Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
22:47, 22 октября 2014

Корпоративный журнал – как не сесть в лужу?

Полноценный журнал или даже тоненький бюллетень, выходящий раз в квартал, может стать как инструментом корпоративного управления, так и источником разнообразных осложнений. Пройдя хорошую школу внутрикорпоративного PR – сначала в многопрофильном холдинге, а затем в крупнейшем торгово-развлекательном комплексе страны – я уже с первого взгляда могу определить сильные и слабые стороны любого корпоративного издания.

Blog post image

В целом мне понятно стремление многих организаций делать свой собственный журнал. Но когда топ-менеджеры компаний ждут от меня рекомендаций по этому вопросу, я первым делом прошу их честно ответить на вопрос: «Для чего вам журнал?»

Действительно, для чего? С помощью корпоративного СМИ можно решать, например, такие задачи:

- Вести планомерную работу в русле внутреннего PR компании, формировать положительное отношение сотрудников к организации.

- Работать с мифами и слухами, которые имеют место быть на любом предприятии.

- Мотивировать персонал.

- Информировать людей о важных для компании событиях.

И еще много всего полезного.

А чего делать категорически нельзя? Что важно предусмотреть? Рассмотрим по порядку.

1. Отвечая на вопрос «Для чего?», имейте в виду, что такие аргументы, как «HR-департамент настаивает» или «У конкурентов давно уже есть свой журнал, а мы не хуже» - не работают.

Другое дело, если вы хотите наладить более тесную связь с коллективом, информировать подчиненных о назревающих или происходящих в компании событиях, поднимать злободневные вопросы и т.д. При правильном подходе ваш журнал может стать активной дискуссионной площадкой, не хуже любого профессионального форума. А у ваших коллег появится возможность делиться идеями, опытом. Это актуально для организаций с филиалами в регионах, когда подразделения удалены друг от друга, и люди, годами работающие в одной компании, могли никогда не встречаться лично.

2. Нельзя брать темы для публикаций, что называется, с потолка.

Необходимо учесть мнение самых разных сотрудников (включая водителей, охрану и уборщиц) – что ценно для них? Это очень важная часть внутрикорпоративного PR, которую многие компании пока, к сожалению, игнорируют. Однако помните: запросы бывают скрытыми (нередко людям трудно ответить, чего они хотят на самом деле), поэтому лучше не спрашивать: «О чем бы вы хотели почитать в нашем журнале?». Просто узнайте, что волнует сотрудников на рабочем месте? Какая информация, исходящая от руководства, HR­-отдела или других сотрудников/подразделений, может побудить людей работать эффективнее, больше вовлекаться в рабочий процесс? Готовы ли они делиться своими соображениями?

3. Людей больше всего интересует то, что касается непосредственно их самих.

Это может быть информация о повышениях и кадровых перестановках; о том, как можно продвинуться по карьерной лестнице в компании и что для этого нужно сделать. Какие полезные курсы, семинары и другие мероприятия по повышению квалификации проводятся в компании и за ее пределами; кто из сотрудников делает успешную карьеру, получает премии или другие поощрения. Также людям бывает полезно знать об изменениях в законодательстве (касательно сферы, в которой они заняты): например, повышение зарплат, социальные льготы, налоги и т.п.

4. Одна из самых больших сложностей в любой организации – рядовые сотрудники и даже управленцы среднего звена часто не понимают, куда на самом деле движется их компания?

Зачем они каждый день приходят на работу, ради какой еще большой цели, кроме получения зарплаты? Классический пример того, как «низы» не понимают, что задумали «верхи». Подумайте, как с помощью вашего журнала просто и внятно доносить до людей о планах развития компании, и какую роль в этом играет каждый (!) сотрудник.

5. С самого начала четко определитесь – это ваш внутренний журнал или вы все-таки хотите вынести его за пределы компании?

