Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
8
12:56, 28 марта 2015

Отмена «мобильного рабства» в Казахстане. Час близок.

Возможность поменять оператора, не меняя свой номер сотового ждет отечественный рынок телекоммуникаций уже в этом году. Оборудование уже тестируют, летом планируют запустить эту услугу. Потребители ждут этого события, так как многие давно привязаны к своему номеру. Стандарт GSM предоставлен жителям Казахстана с конца прошлого века.

Blog post image

Недавно мне посчастливилось посетить город Вильнюс по приглашению компании Теле2, которая поделилась своим опытом внедрения услуги MNP (возможность смены оператора не меняя номер, то есть отмена "мобильного рабства") в Литве.

Blog post image

Начнем с первого человека в компании. Генеральный директор компании Tele2 в Литве Петрас Масюлис радушно встретил участников инфо-тура из Казахстана. У него нет своего личного кабинета, все сотрудники компании Tele2 работают сообща, без стен и отдельных кабинетов. Это позволяет руководству быть ближе к сотрудникам, быть в курсе рабочих дел коллектива. Мы прошли в конференц-зал, где Петрас рассказал нам про компанию Tele2, MNP, конкурентов и про новые технологии на рынке.

Начнем с рынка, в Литве представлены 3 сотовых оператора: Bite, Omnitel (владелец TeliaSonera) и Tele2. К слову, население Литвы составляет более 3-х миллионов человек. В стране развернуты высокоскоростные LTE сети, которые давно представлены на коммерческой основе всеми игроками рынка.

 
Отмена "мобильного рабства" в Литве
 

MNP запустили в Литве в 2006 году. В рамках Европейского союза Вильнюс получил указание из Брюсселя о необходимости внедрять эту услугу в стране.

Blog post image

Генеральный директор компании Tele2 в Литве Петрас Масюлис  продолжает:

- Наши конкуренты боролись против этого и были правы. 1/3 часть населения страны изменили своему оператору связи. Клиент понял, что номер принадлежит ему, а не сотовой компании. Пик популярности MNP у Tele2 приходится на кризис 2009 года. Конкурент сделал ошибку, увеличил тарифы и клиент пришел к нам. Рекламной компании у нас не было, мы MNP не рекламировали. Просто сделали анонс в наших офисах обслуживания клиентов. Конкуренция слишком большая. 3-4 года конкуренты противились этому, был человек в правительстве, который утверждал, что это не нужная рынку услуга, что будет беспорядок, зачем передвижение номеров, итак человек может уйти к другому оператору. Когда ввели MNP в Швеции, общественность увидела, что это выгодно рынку.

У нас не было затрат по внедрению этой услуги. Есть частная компания, которая продает услугу MNP всем игрокам рынка. У нее все номера, она буфер между операторами. Что стало с ценовой политикой конкурентов? Тарифы у конкурентов стали дешевле, мы стали предлагать еще дешевле.

Blog post image

Вот данные по операторам за это время. С 2006 года по 2015 год. Самый большой прирост клиентов благодаря услуге MNP наблюдается у Теле2.

Петрас увлеченно продолжает:

- MNP не сразу стала популярна у населения, позже народ сам осознал, что, можно не меняя свой номер сотового, поменять провайдера услуг. Сейчас поменять оператора можно 1 раз в сутки. Делается это по личному обращению нового клиента в офисe оператора. Идти к старому оператору совсем необязательно. MNP очень простая услуга и сейчас мы не представляем рынок без MNP. Кстати, эта услуга для абонента абсолютно бесплатна. Сумма на старом лицевом счете аннулируется, так что рекомендуется выговорить всю сумму на своем номере перед тем, как пойти к новому оператору. Люди не слишком часто меняют оператора. Обычно это происходит один раз. Смена оператора занимает 1 день. Как абонент узнает, что он звонит на других операторов? Для этого служит специальное звуковое предупреждение при дозвоне к другому абоненту. Это специальные гудки - бип, бип. В целом, стало безразлично уже звонить как внутри сети, так и на других операторов. Рынок поменялся, тарифы стали очень дешевыми.

Blog post imageДиректор по корпоративным коммуникациям Tele2 в Литве и странах Балтии Андрюс Баранаускас добавил к словам своего шефа:

- Бизнес клиент компании Tele2 в Литве за 1 месяц пользования услуг сотовой связи платит столько, сколько он платит за 1 чашку кофе и 1 пирожок. Сколько стоит сотовая связь в Tele2? Человек платит 4 евро и говорит на все направления по Литве. Интернет-пакет за 1 Гб стоит в среднем 3 евро. В основном, мы предлагаем пакеты, в зависимости от потребностей клиента. Это может быть голосовой пакет на минуты, либо SMS. У нас представлены постпейд (по факту получения услуг) и препейд (предоплата, тариф Pildyk) решения. Всего у Tele2 насчитывается 5 миллионов проданных сим-карт на 3-х миллионное население страны. Припейд номера можно приобрести в любом месте, документы для регистрации не нужны. В чем секрет успеха Tele2? Люди доверяют нам, мы честны, прозрачны. Мы предлагаем лучшие по цене решения и заботимся о качестве.


