Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
09:10, 20 января 2015

Назло Эболе, или Неделя в Кении

«Там же Эбола! Зачем тебе это?!» - слышал я практически от всех окружающих, и, устав всем объяснять, что пресловутая лихорадка свирепствует в Западной Африке, а Кения находится в Восточной, просто отмахивался со словами, что в среднестатистическом алматинском автобусе не меньше вероятность подхватить туберкулез. Впрочем, не кривя душой скажу, что и сам я очень долго сомневался; однако в итоге мне не захотелось упускать из-за развязанной в СМИ истерики такой возможности посмотреть совсем другую часть планеты. Забегая вперед, скажу, что ни разу не пожалел.

Так вот, возвращаясь к вопросу «зачем?». Как-то в сентябре куратор моей магистерской программы взволнованно позвонила мне и попросила как можно скорее с ней встретиться. Каково же было мое изумление, когда она мне в лоб выкатила: «Хочешь в Африку съездить?». Выяснилось, что ДААД (Deutscher Akademischer Austausch Dienst - Немецкая служба академических обменов – ибо учился на бакалавриате и учусь в магистратуре в Казахстанско-немецком университете) устраивает уже не в первый раз так называемый «workshop» с участием представителей Центральной Азии и Африки (заметили, как «высоко» мы стоим в международной иерархии?) и посвященный интегрированному управлению водными ресурсами (что аналогично ныне изучаемой мною специальности). Прошлый съезд проходил у нас, в Алматы, а нынешний было решено провести в Кении – это значительно дешевле и удобнее для ДААД в свете транспортировки африканских участников, преобладающих количественно в проекте. Разумеется, все расходы по перелету и проживанию также берет на себя ДААД. Мне стало интересно, почему пригласили именно меня – оказалось, что я единственный со своей группы получал ранее стипендию ДААД (во время обучения в бакалавриате). Серьезно озадаченный этим предложением и получив один день на размышления, я отправился восвояси.

Не буду описывать всех моих мук выбора, волнений родителей и прочего, однако я дал свое согласие. Через некоторое время ко мне на электронную почту пришли пригласительное письмо, билет в Найроби (через Стамбул) и иммиграционное письмо для получения визы. В этот момент я понял, что все это, оказывается, вполне серьезно, и начал собирать вещи.

В первую очередь, на волне «эболизации», я озаботился санитарной безопасностью. На форумах узнал, что желательно иметь прививки от гепатита, полиомиелита и желтой лихорадки; кроме этого, не стоит забывать о малярии, хотя в Найроби ее вроде как давно и нет. От первых двух зараз прививки делают еще в детстве, а вот по поводу желтой лихорадки меня ждало разочарование – в центре вакцинации мне сообщили, что прививки от нее в Казахстане в принципе не делают. Успокоил лишь тот факт, что в Кении не зарегистрировано случаев заражения этой болезнью аж с 1960-х гг., да и сертификат о наличии прививки не нужен для въезда в страну (в отличие от, например, Камеруна или Танзании). В итоге я купил антималярийный препарат, а также собрал внушительную аптечку – так, на всякий случай. Разумеется, приготовил я и изрядное количество влажных салфеток и спиртовых антисептиков.

Далее были собраны все необходимые вещи, взят недельный отпуск на работе – и, вуаля, наступил вечер отбытия. В аэропорту встретился с другими членами нашей небольшой группы – четыре человека, включая немецкого профессора, попрощался с родными и уже через шесть часов полета был в Стамбуле. До вылета в Найроби было почти десять часов, поэтому, пользуясь возможностями безвизового режима, мы отправились посмотреть сей славный город.

Blog post image

Думаю, многие  были в Стамбуле, поэтому что-то особо расписывать смысла нет; я же, хоть и до этого три раза был на турецких курортах, в бывшем Константинополе оказался впервые, и, надо заметить, был поражен его красотой и величием. Обилие храмов, каналов, разводных мостов, мощенных брусчаткой улочек, наконец, близость моря – все это напомнило Санкт-Петербург, только, разумеется, в его более южной, солнечной и темпераментной версии. И, конечно же, от природы умеющие «отжимать» у туристов деньги местные жители гораздо более радушны, нежели суровые петербуржцы.

