Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
05:47, 10 февраля 2015

Типичные ошибки в преподавании правил дорожного движения

Blog post image

Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых. И дорожные «ловушки» опасны как детям, так и взрослым. И правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача как педагога, так и родителя – доступно объяснить ПДД ребенку. При выборе же формы обучения (игра, конкурс, викторина…) особенно важно не исказить содержание.

Первое, что в этом отношении должен сделать педагог, - это обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике, и учителя, и авторы многих учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД.

«мостовая» вместо «проезжая часть»;

«свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»;

«постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПП»;

Не существует понятия «островок безопасности».

Часто путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходные переход», «стоянка» и «остановка». Употребление несущестсвующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД.

В стремлении донести доходчиво до детей содержание Правил некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям так называемым «детским языком», состоящим из уменьшительных существительных и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы методы психологов, которые считают, что общение учителя с учениками, родителей с детьми должно быть партнерским, предпологающим беседу взрослого со взрослым.

1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и происходит наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году! Но и тогда обходить эти транспортные средства разрешалось только в установленных для пешеходов местах!

Необходимо учить!

Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. Учат: При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо.

Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.

Необходимо учить!

Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

3. Учат: Красный – стой, желтый – приготовься, зеленый – иди.

Следую такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 5.2) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения подтверждает опасность пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора, то с другой стороны горит красный и наоборот.

Необходимо учить!

Красный сигнал светофора — запрещающий. Жёлтый — знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода жёлтый сигнал также запрещающий, так как на жёлтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрёстка. Зелёный — разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что все машины остановились. Жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекрёсток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

4. Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.

Необходимо учить!

Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один приём. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперёд, ни назад, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

5. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

Необходимо учить!

Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

6. Используют для показа старые знаки, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несёт в себе тот или иной дорожный знак.

Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название — «Пешеходный переход». Но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди — знак 5.16.1. и пешеходный переход. А знак 5.16.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе знаков особых предписаний и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить, именно, здесь.

7. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.

На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да ещё в отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

8. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».

Этот знак — для водителей. Он вовсе не предусматривает переход через дорогу, именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другое учреждение.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПДД, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ СОВЕТАМИ

1. Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности.

2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РК «Правилами дорожного движения».

 

Управление административной полиции ДВД ВКО

 
0
1540
0