Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:37, 27 сентября 2014

Труба зовет!

Когда, по-Вашему, появились трейлеры?  С кинематографом? А вот и нет. Первый трейлер – это увертюра к произведению. «А где же картинка?» - спросите Вы. У каждого в голове своя. «Но так нельзя!» - возмутитесь в ответ. – «Ведь есть сюжет, задумка авторов. Тут не место вольностям.» А легко, как демонстрируют разные театры на примере одного балета!

Года два назад видела «Сильфиду» Х.Левенсхольда в исполнении гастролирующего театра. Помнится, поразило качественное несоответствие описания и того, что происходило на сцене. Желания смотреть что-либо под таким же названием не было долго. И вот настал день для того, чтобы вкусить это блюдо от любимого шеф-повара – ГАТОБа.

Свет медленно гаснет и вступает оркестр. Где Вы были до этого? Чем полны были Ваши мысли? Ничего не осталось. Только полусказочная атмосфера Шотландии, загадочный лес и труба. Раньше казалось, что она может только звать героя и патриота на войну. Это не так. В жизни мужчины и в мирное время хватает увлечений. Охота и женщины, например. Мрачное завершение увертюры предвещает драматичный финал. В отличии от современных роликов о фильме балет не нуждается в зазывающих пояснялках вроде «Он был доволен и счастлив. Но появилась Она и все изменилось. Темные силы, коварный соперник и брошенная невеста. В такой ситуации может оказаться каждый! Смотрите на подмостках мира с XIX века!»

Кстати, премьера действительно состоялась уже почти 200 лет назад. Про кассовые сборы в современном эквиваленте и количеству зрителей не скажу. Но так ли это важно для состояния зрителя/слушателя в кресле театра во время действия?

К слову об истории, именно «Сильфида» открыла новую романтическую эру в балете. Для того, чтобы подчеркнуть исключительную духовность и поэтичность сказочного создания, балерина впервые поднялась на пальцы. Это была Мария Тальони, дочь создателя балета, балетмейстера и педагога Филиппо Тальони.

26 сентября 2014 года Сильфиду танцевала Алия Сапугова. Джеймса исполнял Асет Мурзакулов, Эффи – Айман Егисбаева, колдунью Медж – Нурлан Байбусинов, Герна, коварного соперника – Руслан Кадыров, Ненси, подругу Эффи – Динара Кудабаева. Дирижировал Мухтар Калдаяков.

Удивительный балет. Вот теперь все было как надо – и костюмы, и декорации, и персонажи, и их поступки. Деревенские парни и девушки накануне свадьбы. Мама жениха. Настойчивый соперник. Однако, надо отдать должное, если способность видеть Сильфиду можно расценивать как показатель духовности, то видели ее, собственно только Джеймс, Герн и маленькая девочка.

Потрясающая ведьма. Очень характерная. Танцора балета под этим всем гримом и костюмом увидела по выправке только на поклонах.

Впечатлил персонаж Герн. Целеустремленный, не разменивающийся молодой человек.

А вот Джеймс … Я не об артисте. Качество исполнения в целом было так великолепно, что в балете вспоминаются только сами перипетии и характеры. Но вот этот персонаж… Исключительная душевная организация. Такое переплетение мечтательности, жадности и собственничества, эгоизма и самоуверенности… Чем-то напоминает Ленского.

Если вернуться к балету, то еще он безумно красив. Вторая часть, лес, невесомые сильфиды, замирающие как статуэтки и оживающие по волшебству… Вспомнилась так часто исполняемая приезжими звездами «Жизель». Тоже деревня в первой части и кладбище невест по второй. Как выяснилось из интернет-источников, будущий автор этого произведения в свое время восхищался именно «Сильфидой».

Алия Сапугова показала трепетную фею, притянутую сокровенными желаниями Джеймса. Она как медсестра из «Афони»: «Мне кто-то звонил, я подумала, что это Вы…» Она наивно полагает, что любовь – это порхание от счастья и звонкий смех меж ветвей, что это наслаждение невесомым присутствием, что это удовольствие уже просто от осознания, что вот он любимый есть и он рядом. Вот ты и вот я. Звезды на небе будут нам крышей, мы утолим себя родниковой водой и больше ничего не надо. Она даже не может предположить, что красивый шарфик – это что-то другое, чем просто шарф. Она не из того мира, где добавляют «если Вы понимаете, о чем я», опошляя любое предложение. Она все еще продолжает пытаться улыбаться и смеяться, взлетая от собственных возвышенных мыслей. Но задетая болотом обыденности Сильфида уже не в силах вырваться и гибнет, увязая в нем все больше.

Эффи также прекрасна и тоже верит в любовь. Но если Сильфида манит и завлекает, то эта девушка держит. Стоит немного отвлечься и ослабить хватку, как тут же мужик соскакивает с крючка. Но она ближе к земле, питается от нее и не умирает от первого разочарования. Да, грустит, но она из тех, кто может восстановиться и начать снова, причем довольно быстро.

Оказывается, классическое искусство – это далеко не повторение одного и того же. В рамках одной партитуры и сюжета есть множество вариантов для каждой эпохи, театра, коллектива и артиста по своему персонажу. Версия ГАТОБ мне очень понравилась. И не потому, что люблю это заведение на Кабанбай батыра, а снова в восхищении и люблю теперь еще больше.

0
166
0