Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
02:03, 31 декабря 2014

«Думы о наболевшем или свежий взгляд изнутри»

Государственный музей им. А. Кастеева имеет свою историю, традиции, собственную ауру и сложившееся о нем общественное мнение. Он предстает в восприятии окружающих как некий незыблемый островок культуры, живущий по своим законам в своем в пространстве и времени – довольно неспешном, если не сказать, замедленном. Однако, впечатление это обманчиво.
На самом деле музей – живой организм, существующий, как оказалось, довольно активной жизнью. Так, только в уходящем году музеем проведено около 80 выставок, среди которых есть выставки из ближнего и дальнего зарубежья, выставки внутренние, т.е. из фондов самого музея. Ведь музей заинтересован в том, чтобы показывать то, что хранится в его фондах.
За месяц с небольшим в должности первого руководителя я убедилась в том, что люди с удовольствием ходят в музей, есть и такие, которые приходят отдыхать и проводить время в залах, прогуливаясь среди произведений искусства, каждые выходные. Целыми группами приезжают школьники и студенты.
В самом музее работают настоящие подвижники, люди, влюбленные в свою работу и искусство, готовые без выходных работать за совсем малые деньги. Они совмещают множество функций, подменяя и помогая друг другу. Работая в научных центрах, они также являются членами Ученого и методического советов, Экспертной и Фондово-закупочной комиссий, Комиссии по вывозу.
Для меня, как человека перешедшего из статуса гостя в статус ответственного работника, сразу высветились стоящие перед музеем проблемы и задачи. Я хочу поделиться ими и своими соображениями не из желания «поплакаться в жилетку», а в качестве постановочного формулирования и определения, в первую очередь, для себя всего корпуса задач, требующих решения. И буду рассказывать о них не в порядке важности, а как придет в голову. Потому что в музейном деле нет мелочей: все важно и все требует твоего полного внимания и концентрации.
Часы работы. Сейчас музей работает с 10.00 до 18.00. Думаю, это неправильно, ведь музей не офис и надо дать возможность всем, кому удобно, приходить вечером. Поэтому в настоящее время нами рассматривается и прорабатывается вопрос о летнем – до 20.00 и зимнем – до 19.00 расписании работы для посетителей.
Билеты. Сейчас сходить на сеанс в кинотеатр стоит от 1500 тг, поход на каток Медео – 2800. Поэтому стоны некоторых людей по поводу дороговизны наших билетов – 500 тг. для взрослого, по-моему, несостоятельны. Более того, думается, что повышение цены билета на вход в музей было бы вполне оправданным. Но пока мы этого делать не собираемся…
Жуткий вид бассейнов на территории музея повергают всех в печаль, если не сказать, культурный шок. Причем, если раньше он был облицован мрамором, то теперь гипсом, и выкрашен в темно-серый цвет, краска от атмосферных осадков все время портится и висит неопрятными клочьями. Исправить ситуацию сами мы не имеем права, т.к. они находятся на балансе городского Управления, ведающего всеми фонтанами города. Этакое централизованное руководство. А ведь это с давних пор одно из самых любимых мест горожан, которые летом приходят погулять с маленькими детьми в тиши у фонтанов с водой. И прежнее руководство музея пыталось как-то решить эту проблему, но… воз и ныне там.
В этом году на территории музея был организован парк скульптур: благо, территория позволяет. Вокруг него хотелось бы разбить ровные и красивые клумбы, газоны, зеленые лужайки. Вопрос упирается в систему орошения. Без воды вся эта затея обречена на провал.
Центры и отделы совершенно не оснащены компьютерной техникой. Та, что есть, устарела и без конца ремонтируется или сотрудники приносят для работы личные ноутбуки из дома. Вам не смешно?
Музей и его сотрудники проводят экскурсии, читают лекции, готовят и проводят круглые столы, семинары и конференции, но совсем не приучены и не умеют пиариться. О том, как много важной и нужной просветительской, образовательной, искусствоведческой деятельности ведется музеем, общество практически не осведомлено. Поэтому нужно учиться PR-стратегиям, становиться более продвинутыми и современными, подключаться к СМИ, СММ, Интернету.
