Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня хочется найти сходства и отличия между двумя произведениями одного из самых любимых и почитаемых современниками автороров - Стивена Кинга. Речь пойдёт об "Игре Джералда" и "Долорес Клэйборн".
Об авторе: Стивен Эдвин Кинг (1947 г. - наши дни) прозван "Королём ужасов". Примечательно то, что события, разворачивающиеся в его произведениях, происходят зачастую в штате Мэн - на его родине. Кинг имеет польские корни, его отец сменил фамилию Спенски на звучное "Кинг". Уже в 4 года он стал свидетелем смерти, в 12 лет написал свой первый рассказ под названием «Мистер Хитрый Кролик», повествоваший о белом крольчонке и трёх его приятелях-зверьках, разъезжающих по городу в поисках попавших в беду детей, чтобы выручить их (неплохое начало для короля ужасов :D ).
Самым значимым автором, повлиявшим на становление его писательского кредо, сам Стивен называет Говарда Филлипса Лавкрафта:
… случилось это, когда мне было лет тринадцать-пятнадцать — и я твёрдо уверен, что это идеальный возраст для чтения Лавкрафта. Проза Лавкрафта идеально подходит людям, живущим в состоянии гнетущей сексуальной неуверенности: по-моему, в образности его рассказов есть что-то юнгианское. Все они о гигантских обезличенных вагинах и тварях с зубами.— Andrew O’Hehir. «The Salon Interview: Stephen King»
Его имя стало известно массам после успехов произведений «Кэрри» (1974г.) и «Сияние» (1977г.).
Его спросили, почему он пишет, Кинг ответил
Ответ на этот вопрос достаточно прост, нет ничего другого, что я хотел бы делать. Я стал писать рассказы, потому что люблю писать рассказы. Вот почему я это делаю. Я действительно не могу себе представить, что буду заниматься чем-то другим, и я не могу представить себе, что не буду заниматься тем, чем занимаюсь.
и теперь мы знаем его, как одного из самых ярких писателей современности.
И напоследок, заканчивая о великом и ужасном, хочется продемонстрировать уникальный кадр: Стивен Всемогущий мать его Кинг смотрит на тебя как на shit экранизацию "Под куполом".
Даты издания книг:
"Долорес Клейборн" - 1993 г.;
"Игра Джералда" - 1998 г.;
Даты издания фильмов:
"Долорес Клейборн" - картина снята в 1995 г. Тэйлором Хэкфордом ;
"Игра Джералда" - начнет сниматься осенью этого года Майком Флэнеганом (режиссером "Окулуса").
Серия: «Стивен Кинг. Собрание сочинений»
________________________________________________________________
Живу и теплюсь надеждой, пока Кинг преодолет не полностью, найти его произведение которое я не захочу дочитывать. И даже в этот раз, наткнувшись на две не слишком отличающиеся по теме истории, которые, кстати, читатель не единожды раскритиковывал нещадно, я вновь потерпел фиаско, и вот аргументы, об которые разбились хрупкие надежды спящего во мне критикана...
О жанре: Характер главных героинь обеих книг схож, и он всецелостно воплощает в себе классику жанра психологической драмы. Искалеченная судьба невольного человека(во всех смыслах словосочетания) раздираемая неприятным прошлым и суровой действительностью оправдывает нахождение произведений на полке "Психологическая драма" в книжном магазинчике. Говоря о жанре, стоит дополнить, что количество саспенса на протяжении произведений, также позволяет добавить аффикс - триллер. Размытые границы жанра "триллер" позволяют присовокупить его как жанр-дополнение, способствующий найти компромисс между ужасом и мистикой. Итак, жанр произведений: Психологическая драма, триллер. Соответствие жанру - 10-ка.
О героях:
"Игра Джералда":
- Джесси Бирлингейм - главная героиня, примерная жена реализовавшегося в профессии адвоката. Её брак длится уже достаточно долго, но назвать его счастливым - значит соврать. Смирившись с ролью обыкновенной женушки она не реализовала себя в творчестве, коим увлекалась и имела даже небольшой талант. Джесси морально раздавлена грузом повседневности и бытовой жизнью домохозяйки и, потому считает, что достигла своего личностного потолка, но она не осознает в полной мере силу своего собственного характера, который сформировался впоследствии, в некотором роде трагических, обстоятельств: Джесси Бирлингейм - жертва детского инцеста...
