В этом посте попробуем разобраться в некоторых понятиях социальной политики и государственного управления стратегии «Казахстан – 2050».
- Корпус «А»
- Социальные дисбалансы регионов
- Административная реформа
- Выборы акимов
- Социальная безопасность
Корпус «А»
Корпус «А» – это административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв, конкурсного отбора, прохождения и прекращения государственной службы, определяемый Президентом Республики Казахстан, а также специальные квалификационные требования.
Закон «О государственной службе»
Управленческий корпус «А» - государственные служащие, которые обеспечивают реализацию государственной политики и являются важным посредником между принятием решений и их исполнением.
В состав корпуса входят ответственные секретари министерств, руководители аппаратов акимов областей, акимы айонов, руководители структурных подразделений Канцелярии Премьер-Министра, заведующие секторами Администрации Президента.
В Казахстане создается новая модель государственного управления. Она основана на принципах меритократии – признании заслуг, повышении эффективности, а также объективности и прозрачности конкурсного отбора.
Меритократия включает в себя такие элементы, как:
- обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по госслужбе;
- правовую и социальную защищенность государственных служащих;
- равную оплату труда за выполнение равнозначной работы;
- поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности;
- постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
В 2013 году была проведена работа по формирования кадрового резерва корпуса «А». Национальная комиссия отобрала из 2024 человек 940 кандидатов по результатам тестирования и собеседования. Но также учитывались рейтинги развития городов и районов, оценка эффективности госорганов, а также сведения правоохранительных органов.
Так был основан принципиально новый класс профессиональных управленцев на основе жесткого отбора.
В настоящее время осуществляется их обучение. Новая образовательная модель, по которой будущие управленцы обучаются, приоритетно выделяет такие компетенции, как стратегическое мышление, организованность, коммуникабельность и ориентация на результат. Таким образом, высшее звено государства приобретает менеджерско-экономический капитал в отдельно взятом учреждении.
Социальные дисбалансы регионов
Социальные дисбалансы регионов – различие в доходах и уровне жизни жителей разных регионов страны, что обусловлено такими факторами, как уровень развития производительных сил, природные особенности региона, географическое положение, навыки и обычаи населения.
Сейчас усиливается внимание на осуществлении региональной политики. В 2013 г. создано Министерство регионального развития, которое призвано координировать общегосударственную политику в отношении регионов.
Основной проблемой, препятствующей сбалансированному развитию регионов РК, является социальный дисбаланс в региональном развитии, возникающий ввиду необеспечения населения долгосрочной высокопродуктивной занятостью и, как следствие, порождающий неконтролируемую миграцию из слаборазвитых (депрессивных) аграрных регионов в регионы с развитой экономической инфраструктурой.
Дополнительные очаги социальной напряженности может создать возникновение населенных пунктов «ложной урбанизации». Помимо этого проблемами регионального развития являются:
1) низкую и неэффективную мобильность трудовых ресурсов, стихийную и нежелательную миграцию в регионы с потенциально высоким уровнем безработицы;
2) отсутствие рынка дешевого социального и арендного жилья;
3) недостаток специалистов социальной сферы в сельской местности.
В Послании Президента «Казахстан-2050» региональная политика занимает центральное положение, отдельно выделены следующие направления:
1. Развитие инфраструктуры.
Движение в двух направлениях интеграции национальной экономики в глобальную среду и движение внутри страны. Создание транспор-тно-логистических объектов, совместных предприятий в рамках большой программы «Глобальная инфраструктурная интеграция». Использование транзитного потенциала с целью увеличения транзитных перевозок через Казахстан к 2020 г. в два раза, к 2050 г. – в 10 раз.2. Развитие фермерства и МСБ в сельхозпереработке и торговле.
Изменение культуры земледелия и возрождение традиции животноводства. Акцент – на массовое производство продуктов на крупные экспортные рынки. Принятие новой программы развития агропромышленного комплекса.
3. Развитие и защита отечественного товаропроизводителя.
Необходимо развивать внутренний рынок за счет поощрения местных бизнес-инициатив и минимального, но жесткого регулирования.