Регулятор связи о рынке после внедрения
MNP
 

Встреча с регулятором связи прошла быстро. Представитель Агентства регуляции связи Гиедриус Пурас отметил две основные цели внедрения MNP:

  • дать конечному потребителю больше аргументов, при дискуссии с оператором
  • дать равные условия для конкуренции сотовых операторов

При внедрении MNP учитывался опыт стран, где уже была введена эта система. Несомненно, отмена "мобильного рабства" изменила рынок, система MNP превзошла ожидания регулятора связи.

Blog post image

Смена оператора связи очень удобна для абонентов, она бесплатна. Провайдеры сотовой связи стали обращать внимание не только на новых клиентов, но и на старых, программы лояльности были настроены на удержание действующей базы клиентов. В итоге рынок получил честную конкуренцию, потребитель получил лучшие предложения.

 
MNP глазами бизнес-клиента
 

Следующий визит был к представителю бизнеса. Дариус Валечка ощутил большую выгоду от смены оператора. Он руководит компанией,  которая занимается световым освещением более 20 лет. В штате его компании насчитывается более 30 сотрудников.

Blog post image

По словам Дариуса, ценовая политика у операторов связи после внедрения MNP изменилась в несколько раз. Затраты на сотовую связь у компании уменьшились с 18 000 до 4 000 евро в год. Сотовые номера компании сменили оператора связи один раз, это произошло 6-7 лет назад. Были предложения от других операторов остаться коллективом у них, предлагали путешествия для отдыха, но выгода для руководителя компании превыше всего. Для компании было очень важно оставить свой номер, так как у нее насчитывается более 2000 клиентов.

- Моему номеру 22 года, этот номер - часть меня! - говорит Дариус.

Счет услуг сотовой связи за последний месяц насчитывает 115 евро на более, чем 30 человек. Если сотрудник компании выезжает в командировку, то роуминг оплачивается компанией.

 
MNP в Казахстане. Какая ситуация?
 

Новость о внедрении MNP давно обсуждается в СМИ, много ожиданий у рядовых пользователей. Я опросил свой круг общения, большинство согласны поменять оператора. Все привязаны к своем номеру и для них проблемно его поменять. У некоторых номера в рекламе, они давно известны клиентам, партнерам, знакомым и близким. Известна любовь казахстанцев и к красоте номера.  Что же сейчас происходит с отменой "мобильного рабства" в Казахстане? Есть спрос, где предложение? На данный момент создана рабочая группа, которая состоит из операторов сотовой связи и регулятора связи. Данная группа работает над проектом внедрения MNP в Казахстане. Законодательная база, которая будет регулировать MNP в Казахстане состоит из нескольких проектов законов и правил, один из них, это проект Правил переноса абонентского номера. По данному проекту, перенос номера другому оператору будет происходить по следующей схеме.
Абонент приходит к оператору, к которому он хочет подключиться и дает заявку на оказание услуг сотовой связи. В течении 4 рабочих часов приходит ответ от старого оператора, данный ответ предполагает возможность подключиться к новому оператору. Если ответ положительный, то абоненту выдают новую
sim-карту. В планах проекта, эта услуга должна предоставляться абоненту абсолютно бесплатно. По факту окончания предоставления услуг сотовой связи, оператор от которого вы уходите должен отправить вам sms-оповещение. Для того, чтобы поменять оператора, абоненту нужно будет посетить офис нового оператора, к старому оператору идти необязательно.
Основной момент, на который стоит обратить внимание абонентам, если они планируют поменять оператора связи, это корректные данные при регистрации абонентского номера. Так же не исключено, что ваш номер оформлен на другое лицо, например, на вашего родственника или компанию, которая предоставила вам сим-карту. Проверьте эти данные у своего оператора, я позаботился об этом сразу, когда покупал свой личный номер. Кстати, по проекту есть еще одно ограничение, номер не должен переноситься за последние 60 календарных дней.

 
Кто посредник?
 

Посредником услуги MNP между операторами по проекту числится Центральная База Данных Переноса Номера (далее ЦБДПН). Это государственное учреждение, которое будет буфером между операторами. Новый оператор, на основании заявления пришедшего к нему абонента делает запрос в ЦБДПН, который сразу отправляет запрос старому оператору. Старый оператор проверяет возможность переноса номера. Если ответ положительный, то информация идет к ЦБДПН, потом от него к новому оператору. Новый оператор выдает sim-карту, регистрирует абонента у себя, потом передает оповещение в ЦБДПН, который оповещает других операторов о том, что необходимо обновить таблицу маршрутизации звонков. Вышеназванная схема пока в проекте и обсуждается операторами связи и регулятором. В ней возможны изменения.

 
Мое мнение
 

Я оптимистично смотрю на отмену "мобильного рабства" в нашей стране. Уверен, что это пойдет на пользу потребителю. У меня есть повод так думать и считать, так как не раз слышу, что мои друзья и знакомые не довольны своим оператором, но они не готовы поменять номер, которым они пользуются очень длительное время. Опыт Tele2 в Литве показал,  что отмена "мобильного рабства" является большим шагом к добросовестной конкуренции, где во главу угла ставится Его величество абонент. Что-то прогнозировать пока рано, но предполагаю, что игроки на рынке будут делать интересные предложения, дразнить новых и удерживать своих действующих клиентов.
Воспользуюсь, ли я услугой
MNP? Да, обязательно, в этом году обязательно!

8