Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:56, 29 октября 2014

«Качественное обучение религиоведению в школе, благоприятно воздействует на сохранение внутренней стабильности страны»

С обретением независимости Казахстаном подготовка кадров-религиоведов в стране является одной из интенсивно развивающихся направлений в сфере образования. Подготовка специалистов по религиоведению ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Однако существует в этом направлении и свои проблемы. Об этом, а также о современном состоянии религиоведческого образования в Казахстане рассказывает директор научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религий Министерства культуры и спорта РК, к.ф.н.А.Абдрасилкызы.

- Расскажите пожалуйста, с какого времени можно говорить о развитии религиоведения в нашей стране?

- История развития религиоведения в РК берет свое начало с 1992 года, когда появилась специальность «Религия и свободомыслие» в Международном казахско-турецком университете им. Х.А. Яссави. На сегодняшний день в Казахстане бакалавров религиоведения готовят кафедра религиоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, кафедра религиоведения и философских наук Казахского Национального университета им. Аль-Фараби, кафедра философии и теории культуры Карагандинского Государственного университетаим. Е. А. Букетова, кафедра религиоведения Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак», кафедра религиоведения и теологии Международного казахско-турецкого университета им. Х.А.Яссави, а также кафедра религиоведения Университета деловой карьеры и иностранных языков.

Кроме этого, во всех вышеназванных ВУЗах, кроме КарГУ им. Е.А.Букетова, функционирует магистратура по специальности «Религиоведение», а в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби и в Египетском университете исламской культуры «Нур-Мубарак» по специальности «Религиоведение» ведется подготовка докторов PhD.

Ежегодно Министерство образования и науки РК выделяло 65 государственных грантов на специальность «Религиоведение». В 2013 – 2014 учебном году их количество возросло до 77 образовательных грантов. Некоторые учебные заведения посредством выделения собственных грантов обеспечивают значительную часть религиоведов бесплатным обучением.

Изначально дисциплина «Религиоведение» была введена в противовес западной теологии. В процессе ее формирования и развития как предмета, постепенно были определены два ее ведущих направления. И если сторонники первого направления придерживались мнения, что религиоведение является дисциплиной о религии, то сторонники второго направления считали религиоведение дисциплиной, которая изучается посредством религии (с точки зрения теологии). В казахстанском стандарте об образовании религиоведение обосновано как учебная дисциплина о религии, а в учебном процессе преподавательский состав выражает две смежные точки зрения о возможности связи религиозных и религиоведческих знаний. Так как государством еще не разработаны концептуальные подходы в преподавании религиоведения, необходимо определить цели преподавания религиоведения и сущность предмета.

На сегодняшний день подготовка специалистов религиоведения осуществляется по следующим профильным направлениям: «Религиовед – преподаватель религиоведения», «Религиовед – эксперт по связям религии и государства», «Религиовед – эксперт по исламской теологии», «Религиовед – эксперт по христианской теологии», «Религиовед – эксперт по новым религиозным течениям», «Религиовед – теоретик». Обучение по вышеперечисленным профильным специальностям в основном ведется в Международном казахско-турецком университете им. Х.А. Яссави и в Казахском национальном университете им. аль-Фараби. Также в Казахском национальном университете им. аль-Фараби готовят магистрантов религиоведения производственного профильного направления и научно-педагогического направления для научной и преподавательской деятельности в ВУЗах.

- С каким проблемами сегодня сталкиваются студенты - религиоведы?

Во всех учебных заведениях обучение по специальности «Религиоведение» проводится в соответствии с государственным стандартом образования. Однако, наблюдается несоблюдение последовательности учебного процесса, причиной которого послужили нижеследующие проблемы:

- отсутствие единой обучающей программы;

- разнообразие основных учебных пособий и дополнительной литературы;

- разный уровень подготовки преподавателей;

- разное направление специализации кафедры.

Основные вопросы по работе кафедр религиоведения возникают вследствие выбора учебной программы на усмотрение академического состава кафедры, несоответствия содержания учебников и учебных пособий учебным программам, использования учебных пособий, не прошедших религиоведческую экспертизу, вследствие чего происходит выпуск специалистов-религиоведов с разным уровнем подготовки. Следует отметить, что количество учебной литературы по религиоведению ограничено. При этом она выпускается, в основном, на русском языке и не в Казахстане, а в странах ближнего и дальнего зарубежья, в связи с этим, она не может охватить и раскрыть особенности реальной религиозной ситуации в нашем государстве. Также ряд учебников из-за своего атеистического содержания она не может дать объективные ответы на вопросы, возникающие в сфере религии, сформировать идеологическую и логическую целостность. При этом необходимо принять во внимание, что для казахстанского общества наука о религиоведении является сравнительно молодой, предмет которой, с методологической точки зрения, не сформировался. Учитывая ее актуальность со стороны научно-познавательной сложности и идеологии, очень важно решить вопросы по проведению экспертизы по всем учебным программам, учебникам и учебным пособиям по дисциплине «Религиоведение» в Республиканском центре «Окулык» при Министерстве образования и науки РК и Комитете.

