Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
16:32, 21 марта 2015

Шестое чувство

Стоит ли идти на оперу А.Жубанова и Л.Хамиди по либретто М.Ауэзова «Абай» в шестой раз? Причем из них только на новую постановку от именитых итальянцев и дирижера-постановщика Алана Бурибаева в третий? Однозначно стоит. Тем более, что 20 марта в преддверии Наурыза, в день солнечного затмения за пультом оказался сам маэстро и состав певцов (кроме троих) совершенно иной.

Итак, сбылось 2 заветных желания. Тахауи Рахметов получил обширную ключевую партию Азима и Толеген Рахымбаев развернулся в Кокбае. Абаем же стал тот, кто все эти годы пел Жиренше – Талгат Кузембаев. Это главные антагонисты по сюжету. Представьте, что идете на любимый на протяжении долгих лет спектакль «Красная Шапочка», вот только девочку в этот раз играет Серый Волк. Представили? А теперь забудьте, потому что «актер одного жанра» - это не про Талгата Кузембаева.

Но, по порядку. На всякий случай вкратце схематично фабула. Итак, нареченный с детства жених Ажар умирает. Она в соответствии с обычаями предназначена младшему брату жениха – Нарымбету. Но угораздило ее испытать в жизни любовь. Причем взаимную. С Айдаром. И они сбегают. Конь падает и погоня настигает. Нарымбета поддерживает старший товарищ по партии камзольных, скажем так, - Жиренше. Возмущение данных господ понятно – идти против социума и его обычаев всегда чревато. Айдар зовет своего учителя Абая. Тот приходит с учениками, среди которых Азим и родственник Кокбай. Абай вступается и требует суд. Там бий Сыртан выносит решение в пользу молодых с выплатой Абаем материального ущерба Нарымбету за потерянную келин. Партия камзольных, скажем так, сильно огорчена и решает отомстить. Айдар тем временем в творческом вдохновении пишет гениальное произведение и готовится к свадьбе. Азим советует не волновать народ новаторскими идеями. Но человек, поймавший удачу за хвост, не слушает осторожных советов. Азим прямо на тое подливает яд жениху, после которого тот в мучениях умирает. Жиренше доказывает свою невиновность и указывает на подлого отравителя.

Скажу сразу. Азим Тахауи Рахметова получился отнюдь не подлым в отличии от прежних воплощений. Его персонаж мне напомнил молодого сотрудника большого учреждения, страстно желающего карьерного роста, но особым талантом не блистающего. Которому, так сказать, руководитель другого подразделения в нужный момент намекнул о туманных возможностях, если нарушить некоторые правила. И, как оно часто бывает, исполнитель поставил свою подпись, а когда все раскрылось, и пришел аудит, факт участия бастыка растаял как дым. Этот Азим - романтик. Оступившийся, но романтик. Вместе с сильным красивым голосом, ошалевшим сначала от такой большой и ответственной партии после всех этих гонцов и глашатаев.

Абай до этого был добрым и немного печальным. Что-то вроде «ну что же вы, дети мои…» У Талгата Кузембаева это Бэтмен, чувствующий себя ответственным за происходящее и пытающийся успеть везде. В большинстве случаев ему это удается. Однако бывают исключения, ибо такая задача смертному не под силу априори. Но в целом харизма чувствуется. Примечательно, что яркий представитель партии камзольных – артист хора, знатный злодей, часто задействованный в фильмах, например, в «Шале» Ермека Турсунова, в финале идет за Абаем в центре. То бишь, ушел таки от бастыка, подставляющего простых исполнителей.

Спектакль 20 марта показался многослойнее, чем обычно. Первая мысль – как «Война и мир» со своими одновременными событиями за один период времени и более сложными характерами. История любви Карлыгаш (Оксана Давыденко) и Кокбая стала обширнее и интереснее. Хорошее описание внезапного притяжения с первого взгляда, случившегося у них, есть у героя Андрея Платонова в «Мусорном ветре». Только в этом случае показали идеальный вариант – взаимное «однажды и навсегда». Толеген Рахымбаев неожиданно оказался не только хорошим солистом, но и прекрасным актером. Его Кокбай такой искренний, добрый, открытый и очень сердечный. Вот бы еще в Травиате так оживить его с Флорой… Ну да сейчас не об этом.

В балетной части с Сауле Рахмедовой в этот раз солировал Фархад Буриев. Их королевские птицы вызвали ассоциацию с Золотым рабом и Шахрезадой с ними же. То есть чувственность была выше, чем обычно.

Не могу промолчать о великолепном Сыртане – Таире Тажигулове. Не устаю восхищаться. И не только я. Весь антракт и после только и слышала восторги по поводу прекрасного голоса. Несмотря на все уверения, мне с трудом поверили, что этот почтенный аксакал на самом деле молодой энергичный человек. Это все потому, что даже на поклоны он вышел в образе. За это отдельное спасибо. Если честно, всегда испытываю шок, когда вот только что в мучениях умершая солистка вприпрыжку выскакивает к публике, широко улыбаясь. Причем во всех просмотренных мною спектаклях, в том числе европейских. Понимаю, что не выносить же теперь ее. И что это наоборот хорошо, когда все ужасы выходят на позитив и светлое чувство от качественно проделанной работы. Но вот такая особенность – слишком погружаюсь в действие, причем каждый раз заново. Поэтому возникает чувство обмана, когда в ответ на мои искренние слезы кто-то вскакивает, смеется и будто говорит что-то вроде «Ахха! Поверила! А это был розыгрыш!» Снова раз искренне благодарю Вас, уважаемый г-н Тажигулов, что не выбегаете, подкидывая головной убор.

А еще очень приятно, что в ГАТОБ пришел прогресс. Можно заранее посмотреть наличие свободных мест прямо на схеме зала и купить билеты он-лайн. Мы все ближе к таким эталонам как Ла Скала в Милане, где это доступно на весь сезон вперед, что удобно для планирования путешествий.

Жаль, что не увидела даму, продающую обычно программки. Поздороваться с ней и обменяться парой фраз стало традицией. Кстати, появились вкладыши с указанием задействованных артистов. Правда, снова балет оказался инкогнито.

В шестой раз Абай. И в шестой раз вышла с новым чувством, с еще одним осознанием чего-то. В шестой, но далеко не последний.

 
2
157
7