Путешествие в Самарканд

Камал Абдрахманов 2010 M05 25
2628
1
4
0

Когда мы были в Самарканде в середине апреля, там было немного ветрено.  Но в мае дети уже купались в реке. Жарко. В селе Укреч тоже было ветрено. Ветер идет с гор Ургут. Как обычно, нас горячо...

Когда мы были в Самарканде в середине апреля, там было немного ветрено.  Но в мае дети уже купались в реке. Жарко. В селе Укреч тоже было ветрено. Ветер идет с гор Ургут. Как обычно, нас горячо приветствовал  аким села Абдсаит  Абдурасулов. После коллективного снимка у здания, мы отпарвились на могилу Укреч-ата, где прочли молитву из Корана.

Второй справа – аким села Абдсаит Абдурасулов, третий справа – Камал қажы

В этом году, Бог даст, нам удастся обновить металлический мазар, воздвигнутый еще в 1988 году. Воздвигнем камень из красного гранита. Мы уже выбрали его. Высота – 2,5 метра. Ширина подставки – 1,3 метра. Толщина камня - 70 сантиметров, вес -2,5 тонны. Передняя обработанная сторона – сломана.  Своими действиями мы, в первую очередь, хотим сказать, что Укреч-ата был хранителем истории казахов.  Во-вторых, он был частью казахского народа.Место захоронения Укреч-ата

Узбекские Өкіреш найманы, Қара найманы,  Қызыл найманы сегодня уже участвуют в реконструкции надгробного камня, его надписей, знаков на камне.  И делают это с удовольствием. Они озеленяют место изголовья, устанавливают фундамент, облагораживают территорию. Руководит работами Абдсаит.  Один аксакал хвалился тем, что по  республике,  в областях, районах  (район – туман, область уалаят) найманы занимают  хорошие должности. Среди них – 2-3 полковника.

У нас тоже есть почетные найманы. Например, Премьер-министр Карим Масимов. Сегодня под руководством генерала армии М.Алтынбаева работают семь генералов найманов. Даже Председатель казахстанского общества генералов – найман, Курмангалиев Амангельды, уроженец Жетысу.  Перечислив среди наших найманов государственных деятелей, депутатов, мы вызвали удивление у узбекской стороны.

- А знаете ли вы, Камал-ага, что Амир Темир из рода Дурмен найман? – спросили меня.

Слава Богу, я узнал об этом еще в прошлом году от почетных аксакалов. Двое стариков долго рассуждали на тему, что Амир Темир (по-нашему ақсақ Темір)  их родоначальник.  К сожалению, эти два страца покинули этот мир одновременно.  Но чтобы не обидеть узбекских найманов, я притворился, что слышу об этом впервые.

- Правда? Я и не знал, - говорю.

Стоило только мне произнести это, как мои узбекские собеседники начали рассказывать мне эту историю, не давая друг другу вставить и слово. Я их не перебивал.  Я хотел, чтобы они до конца выговорились, поэтому внимательно их выслушал.

Вообще округ Самарканда  всегда вызывал приятное  изумление у казахов. Например, такими названиями сел как: Өкіреш найман, Қара найман, Қызыл найман, Тарақты, Қаракесек, Шанышқылы, Керей, Садырсай, Жағалбайлы, Балталы, Бағаналы, Меркіт, Маңғыт, Жанғұлы, Қарақұрсақ, Тоқпан. Это только те, которые мы видели и которые отмечены на карте. А сколько еще таких не отмеченных?

Мне кажется, это и есть земля казахского Жиделі-Байсына! В областях  Науаи, Жизак есть много таких наименований.  В округе Ташкента расположено много казахских аулов. На базаре Шыршык я задал вопрос:

-  Есть ли здесь казахи?

Недалеко от этого базара есть настоящий казахский аул, куда меня в ответ на мой вопрос и привезли. Оказывается жители его – найманы из рода Балталы-Бағаналылар. На воротах многих домомов надпись - «Продается». Но это и не стоило разъяснять.

Жители этих аулов осели здесь в 20-30 годы прошлого века во время голодомора.  Остальные же переехали сюда во времена Советского Союза. Они не считают себя узбеками.  Ради будущего своих детей они хотят вернуться на родину.  Они до сих пор поддерживают связь со своими родными из Южного Казахстана, Кызылорды и Жезказгана.  Образ их жизни не сильно различается.  На базаре продавцы молока, айрана, творога и мяса – в основном казахи.  А фрукты-овощи, остальную зелень продают «наши старшие братья» узбеки.

