Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
12:10, 04 октября 2014

Павлодар. Заключительный рассказ

Blog post image

Когда-то немыслимо давно Хемингуэй написал: «Париж – праздник, который всегда с тобой». Я начал думать, а потом просто продолжил эту мысль: «Алматы – праздник, которого никогда не дождёшься; Астана – праздник, который всегда не стобой; Павлодар – праздник, которого нет». Вот и все. Никакого праздника здесь нет. Любые попытки – лишь дешевые пародии на чужие города.

Когда мы вошли в книжный, который пустовал, то я, может быть и она, почувствовали, насколько легче дышится, когда вокруг нет людей. Хотя, вероятнее всего, если уж быть реалистом, то это всего-навсего включенный на полную кондиционер, который освободил этот книжный магазинчик от сорокоградусной жары.

Она показывает мне открытую книгу и говорит с улыбкой:

- смотри, что написано, это «отверженные» Виктора Гюго.

Она указывает указательным пальцем на одно предложение второй страницы этой толстенной книги, и я читаю:

«…маленький городок, где много языков, которые болтают, и  очень  мало  голов, которые думают».

Мы слегка рассмеялись, дав понять друг другу, что согласны с этими строками. Конечно, Гюго писал совсем о другом городишке, но что я вам говорил? Павлодар безлик, неоригинален, скучен, однако все павлодарцы его почему-то любят. Быть может, потому лишь, что они не были в Париже? Я тоже не был, поэтому остается любить Павлодар.

Мы вышли из книжного, ничего не купив. Гюго, безусловно, хорош, но слишком дорог, кажется, даже дороже, чем при его жизни.

Мы вышли из книжного. Нас окутала, затянула и начала медленно душить июльская жара Павлодара. Мы направились в сторону берега. Наверняка любой здешний согласиться, что настоящий Павлодар лучше всего описывать в зимнее время. Проблема в том, что как только наступает лето, я забываю что это – Павлодар зимой. Так я, к примеру, всегда забываю о кошмарных сновидениях. Сны мне снятся еженощно, однако каждый день в моей памяти теряются эти страшные истории в картинках. Что же там было такого страшного доселе остается неизвестным. При каждом восходе солнца, мрак в моей голове растворяется, подобно луне на рассвете. Наверно, это к лучшему, иначе я бы уже давно лечился в психушке.

- Давай купим мороженое, - предложил я ей.

И она охотно согласилась.

Мы подошли к берегу, туда, где обычно нет ни души. Если, конечно, не считать этих птиц. Я не хочу говорить об этом месте, уж лучше я останусь эгоистом, чем увижу кого-нибудь из людей. Теперь только она знает о моем тайном обиталище. Здесь никогда не позагораешь, ибо вокруг одни камни и деревья. Это все что я осмелюсь вам рассказать. Ах да, еще кое-что, здесь не виднеются красивые ландшафты Иртыша, здесь никак не получится любоваться всеми красотами реки, поэтому не обольщайтесь. Здесь приятно поговорить, подумать, послушать тишину. А это ведь вам вряд ли нравится? Нет-нет, давайте хотя бы сегодня без лицемерия, договорились? Вам не нравится тупо глядеть часами на то, как течет река.  Я рад, что ей понравилось это место. По крайней мере, её слова были таковыми. Правда или нет, поживем – увидим.

Кучу времени я потратил, чтобы изучить этот город. Я бывал в разных закоулках, участвовал в сомнительных делах, был свидетелем низменных поступков, прикасался к злачным порокам, и все это только, чтобы понять, какой он – этот на первый взгляд обыденный невзрачный город. Размышляя о городе, я понял, что писать о нем – это еще одно сомнительное решение, от которого я вряд ли получу хоть какое-нибудь удовольствие.

Вернемся, пожалуй, к прекрасному. Я все время боялся, что наскучу ей. Хотелось понять, что творится в ее голове. Что она думает обо мне? Все, что я не понимал в этой жизни, я всегда подробно изучал, находил ответы и был доволен. Но с девушками… С ними что-то явно не так. Они не поддаются никакой системе, нет каких-то источников, ключей, которые могли бы мне помочь. Неопределенность, неясность – вот, что я читаю в их глазах.

Мы уже стояли на остановке и ждали ее автобуса. Я не знал, что сказать. А она говорил о проблеме графиков общественного транспорта. Они приходят не вовремя. Казалось бы, у меня остается больше времени, чтобы как-то сносно закончить этот день. Мы ждем десять минут, пятнадцать, двадцать, а потом автобус приезжает. Мы просто прощаемся, слишком просто, чем должно было быть, никак в фильмах или книгах, где завершение оставляет хоть какой-то смысл. Она исчезает, а я остаюсь ждать свой автобус.

Неподалеку от меня стоят два парня. Один одет в черную футболку с логотипом группы «Metallica». Он живо и громко рассказывал второму о каком-то party, где ему удалось и вдоволь побухать и натрахаться с какими-то телками.

Окончательно испоганившийся день надо закончить сигаретой, подумал я. Не прошло и тридцати секунд, как я подкурил сигарету, а мой автобус тут как тут. В этот момент я убедился в том, что если бог существует, то он меня ненавидит. Дабы не предавать в жертву свою сигарету, я плюнул на автобус и пошел домой пешком.

*Цикл из пяти рассказов под условным названием "невроз".

Всем павлодарцам и жителям ближнего совхоза посвящается.

Использована картина Эдварда Мунка "расставание"

_________

Предыдущие из цикла:

Рассказ первый

Рассказ второй

Рассказ третий

Рассказ четвертый

1
457
8