- Джералд Бирлингейм - муж Джесси, успешный адвокат. За маской "начинающего богача" кроется закомплексованный мужчина на грани импотенции, который возбуждался только от странных эротических игр. Джералд фигурирует на протяжении всей книги и морально и физически...
- Множественные умы Билли Миллигана Джесси - голоса, звучащие в голове главной героини, которые взяли бразды правления над разумом обремененной стрессом и, мягко сказать, трудной ситуацией женщины:
- Примерная женушка Бирлингейм - строгая и консервативная часть Джесси, склонная к самокритикованию и нравстенным поучениям. "Женушка" - стереотипная личность, готовая путем самопожертвований в любой ситуации поддержать огонь в "семейном очаге".
- Рут - эдакий антагонист Примерной женушки Бирлингейм. Рут - подруга Джесси смелая и в то же время порой грубая, отождествляет собой инстинкт самосохранения, идущего поперек некоторым моральным принципам.
- Девочка, подвергшаяся инцесту - жертва глупости и детской наивности. Грустный голос из прошлого, запятноного позором и терзающего по сей день.
- Незнакомый голос - квинтэссенция здравого смысла в околошизофреничном мире миссис Бирлингейм.
- Смерть - игра теней... маньяк... образ смерти... 1:3 вероятности всего перечисленного.
"Долорес Клейборн"
- Долорес Клейборн - главная героиня, шестидесятилетняя домработница, сиделка в доме богатой дамы. Клейборн девичья фамилия героини, фамилия по мужу - Сент-Джордж. Женщина, способная чувствовать очень тонко не смотря на свою импульсивность. Жесткие и, порой, резкие решения ярко характеризуют стойкость характера персонажа, бледного и не самого по-кинговски выраженного. Очередная несчастная женщина, хотя нет, не очередная. Убийца ли она? Безусловно. Виновна? Ни в коим случае.
- Джо Сент-Джордж - неотесанный и малообразованный муж Долорес. Эгоистичность характера и низкий порок порог самоуважения способствуют нарушению им одной из священных заповедей: "Не возжелай ближнего своего".
- Джо Сент-Джордж (Джо-младший) — сын Долорес и Джо.
- Питер Сент-Джордж (Малыш Пит) — младший сын Долорес и Джо.
- Селена Сент-Джордж - дочь Долорес и Джо, синонимичная жертва инцеста, как и Джесси Бирленгейм. Психологическая травма детства Селены спряталась за семью замками,- мозг девочки вычеркнул страшные сцены из памяти успешного журналиста.
- Вера Донован — очень состоятельная жена влиятельного человека; именно у неё была домработницей, а, впоследствии, домоуправительницей и сиделкой Долорес Клейборн. Вера - самый близкий и родной человек Долорес(при наличии у последней детей и мужа), её путеводитель жизни, учитель и наставник. Несмотря на полярно разные общественные положения их женские судьбы переплетаются и получают схожий смысл. Главная стерва произведения и лучший и единственный друг протагониста.
___________________________________________________________________
Придерживаясь концепции нашего анализа и заканчивая повествование о героях этих двух произведений, хочется выделить, что Джесси и Селена обе жертвы инцеста, которые пытаются оттенить эти эпизоды в дальних уголках своей памяти, но в самые, я бы сказал, решающие сюжетные моменты фоновая картинка выступает на передний план. Джесси Бирлингейм видит Долорес Клейборн в своих бредовых муках и околосмертных видениях, хотя ни разу с ней не встречалась.
О сюжетах и их взаимоналожении:
В лучших традициях Кинга: ожидаемое пролонгирование окружностной сюжетной линии диаметрально меняется и продолжает свое течение по циклу. В контексте двух произведений нужно отметить, что "Долорес Клейборн" являет читателю более стройную фигуру повествования, нежели "Игра Джералда". Основной и общей темой произведений выступает философия положения женщины (матери и дочки, в частности) в современном мире, в мире мужчин. Ведь, однажды, мистер Браун сказал, что это мир принадлежит мужчин, после чего женщинам остается только вторить
Возвращаясь к сюжетным переплетениям, хочется отметить, что отправной точкой сокрушения судеб главных героинь является солнечное затмение 3-го ноября 1975 года в 16:17 по временному поясу штата Мэн :). Именно во время солнечного затмения отец изнасиловал Джесси, и именно в этот момент, на выдуманном автором острове Литтл-Толл, Долорес карает насильника своей дочери.
