Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
9
13:12, 01 марта 2015

Изучаем казахские оперы «Ер Таргын» в ГАТОБ им Абая

В ГАТОБ в честь празднования 550-летия Казахского ханства встряхнули пыль с очень редко показываемой оперы Евгения Брусиловского «Ер Таргын». После успеха «Кыз Жибек», Брусиловский написал никогда не ставящуюся оперу «Жалбыр», и третью, но не последнюю оперу «Ер Таргын».  Интересно, как вообще Брусиловский стал корифеем и основоположником казахской музыкальной драмы:Blog post image

Курманбек Джандарбеков в своей книге «Жажда истины» пишет (отсюда http://www.voxpopuli.kz/history/1140-opernyy-pevets-kazakhstana.html ):

«Помню, Темеке (Темирбек  Жургенов) вызвал нас с Канабеком (Байсеитов) к себе на прием и посетовал на скудность музыкального репертуара нашего театра. Велел решать задачу с постановкой первой национальной оперы «Кыз Жибек» в ближайшие сроки. И тут Канеке встает и говорит: «Тут у нас есть один парень из Ленинграда, окончил консерваторию, сейчас по распределению работает  учителем музыки в школе. Правда, языка не знает, но, думаю, это не беда».

Совершенно случайно стал!

В опере нет ни одной мелодии (собственно, самое главное в опере). Сплошные речитативы, мне они тремя нотами напомнили пение киргизских комузчи, казахские домбристы поют как-то разнообразней и в более широком диапазоне. Есть интересные моменты, особенно хоровые, очень хорош дуэт двух теноров друзей Таргына. Не отрицаю и наличие удачных мотивов. При этом оркестровое сопровождение богатое, сложное, мне понравилось. Синкопы, ритм-секция, медь духовых, местами Гершвина напоминало. Оркестр был на высоте, издавал богатый ритмичный полифонический звук, за пультом стоял Рустем Кабылбай. С этим вдохновенным дирижером обычно фальшивый и несобранный оркестр сыграл на уровне и даже с блеском, меня это поразило, сижу, чешу репу, много думаю. Да, мелодическим даром Брусиловский не обладал, зато был виртуозным умельцем полифонической инструментовки. Успех «Кыз Жибек» связан с тем, что там использовали известную народную (или не народную, а имеющую авторов) музыку. «Кыз Жибек» идет на оперных сценах, а «Ер Таргын» имеет музейный интерес (такой одухотворенной публики в зале я еще не встречала, сплошная интеллигенция).

Blog post image

Первый раз опера была поставлена в 1937 году на либретто Сагира Камалова. Возобновлена опера в 1985 году. Нынешняя, третья постановка, осуществлена в 2002 году Ляйлим Имангазиной на либретто Н. Баймухамедова, художник-постановщик О. Жамбыршиев. Вот сказка-эпос Ер Таргын: http://www.ertegi.ru/index.php?id=7.

Blog post image

В эпосе противопоставлен батыр из народа и ханы, встречающиеся на его пути, можно сказать, что сказка резко анти-ханская. Давая три совета своему сыну, мать Таргына говорит ему: «Не проходи, сын мой, мимо ханского дворца, а если придется пройти, не оглядывайся по сторонам». Ханы вероломны, трусливы, спесивы, не могут навести порядка в своих пределах и не способны организовать сопротивление врагам. Либретто оперы на эпос не похож, но анти-ханский мотив там еще более заострен, если в эпосе любимой женщиной батыра является красавица ханская дочка Акжунус, то в опере она ехидна и врагиня по одной только своей принадлежности к ақ сүйек. Интересный выбор к празднованию 550-летия Казахского ханства!

Blog post image

В этом оперном либретто, далеком от канонической сказки, Ер Таргын все время, сам или с друзьями, дает клятвы народу: служить ему, отомстить врагам, быть верным. Спасибо, что не революционер, не борется против царизма, пардон, ханства, нет воспевания бедноты – так в мое время в советской школе литературу преподавали, все были за народ, и Пушкин тоже. В либретто понемногу смешана борьба Ер Таргына с ойрат-калмыкскими завоевателями, немного любовного треугольника, вероломство, предательство, все это не совсем сбито в крепкий сюжет.