Ну и, наконец, самая необходимая, важная и актуальная, но и капиталоемкая задача – создание технико-экономической лаборатории для проведения научно обоснованных экспертиз для атрибуции картин, хранящихся в фондах, а также на предмет подлинности произведений искусства. Для музея и коллекционеров – это наболевший и животрепещущий вопрос, цена которого 200-300 тысяч евро. Кто-то скажет, что это небольшие деньги для одного из старейших музеев страны, имеющем в своем фонде около 24 тысяч уникальных экспонатов. Но музей – это бюджетная организация со всеми вытекающими отсюда выводами и последствиями… Если обратиться к опыту коллег в зарубежье, то мы увидим, что там активно работают Попечительские советы, в которые входят спонсоры и меценаты – коллекционеры и просто любители искусства, социально ответственные люди. Об этом делится в своем интервью крупный бизнесмен, коллекционер, член Попечительского совета музея им. Пушкина Петр Авен: «…для любого бизнесмена на Западе большая честь стать членом попечительского совета лондонской Тейт. Люди годами пытаются туда попасть, платить деньги, участвовать в его проектах… директор Иерусалимского музея Джеймс Снайдер показывал мне список спонсоров. Там не сотни, там тысячи человек! Все эти люди регулярно собираются, обсуждают проблемы музея, каждый год жертвуют десятки миллионов долларов…это важно с общественной точки зрения: только частные деньги могут обеспечить процветание музеев, прирост их коллекций. У государства нет денег на покупку новых экспонатов в Музей». Конечно, и у нас есть меценаты и спонсоры, и я могу с превеликим удовольствием назвать их имена. Это крупные бизнесмены и собиратели произведений искусства, коллекционеры Нурлан Смагулов, Мурат Тулемаганбетов, Марат Абдилдабеков, Бауыржан Оспанов, Фонд Первого Президента и др. организации.
Теперь и мы собираемся создать Попечительский совет, в который хотим пригласить всех желающих превратить нашу Кастеевку в шикарный музей, которым можно было бы по праву гордиться! Кстати, многие гости-специалисты со знанием дела восхищаются собранными в музее коллекциями.
В следующем году музею исполнится 80 лет со дня его создания и, конечно, запланирован ряд мероприятий, посвященных этой дате.
Но сейчас не об этом, а опять – о наболевшем. Когда здание, по тем временам большое и роскошное, было построено, то в него въехали два музея – музей прикладного искусства и национальная галерея. На основе их объединенных фондов был создан единый музей. С тех пор его фонды с каждым годом расширялись. Однако, стены-то не резиновые! И сегодня музей буквально «задыхается», не помещаясь в собственных стенах: остро не хватает помещений для хранения бесценных произведений искусства, они ведь требуют особых условий хранения, которые все-таки созданы, но их катастрофически мало! У Центра ДПИ (декоративно-прикладного искусства) только один зал, все остальное находится в фондах. На территории музея в дальнем углу за фонтаном есть место, где можно было бы построить отдельное помещение для размещения выставки декоративно-прикладного искусства во всей ее красоте и полноте, и крытым переходом соединить его с основным помещением музея. Это было бы шикарно!
Нет зала contemporary art, и это нонсенс, т.к. на Западе кураторы и ценители актуального искусства хорошо знают именно наших контемпорарщиков, а отнюдь не Кастеева и Шарденова. Казахстанские актуалисты – самые известные и продвинутые во всей Центральной Азии. Один европейский коллекционер специально ездил в Шымкент, чтобы увидеть и познакомиться и, наверное, что-то приобрести у одного из художников–актуалистов. Вот одна из прекрасных возможностей превращения нашего города в культурный туристический кластер – то, о чем сейчас говорят с высоких трибун.
Думаю, назрела необходимость создания отдельного, специализированного Музея декоративно-прикладного искусства. Заметьте, как грамотно составлен и подается материал в Музее музыкальных инструментов! Неслучайно он так востребован и популярен среди жителей и гостей города.
Я уверена: будущее – за специализированными музеями, где должны быть большие площади, в которых можно представительно развернуть однородную коллекцию. Когда-нибудь и к нам придет время создания музеев современного актуального искусства как, например, МОМА в Нью-Йорке.
Вот такие раздумья, мысли и вопросы, задачи и проблемы сейчас роятся в голове, ищут выхода и незамедлительного решения… И которые побудили меня изложить их на бумаге, поделиться с неравнодушными к искусству людьми…

Директор 
Государственного музея искусств 
им. А. Кастеева
Гульмира Шалабаева

1
838
1