Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
13
00:17, 05 февраля 2015

Манкурт

Blog post image

Колесо арбы громко скрипело, раздражая всех сидящих на ней, но останавливаться и смазывать оси, задерживая караван никто не решался. Останавливаться было опасно, где-то там за перевалом за ними шел отряд казаков, и по слухам бродившим по кочевьям, в гневе они были ужасны, не жалея ни стариков, ни детей.

К скрипящей арбе Байғары подъехал его отец, на секунду задержался, вглядываясь в лицо внука спящего на руках снохи. Взгляд его был хмурым и тяжелым, ткнув ногой спящего сына, он молча указал ему камчой в конец каравана и ударив сапогами бока коня ускакал туда сам.

Байғара зевая натянул сапоги и соскочив на землю стал приседать, разминая ноги. В дороге они были уже четвертый день, далеко позади остались знакомые с детства склоны Тургеня, и где-то впереди ждал Нарынкол и Китай. Отвязав коня, он принял из рук молодой жены малахай, и не оглядываясь ускакал в след за отцом.

В следующий раз жену и сына он увидит только через сорок с лишним лет, когда его сын приведет свое большое семейство из Китая на родные кочевья Тургеня. За эти годы произойдет многое, он похоронит отца убитого предательской пулей, 20 лет проведет в сталинских лагерях, два года будет воевать в штрафбате и искупив вину кровью с честью встретит Победу в Кёнигсберге. Всё это будет ждать его в будущем, а пока он скакал вслед за отцом, и грива его коня волнами развивалась на холодных ветрах Тянь-Шаня.

Я сидел на старом уже почти забытом кладбище, на котором с большим трудом смог найти неприметный камень с именем своего прадеда. Он умер за несколько лет до моего рождения, человек, чьим именем назвали все наше теперь уже весьма многочисленное семейство, и я его не помнил. Не помнил я и деда, выросшего и возмужавшего в Китае, но всегда помнившего кто он и откуда, и при первой возможности вернувшегося на родную землю в конце пятидесятых.

Я даже отца своего толком не знаю, он развелся с мамой, когда я еще даже не ходил. Из-за этого большую часть жизни я был очень на него очень обижен, а сейчас, сейчас мы почти не общаемся. Я стал чужим для своего древнего рода, выросший в другой языковой и культурной среде, не зная языка, традиций и веры своих предков. Казахи таких как я называют манкуртами. Наверное, это справедливо.

Я сидел и шепотом вспоминал имена своих предков, а высоко надо мной в небе Тургеня кружила пара соколов.

13
1130
8