С учетом новых реалий, в том числе участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО, следует усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов.
4. Развитие территорий. Новые эффективные механизмы выравнивания социально-экономических условий в регионах. Выстраивание системы отраслевой специализации регионов, формирование крупных агломераций. Комплекс дополнительных мер по развитию приграничных территорий.
5. Меры по комплексному решению проблем миграции. Создание благоприятных условий для отечественных квалифицированных кадров с тем, чтобы не допустить их чрезмерного оттока на зарубежные рынки труда.
6. Внедрение МСУ. Конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усиление местных исполнительных органов.
Наделение сельских акимов дополнительными полномочиями и параллельное расширение общественного контроля на местах через выборность акимов.
Административная реформа
Административная реформа - Комплекс мер, направленных на оптимизацию государственного аппарата, снижение уровня бюрократии и уменьшение штата чиновников, равно как и на распределение обязанностей и ответственности властей по административным уровням (построение вертикали власти).
Административная реформа – объединенная единой концепцией продуманная система мер модернизации различных институтов исполнительной власти. Цель – создание высокоэффективного государственного аппарата, отвечающего потребностям современного общества.
Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированная на результаты, а не на процедуры и аккумулирующая новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе.
Вопрос модернизации системы государственного управления (СГУ) является центральным с момента обретения Казахстаном независимости.
Реформирование СГУ было начато в 1992 г., с принятием Указа Президента «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления в условиях экономической реформы». В рамках данного указа произошли демонтаж старой административной системы и выстраивание новой вертикали власти.
Вторым этапом формирования СГУ стало принятие новой Конституции от 1995 года и Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Данные документы предопределили курс на профессионализацию государственного аппарата как фактора успешности реформ. В 1997 г. проведена реформа административно-территориального обустройства.
В рамках третьего этапа (с 2000 г.) была выстроена система государственной службы, которая, обеспечивая деятельность 3-х ветвей власти, основывается на единых правилах и мотивациях. Были внедрены 5 категорий госслужащих. В 2002–2003 гг. Правительство активно занималось вопросами децентрализации и систематизации функций госорганов.
Новый этап совершенствования СГУ в 2007 г. связан с итогами работы Государственной комиссии по разработке программы политической реформы. Конституционные изменения этого периода способствовали перераспределению баланса полномочий и усилению контрольных функций Парламента, что получило характеристику как эволюция Казахстана к президентско-парламентской системе.
Для реализации реформ Указом Президента РК «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан» от 13 января 2007 г. были поставлены задачи и сформирован состав Межведомственной рабочей группы по административной реформе.
В рамках данного этапа была осуществлена новая фаза административной реформы. Введен институт ответственных секретарей, оптимизировано количество политических государственных служащих, упорядочены наименования территориальных и местных государственных органов. Функции ведомств разделены на стратегические (департаменты) и реализационные (комитеты). Уполномоченным органом проводился функциональный анализ госорганов.
Параллельно осуществлялись реформы в судебно-правоохранительной системе, в т. ч. – в части баланса функций между министерствами юстиции и внутренних дел (миграция, уголовно-исполнительная система), создания финансовой полиции, комитета судебного администрирования для хозяйственного обеспечения деятельности Верховного суда, уполномоченного по правам человека. Сначала был введен мораторий, а затем – отменена смертная казнь, за исключением террористических актов и военного времени. Кроме того, большое внимание уделяется формированию кадрового потенциала для создания современной судебно-правоохранительной системы, отвечающей ожиданиям общества и бизнеса. В 2012 г. была проведена аттестация сотрудни ков всех силовых структур. По ее результатам, из более, чем 100 тыс. человек, аттестацию не прошли и были уволены из органов 12,5 тыс.человек.
В целом, работа по совершенствованию административной системы ведется на перманентной основе. Общее количество указов, которые были приняты по СГУ, – порядка 36, в т. ч., общих по совершенствованию СГУ (реорганизация госорганов) – 12. При этом наблюдается рост динамики реорганизаций госорганов. Соответствующие указы принимаются практически ежегодно. Особенно ускорился процесс в послекризисное время, когда начали создаваться новые агентства (всего 3).