- А как дело обстоит с преподавательским составом?

- Основная проблема в отношении преподавательского состава заключается в том, что большинство преподавателей-лекторов по специальности «Религиоведение» являются специалистами в области философии, культурологии и т.д. Хотя у преподавателей уже имеются определенный опыт в сфере конфессиональных отношений, отсутствие базового знания обуславливает неполноценность процесса обучения по дисциплине «Религиоведение» в определенной степени. Однако за последние 2-3 года наблюдается положительное влияние подготовки магистров-религиоведов, а также курсы лекций в высших учебных заведениях.

Из-за совмещенной работы специальностей философских наук, теории культуры и теологии на кафедрах религиоведения в некоторых учебных заведениях наблюдается тенденция профильной направленности по данным отраслям. И это необходимо рассматривать как своеобразность специализаций, а ни как недостатком всего процесса. Однако профильное направление преподавателей кафедры определяет собственные взгляды и методику преподавания при обучении религиоведению. Следовательно, сосредоточение различных кафедр приводят к отсутствию концептуального однообразия учебного процесса в религиоведении.

На сегодняшний день из-за нехватки отечественных кадров для обучения по отдельной учебной программе приглашаются иностранные преподаватели. Данное направление очень важно для получения международного опыта и для обогащения содержания курсов обучения. Однако, в связи с тем, что иностранные преподаватели не владеют государственным или русским языками, а обучаемая аудитория недостаточно хорошо знает иностранные языки, учебные лекции затягиваются и это создает определенные трудности в обучении.

- Преподаватели отмечают, что одной из сложностей в изучении данной дисциплины является низкий проходной балл при поступлении...

- Абитуриенты, желающие получить высшее образование, но не набравшие достаточного количества баллов на выбранную ими специальность, с целью поступления в высшее учебное заведение, набрав низкий проходной балл на тестировании, выбирают специальность «Религиоведение». Это приводит к отсутствию усердия в изучении и без того сложной программы «Религиоведение», таким образом, понижается уровень подготовки и специализации основной аудитории. Такие последствия оказывают отрицательное влияние на любую специальность, особенно для религиоведения с его высоким идеологическим значением. Поэтому, преподавателям по воспитательной работе необходимо при проведении набора студентов по специальности «Религиоведение» проводить творческий экзамен для абитуриентов. Все это позволит заранее оценить представление поступающего по данной специальности, его духовные принципы, аналитическое мышление, степень заинтересованности специальностью и принять соответствующее решение.

- А как, по вашему, обеспечить занятость будущих бакалавров-религиоведов?

Для обеспечения занятости будущих бакалавров-религиоведов необходимо искать новые механизмы для их образования. По статистике, в 2012 году из общего количества окончивших бакалавров религиоведения 16 выпускников продолжили свое образование в магистратуре, 137 бакалавров работают по своей или же смежной специальности, а 35 выпускников трудятся в других сферах. Несмотря на повышенный спрос на религиоведов в стране, оптимальное применение готовых кадровых ресурсов, особенно в системе среднего образования, очень ограничено.

На сегодняшний день в средних школах учебный предмет «Основы религиоведения» для 9 классов утвержден обязательным предметом и по нему выставляются оценки. Однако количество часов по предмету остается неизменной. Недельная нагрузка урока религиоведение – 1 час, годовая нагрузка – 34 часа; недельная нагрузка учителя по штатной ставке составляет – 18 часов, годовая ставка – 612 часов. То есть учебная нагрузка школьного учителя по религиоведению составляет менее 0,25 ставки (при этом необходимо учитывать, что учителя с такой нагрузкой не принимают на работу). Только при нагрузке работы в девяти школьных параллелях можно обеспечить работой на 0,5 ставки специалиста-религиоведа. Но в нашей стране немного школ с таким количеством классов. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос увеличения количества часов по религиоведению для работы специалистов-религиоведов, для использования их потенциала на должном уровне, или же включить данный предмет в учебную программу других классов, тем самым решив проблему обеспечения кадров данного направления постоянными рабочими местами.

- Касаясь обучения религиоведению в средней школе, насколько, на ваш взгляд, предмет востребован? И возможно необходимы какие то меры, чтобы его популяризовать?

Также очень важно при современной религиозной ситуации и многоконфессиональности нашей страны расширить охват обучения религиоведению. Качественное и систематизированное обучение религиоведению в средней школе, безусловно, благоприятно воздействует на сохранение внутренней стабильности страны в будущем. Поэтому, необходимо, по возможности, уделять большое внимание вопросу по увеличению количества часов по данной дисциплине.

Учитывая современную религиозную ситуацию, необходимо внести некоторые новшества в программу по «Основам религиоведения». Очень важно включить в программу такие темы, которые ознакомят обучающихся с принципами светского государства и традиционными ценностями казахстанского общества, а также с пропагандой против терроризма и экстремизма, переименовав дисциплину на «Светскость и основы религиоведения», при этом усовершенствовав предметное содержание обществоведения. В данном направлении ведут совместную работу Комитет Республики Казахстан по делам религий и Министерство образования и науки РК.