Долорес появляется в полудремной голове Джесси, как раз после нахлынувших на неё ужасных воспоминаний. Стивен Кинг доводит до читателя мысли о балансе в этом мире: где-то кто-то родился, где-то кто-то умер, где-то случается преступление, значится где-то вершится правосудие.
Стиль и прогресс:
Стиль написания различен, но не полярен. Кинг припустил дымцу от мотивов "Долорес Клейборн", которая стелясь как можно ниже к земле, заползла в комнату одинокой Джесси, но не более. Манера повествования для обеих драм, подобрана верно, хотя читателю не совсем по душе некоторые диалоги в "Долорес", ввиду их, казалось бы, невостребованной и необязательной грубости. Если подойти к описанию стиля с технической стороны, то нужно отметить дисбаланс между описательностью и динамизмом произведений с явным смещением в сторону первого. Стилистическим отличием, от других книг Кинга, является минимальное количество мистики и максимальное погружение в реальность. По сути, два этих произведения - монологи несчастных женщин. Относительно интриги: В "Долорес Клейборн" все сюжетные нити тянутся по наитию, понятно и предсказуемо. В "Игре Джералда" же она заставляет чуть больше сопереживать главной героине. Каков жанр, таков и стиль. Как говорится: "на любителя".)
Интересные факты:
- "Долорес Клейборн" не имеет глав, сегментов или каких-либо тематических частей (это яркая особенность, учитывая четыресхотстраницевую толщину);
- Как уже описывалось выше, солнечное затмение имело место быть в реальном мире, в отличии от островка Литтл-Толл, которого не существует;
- Из всех романов Кинга пиком понимания женщины считается эпизод с развешиванием только что постиранного белья под холодным зимним ветром (так проголосовали 90% поклонниц писателя);
Как обычный читатель: Питательная смесь из пошлого и великого, скучного и эксклюзивного оставляет замечательное послевкусие, благодаря которому еще пару секунд непроизвольно двигаются желваки.
Главные недостатки: Хорошо подумав, я не осмелился назвать эти вещи атмосферными. Читателю нужно ночью уйти в темный лес, взяв с собой маленький ручной фонарь для чтения, чтобы ощутить небольшую дозу страха.
Вывод:
Эти книги помогли мне перестать искать тонкую психологию в романах Кинга, - так как я наконец понял - это не его стезя, даже отчасти. Стивен всегда попадает в цель(хорошее впечатление), но не с помощью тонкой психологии. В произведениях присутствует глубочайший анализ личностей главных героинь, но, черт подери, в этом анализе нет таких ноток, которые заставили бы меня назвать Стивена Кинга гением. Тем не менее никогда не повернется язык окрестить "что-то из Кинга" будничным чтивом. "Игра Джералда" и "Долорес Клейборн" шепчут нам с запыленных книжных полок двадцатого столетия, что у каждого человека есть свой ад, только пройдя через который он обретет себя...
Следите за обзорами литературы постиндустриального человечества! Спасибо за внимание!
P.S. Немного цитат ;)
- Несчастный случай, – говорит она четко, будто учительница, – иногда бывает лучшим другом несчастной женщины.
- Все их шутки по этому поводу насквозь пропитаны злобой: Что такое женщина? Система жизнеобеспечения для влагалища.
- Иногда приходится быть сукой, чтобы выжить, — сказала она. — Иногда это единственное, что еще держит женщину в этой жизни.
- Я избавлю тебя от пересказа целого часа пререканий, но в конце концов мне оказалось достаточно просто заплакать. Конечно, как аргумент это слабовато, но это еще один знак ненормальности отношений между мужчинами и женщинами; он не верил, что я говорю серьезно, пока я не заревела.
- Глупые причины порождают глупые браки.
- Рыба должна плавать, птица должна летать, жена должна ворчать.