Ряд направлений по административной реформе, намеченных в 2008–2009 гг., в частности, по развитию госслужбы, начал ре-ализовываться позднее. В июле 2011 г. была принята Концепция новой модели государственной службы, предусматривающая новую структуру государственных должностей и, в целом, переход к карьерной государственной службе. В 2013 г. были внесены поправки в Закон «О государственной службе» и принят Указ Президента РК № 524 от 22 марта
2013 г., которыми внедрен корпус «А» – как новая группа должностей, ответственная за реализацию конкретных направлений государственной политики.
Помимо этого, внедрена выборность акимов сельского уровня. Акимы районов переведены в корпус «А», в связи с чем подлежат конкурсному отбору и оценке деятельности.
Выборы акимов
Выборы акимов - избрание путем прямого или косвенного голосования руководителей местных администраций.
Впервые выборный метод акимов был апробирован в мае 1999 г., когда выбирали акима села Шамалган Карасайского района Алматинской области. Эксперименты по выборности акимов продолжались в 2004 и 2005 гг. На новый уровень выборность акимов вышла в 2006 г., когда был подписан Указ о проведении выборов акимов в 30% районов и городов областного значения. В итоге после выборов 2006 г. вместе с выборами 2005 г. народом были избраны 63 акима районного уровня, или примерно треть от их общей численности.
Важным рубежным этапом политического развития стал 2007 г., когда в стране были приняты новые конституционные поправки и, в связи с этим, состоялись внеочередные парламентские выборы.
В рамках длительного общественно-политического диалога, берущего начало еще с 2000 г., была разработана Программа политических реформ. Сначала вопросы политической модернизации обсуждались в рамках Постоянно действующего совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества
(2002–2004 гг.). На смену ему пришла Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества (2004–2006 гг.). Следующим этапом стало создание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы политических реформ (2006–2007 гг.).
По рекомендациям данных комиссий была введена норма назначения акимов после предварительного согласия местных представительных органов.
Следующий шаг по внедрению выборности акимов был предпринят в рамках новой Стратегии «Казахстан-2050», в которой содержались вопросы проведения выборов аульных акимов.
Указом Президента РК № 555 от 24 апреля 2013 г. утверждены Правила проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, не входящих в сельские округа. Выдвижение кандидатов по всем регионам закончилось 14 июля 2013 г. Всего было выдвинуто 7162 кандидата. При проведении выборов избрано 2457 акимов, из них главами городов районного значения – 47 кандидатов, акимами сельского округа – 2101, акимами поселков – 119 и сел – 190. При этом в трех сельских округах в первом круге выявить победителей не удалось.
Следует сказать, что принятая в Казахстане модель выборности глав местных администраций лежит в русле опыта развитых стран. Более чем в половине городских администраций США система органов власти построена на основе модели косвенных выборов мэров через местные советы.
Всего было выдвинуто 7162 и зарегистрировано 6738 кандидатов в акимы. В среднем – более двух претендентов на одну должность акима. В 37 административно-территориальных единицах кандидаты в акимы одержали победу с разницей всего в один голос.
По предварительным данным, явка выборщиков по республике составила 98,3%, а в Жамбылской области в заседании выборщиков приняли участие все депутаты маслихатов, включенные в списки.
Выборы акимов проведены в 2457 городах районного значения, сельских округах, поселках и селах Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа.
В корпусе избранных акимов представлены 23 национальности. На должности акимов избрано 280, или 11,4% женщин, т. е. на 32 больше, чем ранее. Почти на 6% увеличилось количество женщин-акимов в Павлодарской, Южно-Казахстанской и Актюбинской областях.
Как отметил глава Центризбиркома К. Турганкулов, средний возраст акимов составил 47 лет. Наибольшее количество из них – это люди до 55 лет, что составляет 80,3% от всего корпуса акимов.
