Самый ожидаемый фильм 2015 года. Вообще январь начался с отличного кино, и все они имели латинские корни - это аргентино-испанские "Дикие истории" и, собственно, "Бердмэн" мексиканца Иньярриту. Когда-нибудь я озвучу свое мнение об этом режиссере, а сейчас, собственно, фильм.
После просмотра у меня возникла мысль о том, что главных "Оскаров" ему не видать. Это не значит, что "Бердмэн" плох, совсем наоборот. Но если ему дадут статуэтку как "Лучшему фильму" и отметят наградой сценарий, это будет означать, что критики предпочли закрыть глаза на стеб в адрес американского кинематографа и переступить через свою гордость.
Фильм рассказывает закулисной жизни актеров из бродвейской постановки "О чем мы говорим, когда говорим о любви" по одноименному рассказу Раймонда Карвера. Что такое Бродвей? Это олицетворение американского искусства. Есть Бродвей, и есть все остальное. Это квартал, в котором даже уличный прохожий пытается "взять диапазон" во время декламации стихотворения стоя на тротуаре, а в местных барах половина публики - актеры, а вторая - критики. Такая утопия предстает перед нами в "Бердмэне". А самое главное, Бродвей - это оппонент Голливуда.
Вот и главный герой Ригган Томпсон, в прошлом легендарный Бердмэн/Бэтмен, пытается завоевать театральную публику, сделать что-то великое, способное вознести его до прежних высот. К этому времени Бердмэн становится его альтер эго, проникает в сознание Риггана, ходим за ним по пятами и "бьет маленькими молоточками по яйцам".
Это и есть противостояние театра и кино. В самом фильме практически нет монтажных склеек. В театре нет дублей и спецэффектов, только сама жизнь, которая на самом деле намного пронзительнее, чем происходящее на сцене.
В фильме множество ссылок на голливудские фильмы, но далеко не всегда они лестные. Самый авторитетный критик Бродвея прямо заявляет, что киноактеры - не более чем клоуны и шоумены. Именно поэтому фильм очень рискует, вступая в борьбу за "Оскары". Да и нужны ли они ему?
Суть картины в вопросе - кто победит, Ригган Томпсон или Бердмэн? Бродвей или Голливуд?
Немного о технической стороне. Она безупречна, хоть и ломает общепринятые стандарты кино. Саундтрек великолепен в своей асбурдности. Операторская работа тоже на уровне - необычные планы, интересные приемы. Актеры - как всегда у Иньярриту - играют превосходно. Попадание в роль Майкла Китона стопроцентное. То, что стало с его героем в фильме, лучше посмотрите сами. А с самим Китоном, думаю, все будет замечательно - он перестал быть вечным Бэтменом, впитав частицу Бродвея.