Blog post image

Отдельно стоит отметить качество общественного транспорта в Стамбуле: оно весьма высокое, особенно в сравнении, увы, с алматинским. Метро со станцией прямо под зданием аэропорта, чистые трамваи и автобусы, передвигающиеся по специально выделенным полосам, паромы через Босфор – передвижение по городу комфортно и не повергает в шок, как это бывает у нас. Правда, и стоит оно недешево: один жетон, действующий на всех вышеперечисленных видах транспорта, стоит четыре лиры, что примерно равно 320 тенге. На такси тоже много не наездишься – в тысячу тенге встанет поездка, за которую в Алматы лихой водила на «Нексии» возьмет тенге триста. В общем, будете в Стамбуле – будьте готовы, что для самостоятельного осмотра достопримечательностей денег уйдет много, но оно того, без сомнений, стоит.

Blog post image

Итак, день в исторической столице Турции пролетел быстро, вновь аэропорт, взлет, еще шесть часов пути – и среди ночи мы приземляемся в Найроби.

Аэропорт местный вполне ожидаемо не впечатлил, напомнив воздушные гавани отечественных провинциальных городов. Зато стены колоритно были расписаны изображениями жирафов, львов и прочих местных представителей фауны :)

Кстати, по поводу виз: сложностей не возникло, так как у нас были пригласительные письма от кенийской стороны и необходимые для пограничного сбора 50 долларов. С работниками миграционной службы вполне легко было изъясняться по-английски, а женщина, занимавшаяся моими документами, огорошила вопросом на великом и могучем: «А ты что, по-русски не говоришь?» Оказалось, что училась где-то в Союзе.

После всех этих нехитрых операций мы забрали багаж и, наконец, выбрались наружу.

Африканская ночь встретила неожиданной для экватора прохладой – было градусов пятнадцать. Впрочем, неудивительно: конец октября в Кении – середина весны со всеми вытекающими следствиями.

На автостоянке нас встретил водитель, и мы отправились в наш отель. Как выяснилось, гостиница расположена примерно в 60 километрах от центра города, но, правда, расстояние от нее до аэропорта было значительно меньше. В любом случае, ехали мы не меньше часа. Бросилось в глаза, что пригородные магистрали (весьма недурного качества – по крайней мере, если сравнить с тем же Кульджинским трактом) не освещены даже в местах, где проходят через населенные пункты. И, конечно же, было несколько непривычно ехать по «встречной» в нашем понимании – движение в Кении левостороннее, что является одним из многих аспектов британского колониального наследия.

Прибыв в отель среди ночи, мы были довольно быстро расселены по номерам и, разумеется, провалились в сон. Благо, что следующий день был воскресеньем, а проект стартовал в понедельник, поэтому нам был дан день на отдых, который мы и посвятили изучению нашего временного пристанища и его окрестностей.

Итак, “Blue Post Hotel”, расположенный в пригороде Найроби Тика и стоящий вдоль одной из крупных междугородних трасс. Про «звездность» ничего сказать не могу, так как кенийские отели, большей частью, обходят эту условность, но, если сравнивать с турецкими собратьями, то тянет где-то на 3- звезды. В целом отель довольно ухоженный, неплохо охраняется (у охраны было вполне реальное оружие и металлоискатели), изобилующий растительностью. Домик администрации выполнен в традиционном африканском стиле, остальные строения тоже имеют некоторый местный колорит.

Но это я забежал вперед. Знакомство с отелем же, что логично, я начал с изучения своего номера. Комната была мне выделена двухместная, из удобств – кровати с марлевым пологом для защиты от комаров и прочей нечисти, туалет и душ, компактный холодильник, телевизор (который я ни разу не включил) да шкаф, столик и пару кресел. Вполне достаточно, однако, сравнивая все с теми же турецкими отелями, довольно аскетично: ни кондиционера, ни сейфа, ни еще каких-либо излишеств. Впрочем, для меня, человека непритязательного, имеющихся удобств было вполне достаточно.

Blog post image

Blog post image

Далее был завтрак, организованный по принципу «шведского» стола. Омлет, сосиски, тосты, фрукты – всего вдоволь и все достаточно вкусное. Единственно, какого-то местного колорита в еде я не увидел, пища вполне себе европейская. То же можно сказать и об обедней трапезе, весьма обильной, состоящей из мясных, бобовых и овощных блюд. Ужин же не входил в стоимость проживания, но проблемы это не составило, так как в отельном ресторане  можно было весьма вкусно поужинать – на выбор были и европейские блюда, и фаст-фуд, и несколько местных мясных яств; стоимость ужина составляла в среднем 400-500 кенийских шиллингов, что соответствует 800-1000 тенге; понятно, что в Алматы на подобную сумму удастся поесть разве что в легендарной «Узбечке» или в каком-нибудь совсем уж грустном месте.