В целом, состав акимов омолодился. Самому молодому из избранных акимов – акиму Жангарского сельского округа Павлодарской области – 25 лет. Ранее акимов в этом возрасте было 74,5%.
Всего среди избранных акимов 627, или 25,6% – педагогов, 501, или 20,4% – специалистов сельского хозяйства, 417, или 17% – инженеров, 367, или 14,5% – экономистов, 281, или 11,5% – юристов, 271, или 11% – представителей других специальностей.
Социальная безопасность
Термин «социальная безопасность» вошел в научный и политический оборот сравнительно недавно и нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Среди них необходимо выделить Всемирную социальную декларацию, принятую в 1995 г. на Всемирной конференции по социальному развитию. В ней, в частности, говорится: «Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается как одно из фундаментальных прав человека».
В Декларации были сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:
- всеобщее начальное образование – как для девочек, так и для мальчиков;
- сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения;
- элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;
- ликвидация случаев острого недоедания;
- предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;
- безопасная питьевая вода и санитария для всех;
- кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.
В социологии термин «социальная безопасность» обозначает такое состояние социальных взаимодействий и общественных отношений, которые исключают политическое, экономическое, духовное подавление личности и социальных групп, применение насилия и вооруженных сил по отношению к ним со стороны государства и (или) других социальных субъектов для достижения своих целей.
Один из возможных подходов в определении понятия «социальная безопасность» получил распространение за рубежом. Для этого подхода характерно ассоциировать понятие «социальная безопасность» с понятием «социальное обеспечение». При этом полагается, что решение проблем обеспечения социальной безопасности, предоставления материальной и иной помощи нуждающимся категориям граждан является основополагающим аспектом обеспечения национальной безопасности в целом.
Американский исследователь С. Дойл отмечает, что государство на ходится в социальной безопасности, если оно имеет возможность «осуществлять меры по развитию социальной сферы, образования и экономики без внешнего воздействия, обеспечить своих граж дан жильем, продовольствием, работой, защищать их гражданские права и личные свободы».
В соответствии с данным подходом, осуществляется практическая работа по решению проблем социального характера. Например, в США вопросами социальной безопасности занимается специально созданный орган федеральной власти – Управление социальной безопасности – действующий на основе закона о социальной безопасности 1935 г., принятого для предотвращения социального взрыва после Великой депрессии 1929–1933 гг.
В казахстанской практике нет законодательных документов, в которых непосредственно определялось бы понятие «социальная безопасность». Однако, по мнению экспертов, для многих государств, в том числе для Казахстана, социальная безопасность приобретает не менее важное значение, чем военная. Социальная безопасность предполагает наличие в стране достаточно высоких стандартов жизни, социального обеспечения, образования, здравоохранения, формирование и развитие позитивных ценностных ориентиров общества, отвечающих настоящим и перспективным национальным интересам.
Обеспечение социальной безопасности тесно связано с реализацией так называемого инклюзивного экономического роста. Он основывается на справедливом распределении ресурсов для каждой группы общества, устанавливая прямую связь между макро-и микроуровнем экономики. В результате структурной трансформации, происходящей в обществе на микроуровне, идет формирование экономики с высоким уровнем занятости, обеспечивающей экономическую, социальную и территориальную целостность и равенство. Предоставляются возможности повышения уровня жизни на основе расширения доступа к основным ресурсам и услугам, и, что самое главное – создаются основы для процветающего будущего.
Частью такого роста является инклюзивная финансовая система, которая доступна для всех слоев населения. Она включает следующие компоненты:
- бедные и малоимущие клиенты находятся в центре финансовой системы. Их спрос на финансовые услуги управляет действиями на всех других уровнях;
- основу финансовой системы составляют розничные финансовые услуги провайдеров, которые предоставляют услуги непосредственно бедным и малоимущим клиентам;
- формируется финансовая инфраструктура и спектр услуг, необходимых для снижения транзакционных издержек, увеличения охвата, развития навыков и прозрачности в сфере финансовых услуг;
- создаются соответствующие законодательные и политические рамки развития инклюзивной финансовой системы.