Жители аулов живут неплохо. В Узбекистане редко встретишь иномарку. В основном передвигаются на машинах своего производства.  Такие машины стоят вдоль заборов. Но чистота загонов, садов приятно удивляет.  В частности, постоянное подметание территории, освеженной водой.

Это мимолетное замечание.  Главная же наша задача -  увековечить значимость нашего Великого предка Укреч-ата. Эта задача  близится к завершению.  Бог даст, к 20-му числу следующего месяца мы побываем в гостях у местных узбекских найманов, чтобы установить камень на могиле Укреч-ата.  Приглашены около тысячи людей, будут читать Коран.  Будет устроено поминание.  Таким образом, отдадим  дань уважения Великому предку. И вы тоже примите участие. Сегодня  из 11 миллионов казахов 3 миллиона причисляют себя к найманам - потомкам Укреча-ата.

В свое время сверстники шымкентского поэта, ныне покойного Карыбека Сарыбаева как-то решили подшутить над ним. На что Каныбек им ответил:

Білмесеңіз, біліңіз,

Қазақтың төрттен біріміз.

Отқа салса күймейтін,

Суға салса батпайтын,

Не деген жаны сіріміз.

Қабанбайдай батыр жоқ,

Ілиястай ақын жоқ,

Наймандарды күндейтін

Адамдарда ақыл жоқ,-депті.

Мы прикоснулись к истории, и хотели бы, чтобы вы тоже разделили с нами эту радость, потому что Найман – это один из великих ру казахского народа.

 

 

Оцените пост

3

Комментарии

0
Зейнолла Тілеужанов
Өмірі..,өзі – ертегі...
( Жазушы дәрігер, педагог психолог,
ғұлама Совет Хан Ғаббасовқа )

Шығысқа поезд ағады,
Сардала жатыр керіліп,
Бірінен бірі аспандап,
Арқаның шыңы көрініп,
«Аякөз» өзен, «Қаратал»,
Бұрымдай болып өріліп...
Түседі еске өткен күн,
Әлдилеп бір күй санамды.
Жазушы, әрі дәрігер,
Совет Хан ағам аяаулы.
Аялы көзбен алысты,
Айнала шолып жер төсін.
Еске алып Қозы Баянды,
Махабат жырын шертетін.
Жүйткиді поезд шығысқа,
Қанатын қомдап қырандай.
Сәкеңмен өткен сол сапар,
Өткеннен қалған тұмардай !
Қанатын қомдап қырандай,
Қабанбай бабам алдымнан,
«Қубасын» мініп шығардай !
«Аякөз» барсам, Шынқожа ,
«Ақшәулінің» басында,
Ақ тұлпары астында,
Жарқ етіп алда тұрғандай.
Зайсан барсам, Сауырдан,
Көк семсерін қолға алып,
Көкжал Барақ бейне бір
Өр Алтайдың басына,
Өрлеп өскен шынардай.
Барақ атын естісе,
Батыры түгіл қалмақтың,
Бесіктегі сәбиі,
«Жылайды» деп уанбай
Аталарым айтатын :
«Тарих сырын ұқпаған,
Шежірені білмеген,
Білгендердің сөздерін
Қаперіне ілмеген,
Жолдас болма тексізбен,
Жолдас болма құлменен»!...
Іркілмей Сәкең – сөз бастар,
Төселген әбден көсемдей,
Қалданды сөзбен тоқтатқан,
Қазыбек би шешендей.
Әр сөзі мірдің оғындай,
Ақынның жанын ерітетін.
Біркезек ұшқыр қиялмен,
«Кәусардың» сырын шертетін !
Алматы жым жырт...түн ұзақ,
Сәкеңнің шамы жанады.
«Қандауыр» атты роман,
Дәрігер боп бір сәт жазады.
Бір кезек фантаст жазушы,
Арманға арман жалғайды.
Қыс пенен жаздар, көктемдер,
Сағым боп көзден аунайды.
Кездеспей өткен жылдарда,
Жапырақ қанша сарғайды !..
Бүгін Сәкең – ұстаз боп,
Ұрпақтың қамын ойлайды :
Ілімі асыл тектінің
Әр залалдан қорғайды
Қайсыбірін айтайын ?
Сол залалдың ішінде:
«Арақ деген әзәзіл
Жатырда жатқан балаға,
Тигізіп зиян – санаға
Ұрпақты У лап бара ма?
Ақын да түнде жыр жазып,
Қаламға сырын шертеді.
Жазушы Сәкең – Қазақтың
Бүгіні менен ертеңі.
Өмірі.., Өзі – ертегі...


Алматы, 7. 07. 2008ж.

Показать комментарии
Дальше