Уличная фотография. Правила выживания

Борис Калачёв 2014 M11 9
1082
1
5
0

Компетентный фотограф рассказывает о том, с какими проблемами и даже опасностями сталкиваются граждане, решившие прилюдно обнажить объектив фотокамеры.

Алматинский фотограф Ержан КУРМАНБАЙ, уже долгие годы преподаёт и заражает фотоискусством своих учеников, попутно готовя их к тому, с какими проблемами, ограничениями и даже опасностями им, скорее всего, придётся столкнуться, выбрав для себя жанр репортажной фотографии.


Вот уже более восьми лет фотограф-профессионал занимается своим делом, делая более трёх тысяч снимков в день, таская за спиной тяжеленный рюкзак, набитый дорогой и хрупкой аппаратурой. Понятное дело, что работая в жанре репортажной съёмки, Ержан каждодневно сталкивается с гражданами, всеми способами старающимися ограничить ему доступ к получению законной информации.

К несчастью для них, на этом поприще Еражан уже долгое время выступает в качестве матёрого, закалённого, вооруженного до зубов фотоохотника, но при этом готового поделится своим боевым опытом с желторотыми юнцами, только вступающих в суровый мир казахстанского фотоискусства.

Синдром вахтёра

Первая проблема заключается в том, что многие люди не то что не желают фотографироваться, но даже боятся попасть в любой не связанный с ними кадр. Ввиду такой тотальной скрытности, невольно создаётся впечатление, что наши города наводнены рыскающими повсюду шпионами и спецагентами, для которых попасть в объектив фотокамеры равносильно проваленному заданию. Ну и конечно владельцы разного рода забегаловок также, зачастую, запрещают фотосъёмку не только внутри помещений, но и снаружи, даже когда объектив фотокамеры не направлен непосредственно на их заведение или вывеску. Это выглядит очень забавно, особенно когда хозяин какой-нибудь чахлой лагманной в споре с фотографом придаёт своему заведению характерные качества неприкосновенного государственного секретного стратегического объекта.

— С чем связываешь подобное поведение?

Оба этих запрета я связываю с ещё не выветренными воспоминаниями времён холодной войны, воспитанием, а также синдромом вахтёра, который также берёт своё начало из тех далёких, но незабытых времён. Данный синдром выражается в жажде небольшого по сути человечка в полной мере воспользоваться своей скромной властью и выместить её на посторонних людях, вследствие чего самоутвердиться. Такие люди зачастую и не против фотосъёмки как таковой, но завидев чей либо интерес к своей персоне или вверенной территории, сразу же «включают» большого босса. Как говорил Лондо Моллари: «Только дай кому-нибудь минимум полномочий и значок — и он тут же возомнит себя властелином Вселенной». Забавно наблюдать подобное, ей богу. А наблюдать, ввиду профессии, приходится часто…

Где разрешено заниматься  ЭТИМ?

— А что говорит о таких запретах действующее законодательство?

У наших граждан есть полное право на фотосъёмку в публичных местах. Следовательно, люди, находящиеся в местах под определением «публичное место» должны учитывать, что могут попасть в кадр и не должны испытывать никаких претензий к фотографам. Но, как это у нас часто бывает, есть конфликтный, противоречащий первому пункту закон, где говорится о свободе человека контролировать свои изображения, а также о праве изъятия и удаления фотографий, сделанных без их согласия. Неопытному фотографу нужно знать, что главным свойством законов, направленных на ограничение получения информации, являются заблаговременные меры, направленные на то, чтобы с защищённой информацией посторонним нельзя было ознакомиться в принципе. Следовательно, если у вас есть доступ к информации, то либо она имеет отношение к общедоступной информации, либо закон, который предполагает её конфиденциальность просто не соблюдается, а за это несут ответственность совсем иные люди, но никак не фотограф. Так что фотографировать можно практически везде. В тех же местах, где съёмка действительно запрещена, то поверьте - об этом вам дадут знать ещё до того, как вы успеете нажать на спуск фотокамеры. Всё просто.

— Зачастую, конфликты по поводу фотосъёмки развязывают охранники, виновные лишь в том, что изъявляют волю хозяина заведения и своего непосредственного начальника. Мой опыт показывает, что с этими людьми размахивание выдержками из конституции и скандирование своих прав особых результатов не приносят. Прошу не искать аналогий, но с охранниками и работниками полиции я советую вести себя так же, как с вставшей у вас на пути незнакомой собакой: не злить, не провоцировать, но всё же быть непреклонным, не паниковать и не показывать испуга. В конфликтной ситуации  сохранять спокойствие, быть исключительно корректным, подчёркнуто сдержанным, не употреблять колких и резких выражений.

Ахиллесова пята уполномоченных

На первый взгляд это может показаться странным или даже нелогичным, но в подобных спорах Ержан вообще не рекомендует ссылаться на закон, так как он не имеет никакого значения для тех, кто с законом либо не знаком, либо напрямую его нарушает. К тому же, ваша юридическая подкованность для отдельных представителей власти являются серьёзным раздражителем, и зачастую воспринимается ими, как прямой вызов, намекающий на ваши сомнения в их компетенции. Знать законы, применять их и действовать исключительно на законодательном уровне входит в прямые обязанности полиции. Но, как показывает профессиональная практика фотографа, зачастую именно знание законов является их «ахиллесовой пятой», для защиты которой отдельные представители власти могут использовать методы, превышающие их полномочия. (См. синдром вахтёра)

Если вы не чувствуете силы или потребности доводить до подобного, то можно действовать как большинство наших фотографов: просто вести съёмку, а когда к вам подойдёт охранник или полицейский, у вас уже будет достаточно отснятого материала, чтобы притворно откланявшись, удалится, ехидно сделав исподтишка ещё пару снимков. Да, поступая подобным образом, мы смиряемся, признаём и, что самое страшное, культивируем власть беззакония. Если бы все люди, от гражданских до госслужащих, априори знали свои права и обязанности, подобных глупых ситуаций бы не возникало.

— Несколько советов для начинающих фотографов, занимающихся уличной или репортажной фотосъёмкой.

Прежде чем сделать фото, спросите себя – о чём оно будет? Что или кто будет главным объектом вашей будущей фотографии, и только после этого нажимайте на спуск фотокамеры. Пользуясь этим нехитрым методом при построении кадра, в скором времени вы неминуемо заметите, что ваши фотографии становятся лучше. К тому же, подобный анализ позволит вам быстро сделать нужные фото, при этом оставшись незамеченным, что ввиду всего вышесказанного является для отечественного фотографа весьма полезным и актуальным навыком.


Борис КАЛАЧЁВ,
Алматы

Оцените пост

-7

Комментарии

0
Суперзумы наше всё: x30 на Fujifilm HS25EXR

CJ6q7Tj6DN7XYwahhBOEwpfxngK8xl.jpg
Показать комментарии