еще 33% респондентов. Другая половина участников опроса отметили, что останутся обслуживаться у прежнего оператора, несмотря на отмену "мобильного рабства".

Blog post image

Есть еще одна цитата из исследования, к которой я вернусь чуть позже. Вот она -  «Как показало исследование, 47 % участников опроса - пользователей мобильного Интернета - в месяц в среднем скачивают не более 1 гигабайта. Не более 3 гигабайтов интернет-трафика ежемесячно расходуют 34% респондентов».

Начну с того, что меня радует появление любых публичных исследований. Чтобы удовлетворить свое профессиональное любопытство, я захотела прочитать его полностью, ведь, чтобы понимать достоверность данных, нужно понимать методологию, по которой оно проводилось и самое важное – насколько масштабным был охват исследования. Вы же понимаете, опрос 100 человек в Алматы и 1600 человек по всех 16 регионах будет давать совершенно разные данные и выводы.

Нигде в сообщениях не указывается ни количество опрощенных, ни охват регионов, ни тем более методологии. Ок, подумала я, возможно журналисты не считают это важным. Поищу-ка сайт компании, или обычно компания, заказавшая исследование, публикует ее в виде презентации в том же Slideshare.

Искать пришлось в гугле, ведь название у исследовательского цента Media research group совершенно незнакомое для маркетингового рынка Казахстана. Но возможно, я просто отстала от жизни, подумала я, вбив название в поисковик.

Как я ожидала,в Казахстане нет официального сайта, более того ни одного упоминания о проводимых исследованиях и о самой компании. Вышел сайт The Media Research Group (MRG).

Blog post image

Это нон-профит организация, которая с 1964 года занимается тем, что проводит различные тусовки для медиа, да-да, прям так и пишут: «организуем вечерние посиделки, где обсуждаем последние горячие темы в СМИ и медиа-измерении». Я, конечно, направила этим хорошим тусовщикам запрос на предмет, они ли проводили исследование в Казахстане, однако, что-то сильно заставляет меня сомневаться в положительном ответе.

В общем, я хочу сказать, все эти факты кажутся мне очень подозрительными, поскольку компания, которая провела опрос совершенно неизвестна, более того, таинственна, непублична и кажется эфемерной.

Я теперь я вернусь к фразе, которую я специально процитировала ранее, про то, сколько людей сколько трафика потребляет. Я не знаю, ни одного человека в своем окружении, которому можно задать вопрос открытой формы: «Сколько трафика ты потребляешь в месяц?» и который точно скажет «1 гигабайт или 3 гигабайта».

Здесь я валялась по полу от смеха. Это тоже самое, что спросить случайных прохожих: «Хей, ты знаешь сколько пикселей на камере твоего телефона?». Масс-маркет вообще не владеет такой терминологией, кроме гиков-мужчин.

В общем, на мой взгляд – это какое-то мутное исследование мутной компании. Если компания все-таки найдется, я буду рада получить от них полные данные исследования и с удовольствием его опубликую вместе с методологией.

А если говорить о самом топике, то есть о теме «мобильного рабства» и его отмены в Казахстане, то у меня есть основание полагать, что оператора поменяет максимум 5% абонентов.

Почему?

Есть такая книга под названием  «Мир 3.0». Ее автор  Панкадж Гемават - профессор по глобальной стратегии испанской бизнес-школы IESE, доктор экономических наук. Ранее более 20 лет проработал в Гарвардской школе бизнеса, где в 1991 г. стал самым молодым профессором за всю историю этого учреждения. Является автором более 100 публикаций по бизнес-стратегии, научных статей и исследований. Консультирует по проблемам стратегии и лидерства компании по всему миру и регулярно выступает с докладами по вопросам глобализации.

Я посмотрела его выступление на тему мифов относительно глобализации, открытых рынков. Так вот он приводит данные мобильных операторов, у которых процент звонков абонентов в соседние страны составляет всего 2%! С учетом интернет-звонков 6-7%. И его основной постулат в том, что технологические возможности вторичны по сравнению с нашим пользовательским поведением. Я думаю, что процесс смены оператора из той же серии, нет веских причин менять оператора, если большинство твоего окружения – пользуется вашим текущим оператором.

Если смотреть на российский опыт, то там насколько мне известно «конвертнувшихся» абонентов было около 1%, а на международных рынках после введения подобного изменения – порядка 3-5%. Не думаю, что Казахстан в поведении пользователей как-то значительно отличается от остального мира, или той же России.

Мне самой интересно, как поведет себя массовый потребитель во второй половине этого года и что будут предпринимать мобильные операторы, чтобы повысить лояльность текущих клиентов.

 

-1