Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
13
00:28, 26 января 2015

Про яичницу и связь поколений

Как-то вечером захотелось нам поесть яичницы. Вот именно яичницы – иногда незамысловатый вкус этого холостяцкого блюда бывает удивительно приятен. Так же, как, например, иногда просто хочется отломить корку хлеба и грызть ее, просто так, без ничего, наслаждаясь вкусом подгоревшего теста.

Зашипело масло на сковороде, процесс пошел. За окном – снег, мороз, а на кухне цоевский «синий цветок газа», запах еды, тепло и уют. И яичница – вкусная. Но тут я вдруг посетовал, что, мол, сейчас в яичнице только лук да яйца, то ли летом: и перец болгарский, и помидоры, и много чего еще. Посетовал, да подумал, что и зимой я могу спокойной пойти в магазин и купить все это.

И тут представилось мне: деревенька, заметенная по крыши снегом, дымоходы бревенчатых изб дышат серым, на дворе – лютый крещенский мороз центральной России. В одной из изб – мой бородатый много раз «пра-» дед что-то сосредоточено чинит, его супруга – хлопочет возле печи; на лавках вдоль стен – ребятишки, малые и уже постарше: девочки штопают одежду, мальчишки что-то оживленно обсуждают в ожидании обеда. А что же они ели? Зимой выбор продуктов был невелик: мука (соответственно, хлеб да галушки), совсем немного мяса (скотину ведь забить – остаться без молока), возможно, лук, редька и свекла. Картофель до конца XIX столетия знали далеко не везде в России. Главный источник витаминов – квашеная капуста. И щи с нее, и пирожки с нею же. Как весной капуста да мука подходят к концу – живут впроголодь, ждут, пока суровая оттаявшая земля даст новую пищу, обильно сдобренную потом. Никаких тебе магазинов, в любое время года заваленных китайскими помидорами, эквадорскими бананами и польскими яблоками. Не попашешь летом – зимой твои дети будут пускать голодные слезы, умоляюще смотреть на тебя, тянуть ручонки…

Представилось мне да стало стыдно, что я еще чего-то ною. Мне не приходится воевать с природой за каждый кусок пригодной земли, не нужно самому сеять и жать, нет нужды шить одежду из грубого полотнища. Меня не заберут в солдаты на двадцать пять лет, мне не нужно отрабатывать барщину. При этом я – да и не только я, а большинство людей, - постоянно чем-то не доволен, на что-то жалуюсь. Нет, я не против того, что нужно всегда идти вперед и стремиться к лучшему, отнюдь; я просто за то, чтобы ценить уже имеющееся.

Мой бородатый дед. Что он думал зимними вечерами под завывание ветра, какие мысли бередили его душу? Что мучило его? Я не могу знать этого, но уж точно могу восхититься его жизненному мужеству: он был борцом с природой и жизненной несправедливостью; успешным борцом, раз уж я сейчас пишу это! Мне (и – каждому из нас) есть с кого брать пример.

Как я близок к нему – как я бесконечно от него далек.

 
13
581
8