Blog post image

Столько ассоциаций опера эта вызвала, в первый раз со мной такое, вижу одно, а кажется, что вижу другое.  Красно-золотое оформление, странная музыка, головные уборы с огромными султанами – мне показалось, что я смотрю многочасовую китайскую оперу. Звериный сакский орнамент декораций сплелся в китайских драконов. Правда, музыка в китайских операх другая, бесконечная заунывная пентатоника с боем барабанов. Одно время мой телевизор ловил канал с китайскими сериалами, историческими и сказочными. Станиславский, Ли Страсберг и Михаил Чехов в Китае не ночевали, это было изумительное зрелище с вызывающими, надменными и утрированными гримасами актеров, насмотрелась я избыточного лицедейства, изломанных бровей и зыркающих взглядов. Все это представила примадонна Рымкеш Жумадилова в партии Акжунус, роль сделала крупными мазками. Потом монотонный «кыргызский» речитатив породил другие ассоциации, не драконы, а рогатые матери-оленихи. Думаю, где же я видела эту великаншу, эту деву-воительницу с кривым мечом и мощным затылком? Дык это же богатырша – защитница джунгарского народа, легендарная Сайкал, с ней сам Манас единоборствовал и не победил! Поскольку, я перед оперой прочитала эпос Ер Таргын (ну не кошмарный же синопсис с сайта ГАТОБ читать!) я все ждала, когда у них, у батыра Ер Таргына и ханской дочери, любовь закрутится, а она все не закрутилась. Слов из эпосов не выкинешь, эти фемины и феминистки древности, Каныкей и Акжунус, поначалу батыров испытывали, провоцировали, насмешничали так, что те хотели гадин замочить (Манас), или послать подальше (Ер Таргын). Но потом красавицы покорились, любили, были верны, преданны и вообще, за спиной крепкий тыл создали. Избранницей Ер Таргына в опере стала неведомая қара сүйек Дана.

Blog post image

Опера была подзвучена, это я точно могу сказать, на сцене были микрофоны и соответствующий звук, не такой безобразно рок-мюзикловый, как в театре Астана-Опера, но ощутимый. Поэтому все певцы звучали, никто не форсировал, все ровно и спокойно пели, как в студийной записи. Ер Таргына исполнил Болат Жомартов. Партию сделал одной краской, такой положительный, серьезный, сердце за народ болит, Абай да и только. Рымкеш Жумадилова отжигала, не ожидала от нее, ее потом цветами завалили благодарные зрители. Очень хорошо пели теноры Дамир Садуахасов и Болат Букенов (боевые товарищи Ер Таргына – Сакан и Балпан).

В этой опере мне в первый раз понравились казахские танцы, поставленные Заурбеком Райбаевым. Не было примитивного трясения рукавами, а был очень красивый, нежный танец с выразительными движением руками, хороводами, изгибанием тонких девичьих станов.

Blog post image

Мне понравилось зрелище, декорации, костюмы (тоже разнородное смешение, зачем-то на некоторых головах казахского народа, вернее, тогда еще не казахского, ногайлы) были сложные бурят-монгольские головные уборы, но не у всех), сама атмосфера оперы. Но если на «Кыз Жибек», «Абая» или «Биржан и Сару» я еще много раз приду, то «Ер Таргына» мне достаточно. Да и театр в этом меня  поддерживает, его редко ставят, последний раз показывали в 2013 году.

P.S. Этот пост – ни на что не претендующее субъективное мнение автора. Имею же право? А то некоторые посты, касающиеся казахских опер, вызвали у анонимных критиков-театралов переход на личности, обвинение меня в невежестве и дезориентации молодежи. Я зритель, не музыкальный критик. Не нравится, напишите сами.

 
9