Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:05, 12 мая 2010

Ценовая война между операторами навредит потребителю

Рынок, на самом деле, находится в ожидании ценовых войн. Не раз читал в комментах рассуждения о том, что, вот, придет Телету и будет всем "щастье". Но, все почему-то забывают, что у нас уже есть дискаунтер. Я думаю, что пример Пасворда, который изменил условия своего безлимитного тарифа и ввел ограничения в 1000 минут, сам по себе, является показателем того, что намного дешевле того, что уже есть не будет. Нео тоже пытался демпинговать, в результате, акционер решил, просто, избавиться от него. В США ценовые войны операторов сотовой связи и бюрократия регулятора привели к тому, что страна с самой развитой экономикой в области мобильной связи на много лет отстала от Европы, не говоря уже о странах Юго-Восточной Азии. Ниже интервью по этому поводу с директором дирекции регионального развития ТОО "КаР-Тел" Евгением Пепеляевым, опубликованное в журнале "Личный счет".

C приходом в свое время на казахстанский рынок российского ВымпелКома" с торговой маркой Beeline несколько возросла конкуренция между локальными операторами связи, что отразилось на тарифах. Потребители ожидают новую ценовую войну, связанную с приходом в Казахстан шведского холдинга Tele2. Об этом LS побеседовал с главой дирекции регионального развития ТОО "КаР-Тел" Евгением Пепеляевым.

- Каковы краткие итоги деятельности "КаР-Тел" в 2009 году и планы на текущий год? Считается, что кризис почти не затронул телекоммуникационные компании. Так ли это на самом деле?

- Безусловно, 2009 год был тяжелым для казахстанской экономики, в том числе и для ее телекоммуникационной отрасли. Снижение покупательской способности населения, отсутствие уверенности в завтрашнем дне влияли на поведение абонентов. В первом квартале прошлого года было зафиксировано снижение MOU (среднее количество минут, выговариваемых абонентом) и ARPU (средний счет с одного абонента в месяц).

Компания "КаР-Тел" начала реализовывать антикризисные меры уже в четвертом квартале 2008 года, когда стало очевидно, что кризис не обойдет телекоммуникации стороной. Главным вектором усилий компании тогда было избрано удержание эффективности бизнеса за счет оптимизации части расходов, не имеющих прямого влияния на выручку, и повышение производительности труда. Как показали итоги 2009 года, выбранная стратегия была правильной. Консолидированная выручка Beeline в Казахстане выросла в локальной валюте на 8% по сравнению с 2008 годом, а маржа OIBDA составила рекордные 55,2%. Весной 2009 года мы запустили в Казахстане специальное направление для работы с корпоративными клиентами - Beeline Business. В апреле развернули демонстрационную зону 3G в Алматы, а летом Beeline заявил о готовности развивать в Казахстане связь четвертого поколения по технологии LTE. Осенью АИС выдало нам разрешение на создание тестово-демонстрационных зон LTE внутри зданий в Астане и в Алматы. Оно было реализовано в апреле этого года. Это была первая на постсоветском пространстве демонстрация услуг 4G по технологии LTE. Одним из самых ярких наших проектов прошедшего года я назвал бы запуск осенью программы лояльности "Жаса!", в которую за первые два месяца вступили более 1 миллиона наших абонентов, а сейчас их количество превышает полтора миллиона.

- Бывший председатель Агентства информации и связи Куанышбек Есекеев заявлял, что приход на рынок Tele2 приведет к "тарифным войнам" операторов и общему снижению стоимости мобильной связи в республике. Каково Ваше мнение на этот счет? Насколько возможно снижение тарифов в среднем?

- Хочу заметить, что появление Beeline на казахстанском рынке действительно вызвало существенное снижение тарифов, так как произошла демонополизация рынка, до того практически безраздельно принадлежавшего одному игроку. С тех пор мы, а вслед за нами и рынок в целом, регулярно проводили плавное снижение цен, которое в среднем составляет 15% в год. На настоящий момент стоимость сотовой связи в Казахстане снизилась настолько, что она стала доступной каждому. Это подтверждается уровнем проникновения, который составляет порядка 100% на настоящий момент. Актуальные тарифные планы, которые мы предлагаем сейчас потребителям, дают возможность звонить внутри сети по 5, 2 или даже 0 тенге за минуту. Можно ли в такой ситуации развязать ценовую войну? Наверное, да. Но это будет война, которая пойдет во вред потребителю, так как в условиях жесткого ценового демпинга операторы теряют возможность инвестировать в сеть, в качество связи, в развитие новых услуг.
Кроме того, подталкивание рынка к "ценовым войнам" государство должно оценивать как риски, связанные со снижением налоговых поступлений в бюджет, снижением темпов развития отрасли, сокращением персонала.

