Проблема безопасности на дорогах – одна из важнейших в Казахстане. Ежегодно на наших дорогах - в среднем гибнет 21,9 человек на 100 тысяч населения (данные Пулитцеровского центра освещения кризисов). Это сравнимо с потерями во время локальных военных действий. Конечно, вопрос безопасности на дорогах связан с качеством инфраструктуры, культурой вождения, но одним из главных факторов высокого уровня ДТП все еще остается безответственность водителей, позволяющих себе вождение в состоянии алкогольного опьянения.
Сегодня в Казахстане по вине таких водителей совершается более 80% ДТП. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии представляет угрозу для общества. И стоит признать, что данная проблема по масштабу является национальной, Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет 1,24 миллиона человек. Причем эта цифра постоянно растет. Как ожидается, к 2030 году число погибших в авариях утроится и достигнет 3,6 миллиона (данные Пулитцеровского центра освещения кризисов).
Чтобы как-то улучшить ситуацию с апреля прошлого года компания Efes Kazakhstan вместе с благотворительным фондом «Бауыржан» запустили проект «Наш выбор», направленный на формирование культуры ответственного потребления алкоголя. Проект имеет три направления: «Трезвый водитель «Эфес», ограничение доступа к алкоголю в торговых точках и за умеренное потребление.
Как говорит Эльмира Жомартова координатор проекта «Наш выбор»: - «Прежде всего, необходимо донести населению, что вождение в нетрезвом состоянии опасно для жизни. С этой целью по программе «Не пей за рулем» была организована бесплатная услуга «Трезвый водитель Эфес» в кафе и ресторанах г. Алматы для тех, кто приехал в заведение на машине и не удержался от употребления алкоголя».
Все очень просто - вы говорите персоналу кафе, или ресторана, чтобы вам вызвали машину по данной услуге и в назначенное время специальное такси отвезет вас домой. За весь период данной услугой воспользовались около 2000 человек.
Другим аспектом культуры потребления алкогольных напитков является ограничение доступа к алкоголю потребителей по возрасту. В соответствии с законом в Казахстане запрещена реализация алкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года. Сама кампания была осуществлена следующим образом: волонтеры движения обошли около 10 000 торговых точек в крупнейших городах Казахстана, разъясняя продавцам положения закона и предупреждая об ответственности за его нарушение. Во многих магазинах были расклеены стикеры «21+», предупреждающие о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.
Третьим направлением является взаимодействие организаторов проекта с посетителями ресторанов и ночных клубов г. Алматы, где с помощью 1500 миниатюрных алкотестеров каждый желающий контролировал уровень своего опьянения.
«Возможно, у некоторых людей возникнет недоумение, почему пивная компания призывает умеренно употреблять спиртное, как в известной фразе: «пчелы против меда»? – рассказывает Чингиз Каскеев, директор по связям с государственными органами и корпоративным отношениям компании Efes Kazakhstan,: - «Но международная компания, каковой является «Efes», работающая во многих странах дорожит своей репутацией, а потому проводит ответственную политику. Мы заботимся о своих клиентах, стараемся, чтобы они получали удовольствие от употребления нашей продукции, а не наносили вред своему здоровью и окружающим. Поэтому на глобальном уровне, то есть во всех странах, где работает «Efes», мы проводим эти три кампании: не пей за рулем, против продаж ниже установленного законом возраста и за умеренное потребление пива. На мой взгляд, наиболее действенной акцией с реальным результатом, из тех, которые мы проводим в Казахстане совместно с фондом «Бауыржан», является «трезвый водитель Efes», в рамках которой мы привозим бесплатно клиентов некоторых пабов домой. Если наша акция помогла кому-то избежать неприятностей, тем более травм, а то и спасла жизнь – мы это делаем не зря! Да и другие акции также важны и несут правильные месседжи населению».