Приходя в торговые центры, банки и другие крупные компании, я часто вижу на стойках корпоративные журналы, предназначенные для массового прочтения. С одной стороны – отличный способ рассказать о компании (это сравнительно недорогая реклама). Но тогда мне, как обычному читателю (пусть и потенциальному клиенту данной организации) совершенно непонятно, почему я должна читать длиннющее интервью с руководителем департамента продаж о его личных достижениях, детях и хобби? А также какие-то отчеты о том, куда ездили маркетологи на обучение в прошлом месяце, за что сотрудник N получил путевку в Таиланд, и как коллеги поздравили сотрудницу М с рождением двойни.

Blog post image

Хотите показать широкой общественности, насколько сплоченный у вас коллектив, и какие незаурядные люди в нем работают? Прекрасно. Только для этого есть масса других способов. Помните – журнал, в котором вы ведете планомерную работу по внутрикорпоративному PR, и журнал, в котором хотите информировать население о продуктах и услугах своей организации, о ее достижениях и пользе сотрудничества с вами – это два разных издания! Не валите все в кучу – от этого вы только проиграете.


6. Сразу определитесь – вы делаете все-таки деловой журнал, а не развлекательный.

Поэтому такие странички, как «Юмор», «Досуг» и т.п., содержимое которых чаще всего надергано из Интернета, не добавят вашему изданию полновесности и авторитета. Скорее, наоборот – приведут к увеличению его себестоимости, что совершенно неоправданно.

7. Никогда не упускайте из виду простую вещь – ваш журнал (как и любой текст) должен быть дочитан до конца.

Иначе просто нет смысла его делать. А для этого важны все составляющие: контент, иллюстрации, верстка. Для эффективного визуального восприятия надо сделать журнал эстетически привлекательным. И как раз эта часть во многих корпоративных СМИ, к сожалению, провалена. Внешний вид у большинства из них, простите за прямоту, совковый. Фотографии, будто сделанные плохим мобильником, шрифты вразнобой, банальные или наоборот, пафосные заголовки и верстка – совершенно не отвечающая канонам деловых изданий (в лучшем случае такой журнал примут за дешевый таблоид). И тогда от сотрудников организации можно услышать, что им стыдно за свой корпоративный журнал.

Blog post image

8. Определите, что это будет – журнал или газета? Какого формата – А5, А4, А3? На какой бумаге будет печататься? Будет ваше издание полноцветным или черно-белым? И с какой периодичностью будет выходить?

Все эти моменты влияют и на восприятие читателей (к примеру, слишком маленький журнал (А5) могут не принять всерьез, а слишком большой (А3) не всегда удобен в обращении), так и на себестоимость.

Есть тут и этическая сторона – это я тоже наблюдала на практике. У целого ряда сотрудников в ответ на толстый полноцветный журнал начинает назревать активное недовольство. Некоторые, не таясь, заявляют, что редакция прожирает казенные деньги, или руководитель завел себе дорогую игрушку. Чаще всего такое происходит по причине, описанной в первых четырех пунктах – издание делалось без учета интересов сотрудников, «верхи и низы» не вовлечены в продуктивный диалог, люди действительно не видят ценности и смысла корпоративного СМИ.

9. Предельно четко проясните: кто будет делать этот журнал, и на каких условиях?

Я придерживаюсь мнения, что в каждом деле важна специализация. Т.е. прокладывать кабели должны электрики, а глазными болезнями должны заниматься окулисты. Так и журнал (даже внутрикорпоративный) должны делать люди, которые это знают и умеют. Даже если кому-то кажется, что писать статьи может любой, у кого по русскому была пятерка в четверти, достаточно просто оглянуться вокруг – откуда же берутся непрофессиональные, часто безвкусные и оттого безнадежные газеты, журналы и проч.? (см. пункт 7).

Blog post imageЧаще всего причиной провала внутрикорпоративных СМИ является именно такой подход: «Журнал надо сделать? Какая ерунда! С этим наш HR (офис-менеджер, дизайнер, рекламщик) справится!» Или (весело потирая руки): «Поскольку денег на содержание редакции у нас все равно нет, давайте-ка поднатужимся и общими силами сделаем журнальчик!»
 