- Для мобильных операторов сегодня наиболее перспективным направлением считается развитие Интернет услуг. Как Ваша компания развивается в данном направлении?

- Beeline сегодня - это многогранный оператор, который предоставляет весь спектр телекоммуникационных услуг. Это не только сотовая связь, но и мобильный Интернет, высокоскоростной Интернет по технологии FTTB, который мы начали развивать не так давно в Алматы и уже в этом году начнем предоставлять в Астане, Караганде, Жезказгане.
В прошлом году мы начали активно продвигать USB-модемы Beeline с поддержкой 3G, снизили тарифы на мобильный Интернет-трафик для корпоративных и частных пользователей до 2 с небольшим тенге за мегабайт при покупке трафика пакетом. Это, пожалуй, самая низкая цена на территории СНГ. Это позволило увеличить потребление GPRS-трафика в нашей сети на 80% по сравнению с 2008 годом.
В текущем году мы продолжим активно развивать направление мобильного Интернета, потому что это, безусловно, самое перспективное направление в нашей отрасли. Если посмотреть на развитые рынки Европы и Америки, то уже сегодня основным драйвером роста для операторов там является передача данных.
Мы с нетерпением ожидаем решения вопроса с лицензиями на 3G и с надеждой смотрим на то, как будет развиваться ситуация вокруг LTE в нашей республике, потому что без внедрения новейших технологий направление мобильного Интернет доступа и передачи данных не сможет полноценно развиваться.
Кстати, чемпионат мира по футболу в ЮАР в 2010 будет первым чемпионатом с трансляцией в 3D, а Азиатские игры в Казахстане 2011 года можно сделать первыми в мире с передачей данных и организацией трансляций в 4G. Мы готовы в этом обеспечить стране первое место в мире!

- "КаР-Тел" одним из первых начал внедрять альтернативные Казахтелекому волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Планируете ли вы в перспективе с помощью нее предоставлять услуги цифрового телевидения?

- В 2009 году были введены в коммерческую эксплуатацию магистральные ВОЛС "Алматы – Караганда – Астана" и "Шымкент – Кызылорда – Жезказган – Караганда". Построены ВОЛС "Астана-Караганда-Петропавловск", "Шымкент – граница Узбекистана". По сравнению с 2008 годом протяженность наших ВОЛС увеличилась на 790 км и составила 4850 км. Пока мы используем нашу магистральную сеть для переключения на нее собственного трафика, для того чтобы уходить от дорогостоящей аренды каналов у сторонних провайдеров. В будущем система ВОЛС будет незаменимым подспорьем при реализации проекта внедрения 3G, когда количество трафика резко увеличится. Все эти шаги повышают конкурентоспособность казахстанской экономики. В перспективе, возможно, что мы будем использовать ее и для других целей.

- Благодаря тому, что одним из акционеров "КаР-Тел" является "ВымпелКом", которая широко представлена в странах СНГ, какие преимущества у вас есть в плане предоставления международной связи? В какие страны выгоднее звонить? Как развивается данное направление?

- То, что "КаР-Тел" входит в группу компаний "Вымпелком", дает нашим абонентам возможность экономить до 30%, находясь в роуминге в странах, где присутствуют операторы, работающие под брендом Beeline. Первыми среди GSM-операторов мы предложили своим абонентам тарифный план для звонков в страны СНГ и Балтии - тарифный план "Содружество" со стоимостью звонков 29,9 тенге за минуту.

- Когда ожидается внедрение компанией услуг 3G? В чем причины задержки? Каким образом это скажется на тарифах? Какие новые услуги "КаР-Тел" сможет в этой связи предоставлять? Как Вы считаете, соразмерны ли плюсы от введения 3G c предлагаемой платой за использование частот этого формата (5 млрд. тенге)?

- По вопросу стоимости 3G-лицензии продолжаются консультации с регулятором, и уже есть определенный прогресс. Представители ведомства связи заявили о возможном пересмотре размеров ежегодных платежей за использование частот для 3G в сторону их уменьшения. Однако окончательных договоренностей пока нет. После реформирования государственного регулятора, когда функции АИС были переданы Минсвязи, мы ожидаем окончательного решения этого вопроса. Мы готовы начать внедрение технологии третьего поколения сразу после получения лицензии и необходимых разрешительных документов. После этого в течение 3-6 месяцев мы сможем запустить первые участки 3G-сети. Мы планируем, что стоимость услуг на базе 3G будет аналогична стоимости услуг на базе стандарта связи второго поколения. Именно так мы работаем в других странах. Например, в России стоимость услуги мобильного Интернета на базе стандарта 3G равна стоимости аналогичной услуге по технологии GPRS/EDGE. А в Таджикистане видеозвонок тарифицируется как обычный голосовой вызов.

0