- Забыла, какая ваша профессия? - спрашивает меня проводница поезда «Алматы-Павлодар».
- Журналист.
- Нет, от журналистов сейчас уже толку нет. Другая, типа волонтер...
- Блогер, только это не профессия, а образ жизни.
- Да не важно, напишите хотя бы вы о нас, сил больше нет…
А написать есть о чем. Вагоны, которые курсируют тысячи километров между Алматы и Павлодаром 1986 года рождения. Их списали давно, но потом сменили ориентиры и стали износ оценивать не по годам, а по пробегу, рассказали проводники.
- Окна закрываем скотчем, но зимой он не выручает, печка и бойлер вышли из строя давно, топим углем и дровами. Боимся за ходовку, каждый раз на «виражном» участке вблизи Сарыозека молимся всем составом, чтобы вагоны не сошли с рельсов, все скрипит и отваливается.
После этих слов сама с молитвами проезжала этот участок, который то и дело переходили безнадзорные коровы и лошади. Пугает даже внешний вид вагонов «Алматы –Павлодар», как оказалось, моют их вручную, и не в зимнее время!
О туалетах, белье, плачевном состоянии станций и вокзалов уже говорить не приходится.
В Семее в это весеннее время к вокзалу просто невозможно подъехать, там сплошная вода. При этом билет в купейном вагоне от Алматы до Семея стоит 4 тысячи тенге.
- На нашем направлении, кажется, никогда уже составы не обновят, пока петух не клюнет, - вздыхают уставшие женщины.
Между тем, на железнодорожную отрасль в настоящий момент приходится порядка 70% всего грузооборота и свыше 57% пассажирооборота Казахстана. При этом изношены 70% подвижного состава, с 2013 по 2016 годы по сроку службы выбывает почти тысяча старых вагонов.
По информации Союза товаропроизводителей и экспортеров, из-за дефицита подвижного состава ежегодно до 10% отечественной экспортной продукции вообще не могут вывести свой товар.
В прошлом году нацкомпания "Қазақстан темір жолы" заработала более 160 миллиардов тенге. Это было достигнуто за счет привлечения дополнительных объемов и увеличения доли коммерческих транзитных грузопотоков, а также сокращения расходов на 61 миллиард тенге. 25 процентов доходов КТЖ обеспечивает транзит. В будущем этот показатель, по словам главы КТЖ Аскара Мамина, увеличится в два раза.
"Ключевая роль в реализации государственного антикризисного плана на ближайшие пять лет отведена развитию транспортной инфраструктуры. Мы должны активизировать работу по всем стратегическим направлениям развития компании для обеспечения опережающего роста транспортной инфраструктуры, формирования предложения высококонкурентных транспортно-логистических услуг, реализации транзитного потенциала страны", - отметил президент КТЖ.
О не престижных направлениях, как видим, ни слова, пока. Ранее компания сообщала, что планирует приобрести более 200 вагонов до 2016 года. Хочется верить, что повезет всем пассажирам.
Фото Мадины Абдрашитовой