Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
03:06, 01 октября 2014

Штраф безбилетника

Хочу вам признаться – у меня есть штраф.

Его я получил за безбилетный проезд еще летом 2012-го года. Я его сохранил, и он долгое время висел на перегородке моего рабочего стола прямо перед глазами. Не знаю точную причину – то ли было забавно, то ли напоминание о том, что надо соблюдать правила.

Штраф безбилетника

Как это произошло? Я с утра поехал на работу на автобусе. Сел на остановке в полный автобус. До валидатора надо было проталкиваться, а передавать в толпе не захотелось. Зато сзади автобуса было свободнее и, не теряя времени, я пошел туда. Потом в автобусе стало просторнее, и освободились места сзади. С мыслью, что оплачу я за проезд, когда буду выходить, сел спокойно и ждал своей остановки.

Не дождался. На очередной остановке зашла контроллер и тут я попался. Была жалкая попытка с моей стороны пойти и положить 50 тенге в валидатор. Показал только что выданный билет, но это не помогло.

Минуты 2-3 публично шел наш спор в автобусе. Я говорил, что не выйду, потому что оплатил билет. Мой довод ее не устраивал. Под конец спора начали возмущаться пассажиры, потому что автобус не ехал из-за нас. Большая часть пассажиров были за меня, и просили, чтобы меня поняли и простили, тем более я оплатил. Кто-то советовал мне выйти, чтобы не задерживать всех. Чему я и последовал.

Когда мы вышли, пришлось оплатить штраф в 500 тенге и получить памятный подарок. Был удивлен, когда мне сказали, что показав его другому водителю автобуса, я смогу доехать бесплатно. Но я этим не воспользовался. Позора на то утро мне было достаточно.

В тот момент я не был зол на контроллера. Может только чуть-чуть из-за ее настойчивости. Но понимал, что виноват в получении штрафа именно я, и никто другой. Естественно, через какое-то время я уже вспоминал этот случай, улыбаясь про себя и не более.

Но недавно мое убеждение, что виноват только я, подверглось сомнению. Точнее стало убеждением, что виноват и кто-то другой.

Мне посчастливилось побывать в Риге на научной стажировке. Про то, как я кушал самые вкусные блинчики и познакомился с замечательными владельцами этого дружественного заведения, я писал в предыдущем посте. Здесь я хочу рассказать о сервисе пассажирских перевозок в Риге.

Расскажу по пунктам, которые выгодно отличают от нашего случая.

  • Начнем с того, что там тоже оплата электронная. И слово «электронная», является определяющим. Оплата происходит карточкой и не надо бегать перед поездкой в поисках копеек, потому что терминал купюры не принимает. Или ходить по автобусу с просьбой разменять 200 тенге на копейки.

Blog post image

  • Проблем с пополнением карточки нет. Это можно сделать в любом киоске, в котором продают напитки, газеты и всякую мелочь. А можно и в терминалах, которые часто встречаются на остановках. Кстати, вид карточек очень симпатичный.

Blog post imageBlog post image

  • Но даже если у меня, как гостя города нет этой карточки, это не проблема. Водитель примет от меня оплату за проезд и даст мне чек из стационарно кассового аппарата. И это не будет белый обрывок бумажки, чем-то напоминающий чек из терминала (вам это знакомо?). НО! Это оплата почти в два раза больше, если бы я купил карточку. Поэтому, уже ко второй поездке на автобусе я был готов.
  • В автобусах есть ТРИ терминала для оплаты картой. Т.е. у каждой двери он на расстоянии вытянутой руки. И никаких проблем с проталкиванием к терминалу. Оплатить не составило труда даже в час-пик.

Blog post image

  • В большинстве автобусов наверху висят симпатичные и вполне понятные (я так надеюсь, потому что не знаю латышского) инструкции, что вообще это за карточка, как ее получить, как ее пополнять и как ею платить. Думаю, для незнающих самое подходящее место для ознакомления. Подробные инструкции также есть и на остановках, под расписанием автобусов.

Blog post imageBlog post image

Blog post image

  • Оплатить можно карточкой везде – в автобусах, в троллейбусах, в трамваях и даже в электричках, ходящих за город. Кажется, есть два типа карточек и делятся они по видам транспорта. Но сами карточки бесплатные, и думаю это не проблема для граждан.
  • Это напрямую не относится к электронной оплате, но очень мне помогало. На остановках подробно расписано время прихода каждого маршрута в течение всего дня, на будни и выходные. Если вы присмотритесь, то обратите внимание, что автобусы ходят почти до часу ночи. И это один раз меня очень выручило. К моему удивлению, автобус был почти заполнен.

Blog post image

Но есть и то, что одинаково и у нас и у них. Есть контроллеры, которые проверяют, была ли проведена оплата. Заходят они случайно, и встречал я их один раз.

После всего увиденного я в очередной раз убедился, что есть два вида внедрения чего-то нового и полезного. Первое – для того, чтобы это работало и делало удобнее проезд граждан, а также для более прозрачных доходов автобусных парков. Второе – потому что так сказали и надо отчитаться за это.

После поездки в Ригу мне было с чем сравнить, и пришло понимание, что в моем штрафе виноват не только я)

 
2
627
5