Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
12:55, 12 ноября 2014

Искатели Бога

8 ноября 2014 года в ГАТОБ имени Абая состоялась премьера оперы «Искатели жемчуга» Ж.Бизе, либретто М.Карре и Э.Кормона.

Она написана очень давно и поставлена в 1863 году в Париже. Странно было бы временами быть одной ногой в мире классического искусства и не слышать о ней. А перед премьерой не познакомиться поближе. Но я тщательно не подходила даже близко ни к музыке, ни к либретто, ни к истории создания, хоть и была заинтригована восторгами. Зато 8 ноября сюрпризом был кроме прочего и язык исполнения – французский. Много бы отдала за возможность еще раз впервые услышать свои любимые произведения. Но, увы, местами память уже подсказывает текст или поворот мелодии. Новизны нет.

Зато сейчас, когда в тысячный раз после субботы слушаю «Искателей жемчуга» снова и снова, перед глазами Лейла – Нуржамал Усембаева, Надир – Нуржан Бажекенов, Зурга – Дулат Токанов и хор ГАТОБ. Также роль брахмана исполнил Серик Аукатов, дирижер постановщик – Ерболат Ахмедьяров и особо хочется отметить постановщика-балетмейстера – Айнур Абилгазину. Не раз восхищалась ею как балериной. Теперь снимаю шляпу от такого дебюта.

Вкратце история. Два друга влюбились в одну девушку, которая, по сути, просто прошла мимо, укрытая вуалью. Из-за этого они серьезно поссорились, и тенор Надир ушел из деревни. Пока его не было, баритон Зурга построил карьеру – стал главным среди искателей жемчуга. И тут появляется Надир, который вроде как решил, что дружба дороже. Но не совсем, эмоции нет нет, да захлестывают. В это время прибывает жрица, укрытая покрывалом. Ее задача – песнями вымаливать для жителей удачу. А они за это одарят ее жемчугом. Но есть одно условие – ее обет отказа от любви и вечная вуаль. Она торжественно клянется все выполнить. Но тут Надир узнает в ней ту самую. А она бросается на его голос. Зурга еще раз строго спрашивает: «Точно готова? Пока не поздно, лучше отступить. Потом будет смерть.» «Да, я уверена и клянусь все выполнить», - торжественно отвечает Лейла. Но позже она все-таки встречается тайком с Надиром без вуали, брахман застает их на этом, и суд ослепленного ревностью Зурги приговаривает влюбленных к смерти. Зурга остывает и сожалеет о принятом решении. Он любит эту девушку и ценит друга. Лейла пытается спасти Надира и взять всю вину на себя. Зурга снова в бешенстве от ревности подтверждает смертный приговор для обоих. Лейла потихоньку просит стражника передать жемчужное колье матери. Зурга узнает в этой вещи именно ту, что он отдал когда-то давно девочке, спасшей ему жизнь. Перед началом казни Зурга отправляет всех жителей спасать горящую деревню. Сам отпускает друзей и признается им в поджоге. Когда они уходят, Зурга убивает себя кинжалом.

Опера – удивительный вид искусства. Мы все так умны, сидящие в зале и прочитавшие программку. В «Трубадуре» понимаем, что не было бы дурацкого предсказания, то ничего бы и не произошло. В «Тоске» хочется броситься на сцену и попросить Каварадосси не ухмыляться на допросе, раз уж заговорщики оставляют подписанные веера где ни попадя. В «Искателях жемчуга» понятно, что на самом деле все могло закончиться еще в самом начале, когда Лейла бросилась на голос Надира. Что это? Натянутость сюжета или аскетизм притчи? Чем дальше, тем больше склоняюсь ко второму.

Как ни странно, зацепило внимание то, что по тексту пол Шивы обозначили женским. Преимущество французского языка – подчеркнутая гендерность. Потом после тайной встречи и общего осуждения цвет кожи Лейлы и Надира стал синим. С чего бы режиссеру-постановщику Паоло Бозизио и художнику-сценографу Хелле Момбрини заморачиваться с подкрашиванием? Ура интернету и запасам информации в сети. Шива – удивительно противоречивый бог. Он и созидает, он и разрушает. Он и мужское начало, но может, если надо, и поменять свою природу. А после того, как выпил яд змеи, предназначенный земле и всему живому, посинел. Другая версия происхождения цвета его кожи – океан как источник всего.

М.Карре и Э.Кормона – удивительно мудрые и глубокие люди. Как мне кажется, история на самом деле о поиске Бога. Ведь жители этой оперы могли ловить рыбку-бананку, выращивать рис. Но нет. Они из глубин с риском для жизни ценой невероятных усилий достают нечто. Причем в ракушках может ведь быть и пусто. У них есть брахман, выписали еще сертифицированную проводницу к райским благам на земле. Они искали себе наместника Бога на земле и нашли Зургу.

Отдельных слов заслуживает факт всеобщего нарушения клятв. Лейла отказывается от любви, Надир клянется в дружбе навсегда, Зурга обещает быть заступником и главным радетелем своего электората. Но человек предполагает, а Бог располагает. Кто мы, чтобы обещать что-то до конца своих дней? Ведь пути, как говорится, неисповедимы. Причем, сердце всегда им подсказывало истину. Но что-то ведет по пути, который считается правильным. Однако в итоге все становится в соответствии с высшей задумкой. И когда Лейла с Надиром поглотили яд так называемой «человеческой правильности» и пошли в соответствии с предназначением того, кто реально в курсе, они и посинели. Стали подобны Богу. Или нашли его в себе.

Я не знаток оперы и тонкостей мировых религий. Но вот так мне чувствуется после премьеры и многократного прослушивания. Если смотрю на ситуацию под таким углом, все становится понятно и логично. Убедилась не раз, что если что-то существует, причем давно, на это есть причины. Просто я могу о них не знать. А не потому, что кто-то дурак.

Кстати, ключевые дуэт Надира и Зурги и арию Надира я угадала даже не зная об их бешенной популярности. Правда, странно было бы источник основной темы пропустить. Но еще бы отметила для любителей поппури дуэт Лейлы и приближающегося из-за кулис Надира. Почему-то люблю когда голос за кадром. И в Травиате, и особенно в Тоске. И еще арию Зурги перед приходом девушки. «О, Надир! О, Лейла!» Такое горькое сожаление о содеянном, и разочарование в людях, и зависть. Дикая цепляющая смесь.

Вот так пойдешь на пафосное событие – премьеру оперы «Искатели жемчуга» Ж.Бизе в ГАТОБ, а в итоге неожиданно заморочишься о синеве златокудрой Шивы. Что поделать? Ведь пути то неисповедимы…

 
3
167
5