Но хватит о еде, вернемся к местным красотам! Главной особенностью отеля является то, что он расположен между двумя живописными водопадами. Вода после сезона дождей грязноватая, но от этого приятное впечатление не портится. Впрочем, фото скажут больше, чем печатный слог.

Blog post image

Blog post image

Также на территории отеля расположен небольшой сувенирный рынок, стилизованный под традиционную африканскую деревню. Лавки изобилуют поделками по дереву, различными бусами и браслетами, пледами в масайском стиле, кожаными изделиями. Продавцы активно зазывают, улыбаются, но, как оказалось впоследствии, цены завышены, поэтому все же лучше покупать сувениры в городе.

Blog post image

Позже мы отправились осмотреть окрестности отеля. Что же, ничего приукрашивать не буду: по обочинам дороги валяется множество мусора, сидят на корточках люди неопределенного возраста и рода занятий. Зато приятно удивило количество социальных сооружений вдоль дороги, по которой мы шли: и школы, и интернаты для больных детей, и клиники (одна – от фонда Ага-хана), и, разумеется, церкви. Тут надо заметить, что кенийцы – весьма религиозны: в стране множество церквей самых разных направлений, а, например, встретить на машине надпись вроде “My God is Jesus” – вполне обычное дело. Да, и, что весьма непривычно, на рекламных стендах вдоль дорог гораздо чаще можно встретить рекламу лекции какого-нибудь проповедника, нежели стандартное расхваливание каких-нибудь товаров.

Blog post image

Blog post image

Наконец, дотопали мы своим скромным экспедиционным корпусом до собственно городка Тика. Ничего особенного, небольшой населенный пункт с множеством лавок и магазинов, с рисованными вывесками (напомнило фильмы про 20-30-ые годы XX века), погруженный в воскресную дремоту. Кстати, «благодаря» воскресенью нам не удалось обменять деньги – банки и обменные пункты не работают, а в магазинах наотрез отказываются принимать американскую и общеевропейскую валюты. В итоге, чтобы иметь хоть какие-то карманные деньги в местной валюте, пришлось поменять немного долларов у подозрительного вида барыги по заранее проигрышному курсу.

Blog post image

Blog post image

На следующий день, в понедельник, был официально открыт наш проект. Суть его заключалась в съемке учебных роликов для портала, посвященного проблемам интегрированного управления водными ресурсами. В общем, рассказывать тут особо нечего: с 9 утра до 6 вечера был привычный рабочий день, длилось это пять дней, в ходе которых мы придумывали сценарий, снимали эпизоды, монтировали, презентовали.

Blog post image

Зато есть что рассказать об общении с представителями Черного континента. Ролики мы снимали группами, в каждую из которых входили участники с разных стран; в моей группе, например, были граждане Таджикистана, Германии, Ганы и Уганды. Африканцы – ребята веселые, любознательные, очень любят послушать и поспорить, особенно о политике. Некоторые из них оказались, к слову, неплохо осведомлены и о событиях на Украине, и о новом геополитическом столкновении России и Запада. Правда, понимать их начинаешь не сразу: хотя английский и является государственным языком во многих странах Африки, но английский этот специфичный, «африканский английский», содержащий множество местных слов, не говоря уже о произношении. Понимать я его начал только через пару дней, но узнал много нового о жизни в Африке, ее устоях и порядках; в свою очередь, я удивлял ребят рассказами о минус двадцати градусах зимой, о сугробах по пояс, о замерзающем дизельном топливе (тут уж они совсем обалдели!) и, разумеется, о красотах родного города. Короче говоря, очень весело и интересно, особенно кенийским вечером да под кенийское национальное пиво «Таскер» (на заметку – в Кении по закону нельзя пить раньше пяти вечера, могут оштрафовать и посадить; вот так борьба с пьянством).

Blog post image

Таким образом, вся наша жизнедеятельность проходила в пределах отеля, и мы несколько приуныли: получалось, что, пробыв в стране неделю, мы так ничего и не увидели толком, не говоря уж о сафари и о курортах на побережье Индийского океана. Однако наступил последний день нашего пребывания в Кении, проект был завершен, и нам удалось выпросить у организаторов поездку в город. За нами приехал водитель – очень приятный и приветливый дядька, - и мы отправились в Найроби, навстречу настоящей африканской столице.