Спрашивается, если денег нет, может быть, все-таки отказаться от этой затеи? По крайней мере, пока.

Такой подход чреват еще и тем, что люди, в чьи основные обязанности входит совсем другая работа (продажи, кадры, статистика, офисная работа и т.д.) на одном энтузиазме корпоративный журнал долго не вытянут. Тем более, написание текстов – штука непростая. А написание хороших текстов – требует знаний и практики, словом, высокого профессионализма. Необходимо элементарное знание технологии изготовления печатных СМИ, производственных циклов,организационных процессов. То же самое касается, фотографии, верстки, планирования очередного номера журнала. В итоге, человек, на которого возлагается дополнительная нагрузка, может оказаться глубоко демотивированным. Даже если поначалу он с охотой включился в творческий процесс и несколько номеров журнала делал с огромным удовольствием, впоследствии быстро перегорает. Мне приходилось наблюдать и такое.

Картинку помните?

Blog post image

Поэтому суммировав все вышеизложенное, крепко подумайте и внимательно посчитайте выгоды, минусы и затраты. Вы к этому готовы?

Будет обидно, если журнал, отняв много времени и сил, в итоге не оправдает ваших ожиданий и затрат. Ведь начинание, на самом деле, замечательное.

Некоторые рекомендации, которые могут вам помочь.

Где найти сотрудников для журнала?

Покупать «звездного редактора» не рекомендую. Это будет стоить очень дорого, не всякой компании под силу. Отдать журнал на аутсорсинг тоже не получится – тот, кто его делает, должен вариться в корпоративной среде, знать ее изнутри. Неплохое решение – вырастить пишущего сотрудника из своей же среды, а для того, чтобы поставить журнал/газету на ноги и сделать первый выпуск (или два), пригласить консультанта. Это может быть срок до шести месяцев, в течение которых он разрабатывает общую концепцию журнала, с дизайнером разрабатывает модуль, формирует редакцию и передает свои знания сотрудникам. Условия могут быть разные, основная мысль понятна.

Примерная численность редакции для журнала объемом 20 полос формата А3 – А4:

1. Редактор

2. Журналист

3. Дизайнер-верстальщик

4. Фотограф

Чтобы сократить затраты, две последние позиции можно смело отдать на аутсорсинг. Оплачивается работа при этом по факту – за проделанный объем работ. Фотографу – за съемочный день или час. Достаточно выгодно, к тому же не надо создавать отдельное рабочее место для нового сотрудника. Однако имейте в виду при этом, что с фрилансерами не всегда легко работать, вы можете не уложиться в дедлайны, фотограф может оказаться слишком занят и т.п. Решаются такие вопросы организационным путем. А фотографов к сотрудничеству лучше привлекать нескольких, а не одного.

Еще не стоит забывать о таком человеке, как корректор. Изобилие ошибок в тексте вряд ли добавит вам читательских симпатий. А в пылу работы, в напряженные дни даже самый грамотный редактор может делать ошибки или опечатки в текстах. Корректора также можно нанять «вольного» и раз в месяц (или реже – в зависимости от периодичности издания) сдавать ему на тексты.

Для маленькой организации с небольшим бюджетом

Денег немного, людей тоже не всегда хватает, а необходимость в корпоративном издании уже назрела, да и коллектив единодушно «за»?

Для начала попробуйте делать небольшую еженедельную (или раз в две недели) рассылку 10-страничного издания в электронной версии, в формате PDF. Наполняйте его ценным для сотрудников содержанием, мотивирующими заметками, важными сообщениями (см. пункты 1 – 4). И наблюдайте реакцию, собирайте факты – насколько успешно это начинание? Какие плоды приносит? Что еще можно улучшить? Важно только, чтобы тексты были недлинными, но информативными, внятными и интересными. Затраты на производство такого электронного издания достаточно низки (мы исключили расходы на бумагу, типографию, дизайн). Возможно, эта рассылка станет прототипом вашего будущего корпоративного журнала.

Источник материала


0
979
0