В целях организации четкой предметной системы необходимо анализировать все общественные предметы в средних общеобразовательных учреждениях. Следует обратить внимание на взаимосвязь таких общественных предметов, как «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право» и прикладных курсов «История развития межэтнических отношений», «Алашоведение», «Основы религиоведения». В соответствии с принятыми правилами, каждые 4 года в процессе переиздания учебников по предмету, необходимо совершенствовать содержание учебников, дополняя учебную программу компонентами культурологии и религиоведения. Это оказывает должное влияние на формирование единой идеологической основы и усиление взаимосвязи общественных дисциплин, а также дает возможность формировать в сознании обучающихся целостные мировоззренческие и культурные взгляды.

Предусмотрен и другой вариант решения данного вопроса – получение специалистам-религиоведам дополнительного образования. Сейчас в средних школах уроки религиоведения проводятся учителями истории. Учитывая данное обстоятельство, а также межпредметную связь вышеназванных дисциплин, все чаще поднимается вопрос о возможности получения религиоведами дополнительного образования по специальности «Религиовед-историк».

Однако следует изучить этот вопрос и с другой стороны. Практически все кафедры истории в высших учебных заведениях страны ведут подготовку историков-преподавателей. История в средних школах ведется с 5 по 11 класс с объемной часовой нагрузкой. Учитывая это, безусловно, будет гораздо результативным, с точки зрения учебного процесса, более глубоко обучать будущих историков-педагогов по истории религии, по основам религиоведения и подготовить их по специальности «историк, дополнительная специальность – религиовед». Что касается специалистов по религиоведению, предварительно изучая востребованность на них необходимо готовить специалистов производственного и научно-педагогического направления начиная с бакалавриата.

На сегодняшний день для повышения квалификации учителей историков, преподающих «Основы религиоведения», проводятся 24 часовые курсы, а также местные исполнительные органы организовывают 2-3 дневные семинары-тренинги. В остальное время учителя вынуждены самостоятельно совершенствовать свои знания, работать с подручной литературой, через интернет находить ответы на основные вопросы. Поэтому, необходимо организовать двухнедельные курсы по усовершенствованию знаний в сфере религии, повысить уровень этих курсов с помощью разработки методической и хрестоматийной литературы. С целью широкого обсуждения методических проблем среди учителей, преподающих «Основы религиоведения», необходимо создание среды (интернет-сайтов, листовок, методических журналов), которая предоставит возможность обмена информацией между ними.

В заключении стоит отметить, что на сегодняшний день религиоведческое образование является значимой образовательной системой в жизни общества. Как и другим отраслям образования, религиоведению необходимо содержательно обогащаться, систематизируя свои направления соответственно требованиям времени. Будет результативным проведение мероприятий по увеличению числа практических курсов, повышению динамики религиоведческого образования, избавления его от стереотипных подходов.

На основе вышесказанного, вниманию уполномоченных органов, учреждений образования и обществу религиоведов предоставляется на рассмотрение возможность проведения совместных работ по следующим направлениям:

- необходимо концептуально определить цели и задачи, учебное направление и содержание предмета «Религиоведение» со стороны государства. На основании этого следует заново разработать учебную программу по религиоведению, выпустить учебно-методический комплекс с новым содержанием. Содержание базовых (основных) и профильных (по специальности) дисциплин должны соответствовать единой программе;

- необходимо пересмотреть, сопоставить, систематизировать базовые программы по специальностям «религиоведение», «теология» и «исламоведение», по мере необходимости рассмотреть вышеназванные специальности в рамках универсального стандарта «религиоведение»;

- необходимо совершенствовать механизмы подготовки будущих специалистов-религиоведов,профилируяих на производственные и научно-педагогические направления, с учетом их востребованности;

- с целью развития постоянной связи между государственными органами в сфере религии и организациями религиоведческого образования, а также обеспечения будущих религиоведов достоверной, актуальной, новой информацией, нужно взять за основу проведение для них лекций специалистами Комитета. Наряду с отдельными лекциями, необходимо ввести в учебную программу курс «Актуальные проблемы современной религиозной ситуации» для студентов старших курсов, при возможности проведения их специалистами Комитета.

- необходимо сформировать механизмы подготовки будущих историков-педагогов к профессии «Историк, дополнительная специальность – религиовед» посредством углубленного изучения ими истории религии, основ религиоведения, а также разработать типовой образец и содержание учебной программы по данной специальности в тесном сотрудничестве с кафедрами религиоведения.

 

- с целью усовершенствования содержания обществоведения, в соответствии с требованиями времени, переименовать факультативный учебный предмет «Основы религиоведения» для 9-х классов общеобразовательной школы на «Светскость и основы религиоведения», организовать мероприятия по полной и качественной реализации переподготовки данной учебной программы и учебно-методического комплекса;

-необходимо организовать двухнедельные курсы по повышению квалификации для учителей дисциплины «Светскость и основы религиоведения», совместно с обществом религиоведов издать для них учебно-методическую и хрестоматийную литературу, а также создать интернет-сайт «Религиовед» и организовать издание учебно-методического журнала «Религиоведение».

 
0
538
0