Итак, солнце пригревало, трасса ровно стелилась под колесами, по обочинам – деревушки, плантации, магазины, в одном месте проезжали мимо завода вездесущей «Кока-колы». Ехали довольно быстро (хотя разрешенная скорость – 100 км/ч), дороги, как уже говорил, неплохие (строят их, кстати, китайские товарищи – Поднебесная уверенно расширяет сферу влияния в Африке), в глаза бросилось обилие надземных переходов на магистралях – увы, у нас власти только несколько лет назад осознали важность строительства подобных сооружений. Автопарк в Кении в среднем моложе, чем в Казахстане – сказывается обилие недорогих и «свежих» JDM-ных праворулек, что радовало глаз такого поклонника японских машин, как я; кроме этого, немало в Кении и немецких машин с «правым» рулем.

Blog post image

Спокойная езда закончилась, лишь стоило нам подъехать ближе к городу. Пробки (хотя была суббота, и они были относительно слабыми), абсолютное игнорирование правил дорожного движения, включая знаки «уступи дорогу» и линии разметки, езда по встречной и на «красный» - вполне нормальные явления, к которым кенийские водители относятся с олимпийским спокойствием: никто не кричит, не ругается и, уж тем более, не устраивает мордобоя. И, заметьте, при таком бешеном трафике аварийность довольно низкая. Видимо, африканские водители уважают друг друга больше, чем наши.

В целях проведения обзорной экскурсии водитель провез нас через нечто, напоминающее нашу «барахолку». Тут просто нет комментариев. Безумие, настоящее африканское безумие, олицетворенное броуновским движением людей, машин, телег и погруженных на них товаров.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Наконец, мы пробрались к центру города. Главные достопримечательности здесь – здание парламента, мавзолей первого президента Джомо Кениаты (его настрого запрещено фотографировать), городская площадь.

Blog post image

И птицы. Да-да, огромные, напоминающие грифов, с размахом крыльев в метр, они спокойно гнездятся на крышах домов и никак не волнуют горожан. Как голуби или вороны в Алматы.

Затем мы решили сходить на сувенирный рынок. Завидев приезжих, торговцы неимоверно возбудились. Заманивали, зазывали, даже тянули за руки. Естественно, и цены, улыбаясь, заламывали, однако и мы не англичане – упорный торг в лучших среднеазиатских традициях сбрасывал изначальный «прайс» в два, а то и в три раза.

Конечным пунктом посещения в городе (времени ведь было у нас совсем не много) стал местный супермаркет. Ничем он особо не отличается от его казахстанских собратьев, разве что люди в нем ходят как-то более спокойно и с раздутым ощущением собственного достоинства – все же далеко не все в Африке могут позволить себе закупаться в супермаркете. Цены оказались примерно на процентов 20-30 ниже наших; при этом довольно дешев (примерно 500 тенге за 300 грамм) оказался главный кенийский экспортный продукт – крепкий специфический чай, которого мы и набрали в изрядных количествах.

После этого мы отправились в отель. Увы, многого увидеть не удалось, но Найроби произвел двоякое впечатление: с одной стороны, огромный развивающийся город, с другой – вооруженные до зубов военные патрули, обилие попрошаек и показательно вычищенный от мусора центр (если сравнивать с окраинами).

Как человека с образованием в политической сфере, меня заинтересовал характерный аспект местного нациестроительства: официальными языками являются суахили и английский, однако вывески на всех госучреждениях – только на английском, табло на магистралях тоже гласят “Take left unless overtaking”, и, как рассказал наш водитель, дети в школах тоже учатся в основном на английском. Британское прошлое вкупе с адаптацией к глобализации.

После возвращения в отель нас ждал торжественный ужин, на котором мы попрощались со всем нашим интернациональным коллективом. Среди ночи мы расстались с отелем, вновь оказались в аэропорту имени все того же Джомо Кениаты и начали обратный путь, взяв курс на Стамбул. Последнее, что запомнилось в Кении – экран с расписанием вылетов: не везде увидишь список рейсов на Йоханнесбург, Мапуту, Луанду, Аккру и Дар-эс-Салам.

В Стамбуле у нас вновь был целый день, который мы потратили на дальнейший осмотр города и на посещение местного океанариума – довольно любопытное место, особенно понравилась секция, в которой имитировался тропический лес со всеми сопутствующими эффектами.

Blog post image

Blog post image

Потом и Стамбул остался позади, и я вновь ступил на родную землю.

Так прошло мое короткое, но очень увлекательное путешествие к сердцу Черного континента. Из поездки я вынес, главным образом, огромный опыт общения с людьми других культур и жизненных устоев, а также вновь приметил относительность всего в мире – и уровня жизни, и ее качества, и ценностей. Не без удивления я понял, что чему-то и мы можем поучиться у африканцев. Кроме этого, я твердо решил, что когда-нибудь я обязательно вернусь в Кению в качестве беззаботного туриста и вновь познакомлюсь с этой страной.

 

12
456
6