О фильме молодого казахстанского режиссера Адильхана Ержанова "Хозяева" написано много. Лента получила высокую оценку кинокритиков на Каннском кинофестивале, в Торонто, Словакии, Голландии, приз молодых критиков на Международном кинофестивале FIFIGROT в Тулузе. Фильм также претендует на главную награду "Киношока-2014". Не мудрено, что в Алматы на премьере «Хозяев» в рамках фестиваля авторского кино «Cique» тоже был аншлаг. Зрители раскупили 250 билетов. Для фестивального кино в Казахстане это несомненный успех.
Сам режиссер, щупленький молодой человек, ощущение своего успеха журналистам объяснил лаконично и скромно:
-Я не езжу на кинофестивали, там фильм представляют актеры…Я боюсь летать…
Странный он человек, как и его фильм. Это история о том, как у сирот отбирают дом, доставшийся им по наследству от матери. Снята она красиво, тонко, с любовью к своей земле, но при этом после просмотра хочется взять чемоданы и навсегда сбежать отсюда. Понятия равнодушия, кумовства, трайбализма, глупости, жадности, сизифова труда, безнадеги, несправедливости гиперболизированы до танцев на могиле.
-Это не реальная история, я не люблю натурализм и модную сейчас документалистику, съемки в режиме реального времени. Это фильм- самовыражение, - пояснил режиссер.
Во время фильма лично я, как за соломинку, хваталась за сравнение западных критиков Адильхана Ержанова с Эмиром Кустурицей. Очень хотелось хепи енда всему этому горю, потому что не должно быть постоянно только плохо. Но «и все поженились и подружились» так и не наступил. Разбитый горем юноша от потери матери, брата, сестры, дома, в диком отчаянии убивает участкового и родственников. Зал аплодирует этой сцене.
Весь фильм меня отвлекал соблазнительный качественный звук блогбастера в соседнем зале. Думала, зачем я смотрю это безумство с неизвестными актерами, слабым бюджетом, некачественной кровью, безнадегой, ведь за стенкой настоящее кино. А на аплодисментах страшной финальной сцены, наконец, поняла, что там кино, а тут, увы, жизнь. После просмотра зрители выходили с недоуменными лицами: "Да уж...".Режиссер еще и добил.
- Я отношусь к кино с точки зрения формы, для меня она важнее. Это хотя и не реальная история, но отчасти такое я пережил в своей жизни…
Теперь понятно, почему «Казахфильм» отказал Адильхану Ержанову в поддержке его следующего фильма…А фестиваль продолжается. Впереди «Племя» Мирослава Слабошпицкого, «Мамочка» Ксавье Долана, «Испытание» Александра Котта, «Нагима» Жанны Исабаевой и короткометражки…